Люси и Эдмунд в Серебряном кресле?
«Серебро» не Включите любого из детей Певенси, которые были героями «Льва» и «Каспиана». Только двое младших братьев и сестер, Эдмунд и Люси, появились в «Рассвете», а «Сильвер» сосредоточен на кузене детей Юстасе и его однокласснице Джилл.
Чем закончилась Нарния? Луна восходит и поглощается солнцем. Аслан приказывает Отцу Времени раздавить солнце, как апельсин, и почти сразу огромный водоем начинает превращаться в сплошной лед. Питер закрывает морозильную дверь и запирает ее., положив конец миру Нарнии.
Как воскрес Аслан? Жертвоприношение Аслана у Каменного стола. Аслан поприветствовал Питера, Сьюзен и Люси Певенси по прибытии в его лагерь возле Каменного стола. … Чтобы спасти его, Аслан согласился быть принесённым в жертву вместо него. Однако, по законам Глубинной Магии, Аслан, как невинная жертва, воскрес.
Основана ли Нарния на Библии? это все аллегория на основе Библии. Наиболее очевидным является Аслан в роли Иисуса. Он создал Нарнию, прорычав (проговорив) ее. Его смерть и воскресение на каменном столе — это смерть и воскресение Иисуса на кресте.
Под русским крестом
Профессор Кембриджа, член Британской академии наук, исследователь английской словесности, Клайв Льюис однажды горячо уверовал в Бога и стал известен как автор многих апологетических книг. Их отличает одна характерная черта. Будучи по вероисповеданию ортодоксальным англиканином, Льюис, толкуя христианское учение, ничего не говорит о конфессиональных различиях. В частности, в книге «Просто христианство» он пишет: «Мы должны защищать само христианство — веру, проповеданную апостолами, засвидетельствованную мучениками, выраженную в Символе веры, разъясненную Отцами Церкви».
Православные очень любят книги Клайва Льюиса. В Англии, например, есть книжные магазины, где продаются только православные издания, с одним исключением: Льюис. И хотя внешне с Православием он связан очень мало (несколько раз он бывал на православном богослужении, весь ход которого его очень поражал и удивлял), епископ Диоклийский Каллист (Уэр) называет его «анонимным православным».
Клайв Льюис знал, что рационально Бога постичь нельзя. Ближе всего мы подходим к Нему через символы. Потому-то и выражает английский профессор самые глубокие свои прозрения в сказках и притчах. Для него вера не столько в том, что нас убедили доводы, а в том, что мы сделали выбор. Об этом пишет Льюис в «Хрониках Нарнии». Близка ему и идея покаяния. В повести «Покоритель зари» (тоже нарнианский цикл) плохой мальчик Юстас превращается в дракона. Он пытается содрать с себя драконью кожу, но под первым слоем — второй, еще более мерзкий… Избавляет Юстаса Аслан. Человек не может справиться с грехом без помощи Божией…
В 1963 году Клайв Льюис скончался. На его похоронах присутствовали все его близкие друзья, в том числе — Николай Михайлович Зёрнов, один из основателей Русского христианского движения. Его супруга, Милица Зёрнова, принесла крест из белых цветов, но ей сказали, что цветов в храме не будет. Венок удалось положить на гроб только на кладбище… Один англичанин позже написал: «Кто бы подумал? …Льюис похоронен под русским крестом».
Протиснуться к Христу
Льюиса часто называют апологетом христианства. Но что такое обоснование и защита учения Христа перед современным миром? Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога. Аврелий Августин приводил свои доводы. У нас есть Евангелие и многочисленные свидетельства святых подвижников. Но если человек не стал свидетелем лично (замечательно, что по-гречески мученик – это «μάρτυϛ», т.е. «свидетель»), чистая логика никогда не укоренит в жизни во Христе.
Жажда немедленного эффекта и требование «чуда» бесконечно далеки от настоящей веры. Это очень точно передано в притче о богаче и Лазаре: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
В этом смысле очень верны рассуждения Натальи Трауберг: «…для обращения Льюис не нужен. Он даже вреден, если без поворота воли, без «перемены ума» человек будет набивать себе голову более или менее мудреными фразами. Но тогда вредно все. Любые свидетельства вредны, если набивать ими голову, а не сердце. (…) если человек сломился, сокрушился – жизнь его совершенно меняется.
