Авиалайнер крутанул «бочку» перед посадкой. И хотя это очевидная подделка, аэрофобы всё равно перепугались
Пользователей твиттера напугало видео, где пассажирский «боинг» садится при очень сильном боковом ветре и совершает невероятные трюки для выравнивания в воздухе. Выглядит впечатляюще, но абсолютно нереалистично — но как будто аэрофобов это убедило.
4 сентября пользователь твиттера под ником Змей опубликовал видео, на котором заходящий на посадку самолёт сопротивляется очень сильному ветру и фактически висит в воздухе. Затем, пытаясь попасть на взлётную полосу, судно совершает кувырок на 360 градусов.
Достоверно неизвестно, откуда именно Змей взял опубликованное видео. Однако его предположительный оригинал появился ещё в июне 2017 года на YouTube-канале Meni Things, целиком посвящённом вирусным видеоподделкам с разной степенью реалистичности.
Несмотря на то что сам Змей иронизировал над видением ситуации с точки зрения журналистов и боящихся летать пассажиров, многие восприняли ролик всерьёз.
Потапов Роман
Но даже если отбросить вопрос компьютерной графики, на фейковость видео с кувырком указывает и его собственное содержание. Дело в том, что на Boeing 737 в кадре нанесена символика компании Air Canada Jetz. Однако во флоте этого перевозчика нет «боингов» — только три чартерных самолёта Airbus A319.
Более того, если бы рейсовый Boeing 737 совершил 360-градусный кувырок, это стало бы очень громкой новостью. И в новостных агрегаторах действительно упоминается подобный случай. Вот только самолёт принадлежал другой авиакомпании, а разворот произошёл вдоль взлётной полосы по плоскости вращения — судно даже не взлетело.
На пассажирском самолёте действительно можно сделать «бочку» (если отмести нюанс, что это запрещают правила перевозок). Один из немногих примеров подобного трюка — запись испытаний Boeing 707, который пилотировал Элвин Текс Джонсон. Однако самолёту потребовалась гораздо большая скорость и уж точно гораздо большая высота.
Даже без фейков в новостях хватает примеров мастерства пилотов. Например, в Хабаровске прошли учения, на которых лётчики учились садить транспортники и истребители на обычную междугороднюю дорогу. Только местных жителей, кажется, забыли предупредить, и они не на шутку перепугались.
А вообще современных авиапассажиров очень легко напугать. Например, в США самолёт вернули в зону посадки из-за одной фотографии трупа, которую одновременно получили на свои телефоны несколько пассажиров. Правда, оказалось, что это фото постановочное. А рассылка и вовсе была случайной: одна девочка просто нажала не ту кнопку.
«Бочка» на пассажирском самолете: Это фантастика?
15 ноября в прокат вышел фильм «Экипаж», где главный герой — пилот пассажирского самолета — выполняет сложную фигуру высшего пилотажа ради спасения жизней. КиноПоиск решил узнать, насколько реальна эта ситуация в жизни.
ОСТОРОЖНО! В СТАТЬЕ МОГУТ БЫТЬ СПОЙЛЕРЫ!
После одиннадцатилетнего перерыва в игровом кино Роберт Земекис снял картину «Экипаж» о летчике, который спасает пассажиров, выполняя головокружительный трюк на своем лайнере. При заходе на посадку Уип Вайтекер переворачивает самолет днищем вверх и таким образом выходит из пике. После этого все коллеги говорят пилоту, что он совершил невозможное.
Комментарии экспертов
Сергей Александрович, пилот с 40-летним стажем:
«Заход на посадку — это сложнейший элемент полета. Посадочная скорость составляет приблизительно 240-250 км/ч на пассажирском самолете. В этот момент самолет находится на границе режима сваливания. Режим сваливания заключается в том, что самолет резко поднимает нос, начинается дрожание всего фюзеляжа, после этого машина сваливается на крыло и летит до самой земли. Ее уже ничем не выведешь. Это не истребитель, у которого можно рули поставить нейтрально и попытаться его вывести. Пассажирский самолет так не реагирует, он очень тяжелый. У него полетный вес где-то приблизительно 80 тонн. У грузовых самолетов он достигает 200 тонн.
