Сюжет
Действие сериала происходит в отдалённом будущем на Земле, где сознание людей хранится в коре головного мозга, вживленной в основание черепа, чтобы в случае смерти человека его можно было пересадить в новое тело. Первый сезон рассказывает о посланнике Такеши Коваче после того, как его извлекают из оцифрованного хранилища (используемого в качестве наказания за преступления) для работы частным детективом у сверхбогатого «Мафа» (от «Мафусаил»), человека достаточно богатого и влиятельного, чтобы позволить себе прожить несколько жизней. Маф, Лоренс Бэнкрофт, недавно вернулся из мертвых (благодаря резервному копированию личности) после очевидного самоубийства, но утверждает, что никогда бы не покончил с собой. Из-за графика резервного копирования он пропускает 48 часов, предшествовавших его смерти. Он нанимает Ковача, чтобы выяснить, кто и почему его убил.
Во втором сезоне Ковач возвращается на свою родную планету Мир Харлана, чтобы поработать телохранителем у Мафа, на которого напал неизвестный. Однако не успел Ковач очнуться после возвращения в тело, предоставленное ему Мафом, как обнаруживает, что кто-то убил его нового работодателя и его телохранителей, пока он был в отключке. Оказавшись главным подозреваемым в убийствах и став мишенью для правительства Мира Харлана, возглавляемого коррумпированным губернатором Даникой Харлан и преследуемого безжалостным офицером Протектората полковником Каррерой, Ковач вынужден работать над раскрытием обширного заговора на планете, в который вовлечена его потерянная любовь, лидер революции Квелькрист Фальконер.
Привлечение явно недешевого актера сказалось на внешности «Видоизмененного углерода» — второй сезон заметно мрачнее и «коридорнее» предыдущего.
Картонные локации напичканы формальной киберпанковской атрибутикой и только ей. Денег, кажется, не хватило даже на разовую консультацию с переводчиком: клуб «ДЛФ БЙЖЦ» передает привет. Понятно, что авторы подстраивались под зарубежного зрителя и специально отобрали буквы, которых нет в латинском алфавите, но выглядит все равно смешно.
Вместо новых идей и развития заложенной в первом сезоне философии второй представляет собой небывалый образец парафраза. Сериал вновь исследует феномен бессмертия, разными словами пытается донести мысль, что хотя тел может быть много, душа всего одна — и она улетучивается после первой жизни.
Персонажи
Главные герои
- Такеши Ковач — бывший солдат C-TAC ООН, ставший повстанцем-посланником и частным детективом. Он обладает невероятными умственными, физическими и социальными способностями.
- Эдгар По — искусственный интеллект, который принимает форму Эдгара Аллана По и управляет отелем, который служит оперативной базой Ковача в Бэй-Сити.
- Квелкрист Фальконер — лидер и основатель организации, известной как Посланники.
Из первого сезона
- Лоренс Бенкрофт — трехсотлетний Маф, один из самых богатых людей на Земле.
- Кристин Ортега — детектив по органическим повреждениям, который по прибытии испытывает таинственную враждебность к Ковачу.
- Рейлин Кавахара — одна из самых могущественных женщин на Земле.
- Элиас Райкер — первоначальный владелец рукава Ковач был помещен Бенкрофтом, полицейским-нарушителем правил, который был осужден за нанесение настоящей смерти.
- Вернон Эллиот — бывший морской медик Протектората, чья жена была заключена в тюрьму, а дочь убита.
- Элизабет «Лиззи» Эллиот — травмированная проститутка и дочь Вернона и Авы, она существует только как поврежденный кортикальный стек на попечении своего отца, пока По не приложит руку к её излечению.
- Дмитрий «Дими» Кадмин — русский гангстер, который использует незаконную технику, известную как «двойной рукав», по сути создавая копию своей личности в другом рукаве.
- Мириам Бенкрофт — жена Лоренса в том же возрасте.
- Призрачный Странник (он же Мистер Люн) — служит у Рейлин личным силовиком и киллером.
Департамент полиции Бэй-Сити
- Капитан Танака — начальник полиции Бэй-Сити.
- Самир Аббуд — партнер Ортеги и старый друг её отца.
- Микки — ИИ, работающий в полиции.
Мафусаилы
Сверхбогатые граждане, которые могут позволить себе практически вечную жизнь, переселяясь в тела клонов.
- Умоу Прескотт — адвокат, нанятый семьей Бенкрофт. Она занимается поддержанием связи с полицейским управлением Бэй-Сити и другими «низшими» лицами своих работодателей, включая Такеши Ковача.
- Исаак Бенкрофт — один из сыновей Бенкрофта.
Подразделение спецназа для пресечения преступной деятельности в протекторате.
Джагер — лидер команды C-TAC.
Из второго сезона
- Трепп Имани — охотница за головами, которая насильно вербует Ковача для работы в Харлане.
- Даника Харлан — аморальная и коррумпированная губернатор Харлана.
- Иван Каррера — глава сил C-TAC в Харлане, лично заинтересованный в охоте на Ковача.
- Диг 301 — ИИ-археолог, которая в конечном итоге помогает По и Ковачу.
- Майка Имани — жена Треппа и мать их сына, а так же владелица бара в Харлане.
- Хидэки Танасэда — маф и один из основателей Харлана, связанный с прошлым Ковача.
- Джошуа Кэмп — лидер ополчения квеллистов, ведущий революционную войну в Харлане.
- Конрад Харлан — основатель Харлана, названного в его честь.
- Старший Страж — Сущность Старейшины, охотящаяся на мафов.
- Вечнозеленый — Секретное оружие полковника Карреры: .