Ему приходится заново решать и делать тысячи вещей – и тут ему поможет многое. Он будет втягивать, как губка, самые скучные трактаты, что угодно, только бы «об этом». Льюис очень помогает именно в такое время. Он очень важен для христиан как свидетель (…). тем, кто уверовал, «переменил ум», полезна едва ли не каждая его фраза – не как «руководство», а как образец».
Сравнивая Льюиса и Честертона, Трауберг замечает: «оба – намеренно просты, оба – раздражающе серьезны. Как и Честертон, Льюис очень несерьезно относился к себе, очень серьезно – к тому, что отстаивал». В мире, где собственное Я, замешанное на эгоизме и гордыне, становится едва ли не главным препятствием на пути к Богу, такое мировоззрение становится единственно возможным.
Льюис не просто хороший проповедник. У него было огромное количество качеств, которые обычно не позволяют человеку пробиться к христианству: обиды, зависть, досада… По слову Трауберг, он в буквальном смысле «протискивался к христианству». И путем трудов и молитв он сумел всю свою жизнь переменить.
Тема открытого рая – одна из ведущих в творчестве Льюиса. Дети, войдя в дверь платяного шкафа, попадают в иной мир. Точно так же каждый, кто откроет дверцу своего сердца навстречу Богу, попадет в иное пространство, где – нет, нет – не пропадают скорби и огорчения, но становится ощутимым дыхание Божественной Любви.
«Легко ли любить Господа?» – спрашивает один старинный богослов и отвечает: «Да, легко – тем, кто Его любит».
«Богу, а не мне знать, видел ли я хоть отблеск этой любви, – замечает Льюис. И смиренно добавляет: – Нам, у кого воображение много сильнее послушания, легко представить себе то, чего мы не достигли. (…) Но если я представил себе это, неужели мне только показалось, что перед моей фантазией все – даже мир душевный – как сломанная игрушка? Может быть. Вполне возможно, что для многих из нас все, что бы мы ни испытали, лишь очерчивает дыру, в которой должна бы находиться любовь к Богу. Этого мало, но и это кое-что. Если мы не можем ощутить присутствие Божие, ощутим Его отсутствие, убедимся в нашей немощи и уподобимся тому, кто стоит у водопада и ничего не слышит, глядится в зеркало и ничего не видит, трогает стену и ничего не ощущает, словно во сне. Когда ты знаешь, что видишь сон, ты уже не совсем спишь. Но о пробуждении расскажут те, кто достойней меня».
*** *** ***
Он часто повторял, что ничего не выдумывает и не открывает – просто повторяет забытое. Порой, когда мир кажется вопиюще жестоким и несправедливым, а выполнение ежедневных добродетелей требует огромных усилий, очень полезно обратить свой взгляд на Льюиса. И, вспомнив нечто забытое, взглянуть на окружающую действительность по-новому. «…Порою, – писал он в трактате «Страдание», – мы попадаем в карман, в тупик мира – в училище, в полк, в контору, где нравы очень дурны. Одни вещи здесь считают обычными («все так делают»), другие – глупым донкихотством.
Но, вынырнув оттуда, мы, к нашему ужасу, узнаем, что во внешнем мире «обычными вещами» гнушаются, а донкихотство входит в простую порядочность. То, что представлялось болезненной щепетильностью, оказывается признаком душевного здоровья». И, приравнивая к такому карману весь современный мир, продолжал: «Как ни печально, все мы видим, что лишь нежизненные добродетели в силах спасти наш род…
Они, словно бы проникшие в карман извне, оказались очень важными, такими важными, что, проживи мы лет десять по их законам, земля исполнится мира, здоровья и радости; больше же ей не поможет ничто. Пусть принято считать все это прекраснодушным и невыполнимым – когда мы действительно в опасности, сама наша жизнь зависит от того, насколько мы этому следуем. И мы начинаем завидовать нудным, наивным людям, которые на деле, а не на словах научили себя и тех, кто с ними, мужеству, выдержке и жертве».
Таким человеком и был Клайв Стейплз Льюис.