Так что герои должны были свалиться в отвесное пике. Когда пилот в фильме принимает решение о перевороте, высота составляет 21 000 футов. Это где-то в пределах 6 километров. Ситуация абсолютно нереальная. Переворачивание самолета с пассажирами — это неминуемая катастрофа. Самолет и так полностью теряет скорость, а при переворачивании они потеряют еще как минимум около 2,5-3 километров высоты. Они уже в земле.
Если попробовать сделать „бочку“ на пассажирском самолете — испытания такие проводились на Ил-18, — то машина при скорости где-то в 650 км/ч потеряет порядка трех километров высоты.
Чтобы выполнить такой маневр, нужно приподнять нос самолета, дать режим двигателям почти до взлетного и только после этого пытаться рулями дать такой крен больше 90 градусов. При этом крыло уходит на закритический угол атаки. Самолет сначала дрожит, а потом сваливается в плоский штопор.
Кроме всего прочего, в полете время очень спрессовывается. Экипаж не успел бы ничего придумать. Только если бы отрабатывал такую ситуацию много раз на тренажере. Но это невозможно. В тренажере такой сценарий не предусмотрен».
Для наглядности мы изобразили схемы полетов в инфографике.
Александр, инженер по авиационным электросистемам и пилотажно-навигационным комплексам:
«Вызывает сомнения фраза второго пилота «У нас отказала гидравлика». При отказе гидравлики никакие управляющие устройства — элероны, спойлеры, рули направления и рули высоты — не будут функционировать. Они застывают либо в том положении, при котором случился отказ, либо в нейтральном. А в фильме часть приборов волшебным образом работает так, как полагается! Хотя в реальности все действия экипажа должны были быть тщетными».
Пилот гражданской авиации, пожелавший остаться неизвестным, Мадрид, Испания:
«Самолет в фильме похож по модели на MD-80, на котором я летаю. Возможен ли тот трюк, который выполняет Вайтекер? Только если ты пьян или под кокаином! Это чистое сумасшествие. Теоретически, конечно, так можно перевернуть самолет. Но не в условиях рейса и, конечно, уж не с полным салоном пассажиров. Был случай, когда один пилот демонстрировал Boeing компании-покупателю и сделал на нем „бочку“. Его моментально уволили. Что бывает за пьянство во время рейса? Лишение лицензии пилота. Либо отстранение от полетов на длительное время, но это если очень повезет».
Четверной тулуп
В авиамодельном мире существует негласное противостояние приверженцев классического и 3D-пилотажа. Все элементы классического пилотажа модели унаследовали от своих больших прототипов. Вместе с ними из большой авиации в моделизм перешло особое отношение к делу, в основе которого лежит строгая дисциплина. Соревнования в классическом пилотаже строго формализованы. Перед выступлением пилот получает лист-задание. В нем перечислены элементы, которые ему предстоит выполнить. Судьи оценивают выступление по выработанным годами критериям, главный из которых — точность выполнения фигур.
Как выполнять: разумеется, сделать «Харриер» и добавить к нему элероны было бы слишком просто. При попытке выполнить трюк таким образом самолет непременно упадет. Когда пилот выполняет «Харриер», он постоянно опускает хвост самолета, управляя рулем высоты. Представьте себе, что самолет повернулся на 90 градусов, консолью к земле. Во‑первых, рули высоты и направления тут же меняются местами. Руль высоты необходимо выпрямить, иначе самолет уйдет в сторону. Руль направления, напротив, будет определять положение хвоста по вертикали. Мало того, как только самолет повернет консоль к земле, подъемная сила резко упадет, и ему понадобится мощная компенсация. При этом руль направления имеет меньшую площадь, чем руль высоты, а значит, работать им нужно интенсивнее. Выполняя Rolling Harrier, пилот должен ритмично переключаться с руля высоты на руль направления и обратно, поворачивая их на строго определенные углы. С каждым 90-градусным поворотом ориентация органов управления будет меняться. Разумеется, неожиданные порывы ветра при этом никуда не денутся, и их также нужно будет оперативно компенсировать.