Киберпанк — это черная дыра современной культуры, в которую легко провалиться и еще легче раствориться в ее недрах.
Жанр не ограничивает авторов в фантазии, а в придачу помогает прикрыть все шероховатости характерным визуалом, пресетами, где одна и та же лампочка может мигать разными цветами и все будут в восторге.
«Видоизмененный углерод» покрыт гирляндами и залит неоновым светом, в котором он систематически поскальзывается на клише и падает в логические дыры. Роман-первоисточник Ричарда Моргана — это бульварное чтиво, которое писатель сплел с эстетикой киберпанка в надежде выдать свое произведение за научно-фантастический триллер. Однако как бы Морган не углублялся в неонуар, сдержать смех от его описаний секса и в общем вычурной графомании крайне сложно.
Тропы и штампы
- Бафос — многие диалоги могут показаться натянутыми и/или мелодраматичными, с добавлением изрядного количества клише. Наиболее заметные в первом сезоне — диалоги во втором сезоне в целом кажутся более естественными, хотя все ещё есть странные моменты, которые выделяются.
- Ловушка для сердобольных — разделавшись с целым полком запасных тел Рэй, Ортега попадается на последнем — маленькой девочке, которая испуганно забивается в угол и якобы всё это время была в плену. Хотя предшествовавшая драка уж если чему и должна была научить Ортегу, так это тому, что соперница может оперативно переключаться между различными оболочками за считанные секунды.
- Реальная боль в виртуальной реальности — для бесконечных допросов с пытками. В ходе допросов жертву не раз «убивают» с предельно реалистичными болевыми ощущениями.
-
Плохой хороший конец —
во втором сезоне герои не дают разбушевавшемуся Старейшине уничтожить колонию Харлана с орбиты и в процессе уничтожают Старейшину. Ультракоррумпированный губернатор и Каррера получили RD’d, как и главный Такеши через героическое самопожертвование. Однако это смягчается двусмысленностью всей ситуации, плюс резервная копия Така, существовавшая до того, как он стал Квеллистом, все еще рядом и присоединилась к хорошим парням. Все остальные главные герои тоже выжили, и похоже, что По удалось спасти DHF Энтони Маки Такеши прямо перед тем, как он пожертвовал собой.
.
- Пытки ломают личность — безопасная пытка в виртуальной реальности с самыми настоящими реалистичными болевыми ощущениями. Пытают многократно до смерти воскрешают и вновь пытают. При отсутствии физического ущерба такие пытки ломают личность.
- Роман чая с молоком — родители Такеши Ковача, что легко понять из имени, славянин и японка. С прикрученным фитильком относится и к самому Такеши, пока он находился в своём оригинальном теле, поскольку унаследовал азиатскую внешность матери, а белую партнёршу показали как минимум одну в первой серии.
- Светлее и мягче — после того, как в первом сезоне было много наготы, крови и разврата, во втором сезоне есть только одна короткая обнаженная сцена, а насилие, хотя и не исчезло, значительно уменьшиллось. Тон в целом намного светлее, несмотря на более высокие ставки настоящей угрозы, и количество смертей названных персонажей также намного ниже.
- Фирменная любимая еда — печенье у Ортеги.
- Яндэрэ — по-видимому, общий недостаток всех бессмертных.
Первый сезон «Видоизмененного углерода» был стильным, ярким и во многом идейным произведением, в котором все равно то и дело проскальзывала фальшь.
Юэль Киннаман тянул на себе роль хладнокровного Такеши Ковача, режиссеры «Игры престолов», «Сорвиголовы» и «Карателя» пытались придать происходящему эпичности. Но полностью видоизменить «Углерод» им не удалось — из мелодрамы трудно выковать боевик, работая с одной лишь картинкой.
«Видоизмененный углерод» — это стопроцентный ромком, из которого попытались сделать мужицкую драму с драками и стрелялками. Начавшись как бойкий детектив, первый сезон за несколько серий эволюционировал в любовную историю между телом Райкера и Ортегой, Ковачем и его сестрой. А финальный эпизод преждевременно выкинул завязку второго сезона — главный герой отправится на поиски своей давней возлюбленной Кэллкрест Фалконер.
Второй сезон действительно посвящен интрижке между Ковачем и Фалконер, а в остальное время сериал вновь читает наивные лекции о коварном технологическом прогрессе. Проблема в том, что новый сезон — это «рукав» предыдущего. Та же самая история, показанная в другой оболочке. Как во вселенной сериала персонажи переносят сознание из одного тела в другое, так и «Видоизмененный углерод» транслирует нам все то, что мы видели еще в 2018 году. И если для героев шоу почти каждый новый «рукав» — это апдейт, то сам сериал сделал заметный даунгрейд.
Это становится ясно с первых же кадров, когда вместо харизматичного Киннамана на экране появляется Энтони Маки — новое тело Ковача, из дисишного Рика Флэга превратившийся в марвеловского Сокола. Вместе с массой мускул поредела и выразительность главного героя. Актера с каменным телом, но острой харизмой сменил оголтелый булыжник, за все восемь эпизодов не способный выдавить из себя ни единой эмоции.
Выбор Маки действительно оказался роковым для сериала: к шоу захотели привлечь больше внимания знакомым лицом, однако само это лицо никак не вписывается в рамки истории, полностью зависящей от одного, ключевого персонажа. Актер определенно проникся концептом оригинального романа и зачитывает свои строчки с максимальным, практически машинным пафосом. Как если бы вы попросили Siri, Алису или любой другой ИИ прочитать сборник цитат великих философов — четко поставленной, но совершенно безэмоциональной речью.