Трауберг Н.Л. Несколько слов о Клайве С.Льюисе. http://lib.ru/LEWISCL/aboutlewis2.txt
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Любимая книга актеров
Один мой знакомый во время показа «Хроник Нарнии» в кинотеатре смотрел фильм три раза. Он приводил на киносеансы своих знакомых с детьми, крестников. И каждый раз спрашивал у них: «Как вы думаете, о чем «Лев, Колдунья и Волшебный шкаф»?». Ответ был один: «Фильм — это история о любви».
В чем секрет успешности «Льва, Колдуньи и Волшебного шкафа»? Может быть, в том, что для большинства замечательно игравших актеров «Хроники Нарнии» — одна из самых главных книг детства.
Удивительно, но факт: те, кто смотрел фильм на пиратских копиях, не смогли до конца оценить его. Рецензии таких зрителей были откровенно негативными. «Хроники Нарнии» нужно хотя бы раз посмотреть на широком экране или в хорошем качестве. Только так будет видна правда этого фильма, но прежде — правда написанной Льюисом истории о Любви.
Новые материалы
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Книги
Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5
Книги
Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.
Книги
Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.
Книги
Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.
Книги
Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.
Книги
Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019
Книги
Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.
Книги
Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)
Книги
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
В адаптациях[]
Мистер Бобёр говорит детям об Аслане.
В мультфильме Эдмунда специально выделяют среди детей Певенси, вероятно, чтобы у зрителей не оставалось сомнений, кто тут отрицательный персонаж. Это легко заметить, если взглянуть на лицо персонажа. У него всегда противоположные эмоции относительно его брата и сестёр. Например, он улыбается, когда Питер зачитывает послание от Маугрима в пещере Тумнуса, или злится, когда мистер Бобёр говорит об Аслане. Ещё в мультфильме Эдмунд носит очки, хотя они исчезают, когда он становится взрослым.
Эдмунд общается с хорошей версией себя.
- В сериале Эдмунд наиболее близок своему книжному образу. Он выглядит просто плоховоспитанным ребёнком. Например, он не любит вежливо обращаться к взрослым и говорит «Ваше Величество» только, когда Колдунья злится или когда он сам хочет подлизаться к ней. И позже Эдмунд уходит к ней из домика бобров назло брату и сёстрам, а не по другой причине. В сериале интересно подали внутренние монологи Эдмунда: в этих случаях его персонаж раздваивается и говорит сам с собой.
- Фильмы — единственная экранизация, в которой Эдмунда сделали брюнетом. В фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» Эдмунд хочет поскорее стать взрослым и воплощает это в том, что не желает кому-либо подчиняться, включая старшего брата, и снисходительно относится к младшей сестре. У него всегда есть своё мнение, но при этом он — трудный подросток, грубый и вечно недовольный. Пожалуй, в фильме преображение Эдмунда наиболее разительно. Столкнувшись со злом, мальчик начинает понимать и разделять жизнь простых жителей Нарнии и позже сам уговаривает Питера помочь им. Во втором фильме Эдмунд несколько отходит на второй план. Здесь центральную позицию занимает соперничество Питера и Каспиана, а Эдмунд почти всегда поддерживает старшего брата. Наконец, в третьем фильме Эдмунд вновь становится одним из главных персонажей. В отличие от книги, здесь у него много отдельных сцен. Например, именно Эдмунд подпадает под жажду золота на острове Мёртвой воды и говорит слова Каспиана из книги, а в финале фильма он получает из рук Каспиана меч Питера и убивает морского змея, что приводит к исчезновению острова Тьмы.
Гном нападает на Эдмунда
Эдмунд в темнице замка
Эдмунд считает, что они должны остаться
Эдмунд на коронации
Возвращение в Нарнию
Эдмунд во время атаки на замок Мираза
Эдмунд не даёт Белой Колдунье возродиться
Эдмунд сражается в битве
Эдмунд во время путешествия на Покорителе Зари
Эдмунд чистит первый из семи мечей
Эдмунд жаждет золота
Эдмунд убивает морского змея
«”Покоритель зари”, или Плавание на край света»
В этой сказке наибольшее количество тем из сферы нравственности, многие из ее эпизодов можно было бы рассматривать как притчи
В качестве наиболее важной можно было бы выделить тему покаяния, раскрытую в образе Юстэса — двоюродного брата детей Пэвенси, который попал в Нарнию вместе с Люси и Эдмундом. Исключительно вредный характер Юстэса приводит к тому, что на одном из островов он попадает в печальное приключение: превращается в огромного дракона, с которым путешественники не знают, что делать, поскольку остров пора покидать, а взять дракона с собой невозможно
Когда сам Юстэс-дракон приходит в отчаяние, ему является Аслан:
Лев велел встать и идти за ним.