Как научиться: чтобы освоить Rolling Harrier, Евгений Прокофьев рекомендует в отдельности освоить «Харриер», «перевернутый Харриер» и «полет на ноже». Нож — это фигура из классического пилотажа, которую выполняют и модели, и настоящие самолеты. Она заключается в полете с креном 90 градусов, когда самолет удерживается в воздухе за счет подъемной силы фюзеляжа. Она намного меньше, чем подъемная сила крыльев, поэтому в этом режиме требуется значительное отклонение руля направления для поддержания необходимого угла атаки. Научившись делать «Харриер» и «Нож», можно пробовать делать их по очереди, постепенно двигаясь к плавному переходу одной фигуры в другую.
«Разница между классическим пилотажем и 3D — как между конькобежным спортом и фигурным катанием, — говорит Евгений Прокофьев.- В 3D большое значение имеют артистизм пилота и зрелищность программы. Разумеется, необходимым требованием по‑прежнему остается точность выполнения элементов».
Выступления 3D-пилотов проходят под музыку и длятся две или четыре минуты. Спортсмен демонстрирует настоящий танец в воздухе, зачастую со сложным музыкальным сюжетом. Бригада из четырех судей оценивает шоу по нескольким критериям: это использование зоны (пилот должен полностью использовать всю зону полетов, но не выйти за ее пределы), гармония с музыкой (3D-спортсмену жизненно необходимо чувство ритма), точность выполнения фигур, из которых состоит танец, и общее впечатление, артистизм. Оценки судей во многом субъективны, а во главу угла ставится шоу, способность удивить зрителей. Недаром в качестве вспомогательных выразительных средств спортсмены нередко устанавливают на свою технику дымовые шашки и фейерверки.
Пилоты из классического пилотажа почему-то редко интересуются 3D. Возможно, они считают его несерьезным позерством. Может быть, дело в том, что в 3D-пилотаже зачастую не с кем и негде соревноваться. К примеру, в России в год проходит пять-шесть соревнований по классическому пилотажу и ни одного по 3D. Однако есть и еще один нюанс. «Научиться делать ‘мертвую петлю‘ или ‘бочку‘ вы можете за пару вечеров. Учиться делать эти элементы чисто можно несколько лет, — объясняет Евгений. — В 3D-пилотаже элементы намного сложнее. Вы не сможете научиться делать ‘висение‘ плохо, а затем оттачивать свое мастерство. Пройдут годы, прежде чем вы впервые сможете «повиснуть».
Фокусы с людьми
1. Левитация
Женщина лежит на доске, которая поддерживается металлическим стержнем. Фокусник стоит так чтобы прикрывать стержень и таким образом там где он стоит определяет насколько хорошо исполняется этот трюк.
2. Девушка зигзаг
Это довольно простой фокус. Когда ассистентка заходит в шкаф, она разворачивает свое тело, так что когда входят ножи, они не задевают ее. Когда выдвигается средняя часть шкафа, только ее рука сдвигается, но черная подкладка шкафа создает иллюзию того что средняя часть тела полностью отрывается.
1. Элементы конструкции шкафа, которые добавляют место для изгибов для человека внутри. Они, как правило, покрашены в черный цвет, чтобы сливаться со шкафом.
2. Ножи заходят только на часть вертикального пространства, оставляя место для ассистентки.
3. Черные полосы — используемое пространство. Они плохо видны если смотреть на них сбоку или по телевизору, из-за чего ящик кажется меньше.
4. Внутреннее пространство больше, чем кажется.
3. В воздухе
Этот фокус похож на фокус левитации, но фокусник при этом не стоит перед поддерживающим стержнем. Затем он пропускает обруч над ассистенткой, но только до тех пор, пока позволяет опора, создавая иллюзию, будто тело парит в воздухе.
Как стать трехмерным
Современные авиамоделисты совершают свой первый шаг в небо в виртуальном пространстве. Компьютерный симулятор, управляемый пультом от настоящей модели, позволяет привыкнуть к органам управления без опасения разбить дорогостоящий самолет. Главная задача пилота на этом этапе — научиться управлять самолетом, глядя на него с любой стороны.
Освоиться с управлением в виртуальном мире можно всего за пару недель. Если вы делаете десять посадок из десяти — можете выходить на поле с пенопластовой моделью. Такие самолеты имеют размах крыла до одного метра. Их главное преимущество — ремонтопригодность. Сломавшуюся консоль из пенопласта можно подклеить прямо на поле.
Цель: самолет летит настолько медленно, насколько возможно, слегка опустив хвост. Как выполнять: Для каждого самолета существует некая минимальная скорость, на которой он может лететь. Если скорость упадет ниже этого порога, воздух перестанет обтекать крыло, и подъемная сила исчезает. В такой ситуации говорят о срыве потока. Фигура «Харриер» выполняется далеко за пределами срыва. И все же подъемную силу создает именно крыло, которое обтекает воздушный поток от винта. Самолет, летящий со слегка опущенным хвостом, напоминает знаменитый Harrier, переходящий к горизонтальному полету после вертикального взлета. Задача пилота — поддерживать правильный баланс тяги и тангажа. Если переборщить с тягой, самолет выйдет из режима и разгонится. Если тяги будет слишком мало — на крыле не сформируется достаточная подъемная сила. Чтобы «притормаживать» самолет, нужно поддерживать оптимальный угол атаки: так часть подъемной силы будет противостоять тяге винта, увлекающей самолет вперед. Как и в фигуре «Висение», пилот должен постоянно компенсировать ветер, работая всеми рулями одновременно. Как научиться: «Харриер» отчасти похож на висение с той лишь разницей, что высота и скорость здесь зависят не только от тяги, но и от тангажа. Для «Харриера» нет специальных тренажеров в симуляторе. Так что освоение этого элемента следует начинать с обучения висению.
На пенопласте пилоты летают от месяца до полугода. На этом этапе они вырабатывают не столько мастерство управления, сколько уверенность в себе. Следующим приобретением становится красивый самолет из бальсы с размахом крыла 1,2−1,5 м.
При кажущейся малозначительности этих цифр каждые лишние 10 см значительно влияют на вес и поведение модели. Со временем пилот обнаруживает, что управлять большими и тяжелыми моделями проще, чем маленькими тренировочными. Такая машина ведет себя стабильнее, менее остро реагирует на ветер, летает медленнее и дает больше времени для точного управления. Весь процесс обучения пилота направлен на борьбу со страхом. Проходит пара лет, прежде чем он решится поднять ввоздух большую и дорогую модель.
«Бывают редкие случаи, когда пилот сразу покупает большую дорогую модель и тренируется с тренером на сдвоенном управлении, — рассказывает Виталий Шпаков. — Два пульта соединяются, и тренер может в любой момент взять управление на себя. Преодолев страх, человек буквально за полгода становится уверенным пилотом, способным самостоятельно управлять большим самолетом».
Спорт — совсем другая история. Чтобы называться спортсменом, побеждать, летать в 3d, пилот должен регулярно тренироваться. Профессионалы летают ежедневно по два раза — скажем, по часу до работы и после. Это настоящие фанаты авиамодельного спорта, и ежедневные занятия им только в удовольствие.
Сосуды из дерева для хранения алкоголя со временем начинают терять свои свойства. Это особенно характерно для тары, которая долго не используется. В этой статье вы узнаете, как устранить течь дубовой бочки , и избавиться от других дефектов. Прочитав её, вы сможете самостоятельно решать такие проблемы.
Дубовая бочка течет, что делать
Для того чтобы привести деревянный бочонок в порядок, если он рассохся, нужно проделать достаточно простую процедуру. Если тара долго не эксплуатировалась, то после заливки в нее жидкости она может начать протекать. Сейчас вы узнаете, как отремонтировать течь в бочке самостоятельно. Для этого не требуется прикладывать каких-либо значимых усилий.
Отметим, что дерево прекрасно впитывает влагу, после чего расширяется. Если у вас протекает дубовая бочка, прежде всего необходимо подтянуть её обручи. Не стоит их подбивать до отказа. Обручи нужно немного подтянуть, чтобы они не свалились. Далее, необходимо залить в тару горячую воду. После того, как жидкость остынет её нужно слить. Если после этого все равно течет дубовая бочка, операцию необходимо повторить. С каждой новой итерацией, течь будет становиться меньше.
Воду в бочонке можно оставлять не несколько дней. После чего её обязательно нужно менять. Поскольку вода начинает протухать. Периодически нужно подтягивать обручи. Повторяйте эти действия до тех пор, пока течет деревянная бочка. Когда древесина хорошо распухнет, течь исчезнет. Теперь вы знаете, как устранить течь в дубовой бочке. Отметим, что такой метод починки допустимо применять в том случае, если тара не имеет физических повреждений.
Самолет и вертолет
3D-пилотаж — это весьма специфический вид полетов, и он требует специальной техники. Отличительная особенность самолета для 3D- большая площадь управляющих поверхностей. Элероны, рули высоты и направления могут занимать до 50% поверхности крыла, стабилизатора и киля. Прежде всего это позволяет выполнять резкие маневры на скорости. От пилота требуется особая точность и плавность управления, чтобы совладать с таким аппаратом.
Цель: на большой высоте самолет переходит в пикирование, выполняет бочку, после чего переходит в плоский штопор: падает и вращается, как кленовое семечко. Затем пилот выводит самолет из опасного режима и продолжает полет.
Как выполнять: Эта фигура проще других элементов 3D-пилотажа, потому что она не требует постоянной работы органами управления. Пилот должен лишь своевременно ввести самолет в режим, а затем вывести из него. В отличие от других фигур, для «блендера» можно написать точный алгоритм. Забравшись на высоту 200 м, пилот переводит самолет в пикирование на малом газу. Повернув элероны на полный ход, он выполняет бочку. Затем руль высоты резко переводится вниз, а руль направления — полностью в сторону. Самолет тут же переходит в плоский штопор. Пилот дает полный газ, и за счет обдува крыльев скорость падения падает, а темп вращения нарастает. Чтобы вывести самолет из режима, пилот отпускает ручки, лишь придерживая руль высоты чуть вниз. Самолет переходит в прямолинейное пикирование, из которого легко перейти в нормальный полет.
Как научиться: Фигура не связана с балансированием у земли и выполняется на большой высоте с минимальным риском разбить самолет. Поэтому она не столь сложна в освоении, как остальные фигуры. По технике выполнения она близка к классическому пилотажу с той лишь разницей, что для настоящего самолета такой маневр очень опасен.
Однако основное назначение больших рулей — вовсе не резкие маневры. Значительная часть 3D-фигур выполняется на малой скорости, когда крыло не обдувается набегающим потоком воздуха. В этих режимах и подъемная сила, и управление осуществляется благодаря обдуву винтом. Воздушный поток от винта намного слабее традиционного «ветра в лицо» на скорости, поэтому для управления в таких условиях требуются большие рулевые поверхности.
Раз самолету приходится превращаться в вертолет, к нему предъявляются повышенные требования с точки зрения энерговооруженности. Входным билетом считается соотношение 2:1, то есть тяга двигателя должна вдвое превышать вес аппарата. Рекомендуется использовать пропеллер большего диаметра с меньшим шагом — так крылья и рули будут обдуваться на большей площади.
Цель: самолет зависает вертикально над землей и плавно вращается вокруг продольной оси. Как выполнять: заставить самолет вращаться в сторону, противоположную вращению пропеллера, сравнительно просто — нужно чуть меньше компенсировать реактивный момент элеронами, чем в силовой бочке. Вращаться в сторону вращения пропеллера может далеко не каждый самолет и не каждый пилот. В этом случае тяги винта должно хватать не только для того, чтобы компенсировать реактивный момент (а даже для этого элероны поворачиваются практически полностью), но и чтобы пересилить его. Для пилота ситуация сложна тем, что данный режим является предельным с точки зрения технических возможностей самолета, а значит — нестабильным. Кроме того, при повороте самолета вокруг своей оси точка зрения, а значит и ориентация органов управления, постоянно меняется. Ручки действуют то в прямом направлении, то в зеркальном отображении. И при любом положении самолета пилот должен безошибочно компенсировать непредсказуемые колебания воздуха. Как научиться: чтобы научиться правильно управлять самолетом в любом положении, нужно разделить сложную задачу на несколько простых. Пилот учится выполнять висение, когда самолет развернут к нему фонарем, шасси, правой или левой консолью. Освоив висение в разных положениях по отдельности, можно попробовать проявить свои навыки в единой фигуре — силовой бочке.