Мы поднялись на какую-то гору, посреди сада был источник. Лев велел мне раздеться, я ответил было, что раздеться не могу, потому что не одет, но тут вспомнил, что драконы — вроде змей, а те ведь умеют сбрасывать кожу. Наверное, подумал я, этого он и хочет, и начал скрестись, царапаться, только чешуя посыпалась. Потом я вонзил когти поглубже, и с меня полезла шкура, как с банана. Она слезла целиком, и упала на землю. Ох, какая она была мерзкая! Я обрадовался и пошел к воде.
Но когда я собирался окунуться, я увидел свое отражение. Шкура была такая же грубая, морщинистая, чешуйчатая. Ничего, подумал я, наверное, это еще одна, нижняя, сниму и ее. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил ее рядом и снова двинулся по ступеням.
И опять все повторилось, как в первый раз.
Тогда лев сказал: «Давай-ка я сам тебя раздену». Я очень боялся его когтей, но теперь мне было все равно, и я послушно лег на спину.
Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдет! Ну так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил ее на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами — тоже очень больно, без кожи-то! — и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо — я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, что снова превратился в человека. (Перевод Татьяны Шапошниковой).
Человек пытается раскаиваться, исправлять греховную жизнь, но раз за разом ничего не меняется. Под содранной драконьей шкурой оказывается другая, такая же. И только когда Сам Господь, попуская быть болезням, клевете, скорбям, помогает покаянному очищению души, бывает очень больно, но боль эта служит к облегчению, к восстановлению поврежденного грехом человеческого облика
Еще важно помнить, что покаяние является основным смыслом таинства крещения, поэтому ассоциация источника с купелью крещения не случайна
Последняя битва
И название и наполнение хроники действительно стали финалом полета мысли Клайва Стейплза Льюиса. Автору к 1956 году определенно уже захотелось завершить начатый цикл повестей. Причем эпичная концовка у него была заготовлена чуть ли не с самого начала его многолетнего труда. А вот идея как подвести все это к развязке никак не обретала форму.
В целом “Последняя битва” оказалась высосана из пальца. До финала все происходящее в хронике казалось крайне скучным и невпечатляющим. Льюис на ходу придумывал сцены и персонажи. Взять хотя бы абсурдных обезьяна Хитра и осла Недотепу. Какими-то карикатурными и не настоящими они показались с самого начала. Нелепость вызывала сама мысль об их дружбе. А дальнейшее развитие событий это только подтвердило.
Насколько бы глупым ни был осел, но он определенно не мог не понимать, что его использует самый близкий друг. И метод использования был не менее очевидным. Осел знал, что Хитр нарядил его во льва, но продолжал прикидываться непонимающим.
Да, безусловно, Льюис хотел таким способом описать уровень деградации Нарнии, ее упадок и абсолютную готовность к разрушению, которое должен принести Аслан. Но не до такого же абсурда все это доводить.
Последний король Нарнии по имени Тириан столкнулся с неповинованием приказов со стороны подданных, которые так давно не видели Аслана, что поверили Обезьяне Хитру, переодевшему в львиную шкуру своего фактического раба, осла Недотепу. Послушно исполняя волю самозванца, который говорил по науськиванию Хитра, нарнийцы совершали страшные преступления, в том числе убийства сказочных существ.
С этой бедой Тириан, может быть, и справился бы, но в довесок в Нарнию вторглись войска Тархистана, чьи руководители договорились с Хитром и создали своеобразную коалицию, призванную погубить сказочную страну. Невольно злоумышленники призывают тархистанскую богиню Таш, ненасытную и кровожадную, предзнаменуя конец дней.
На помощь нарнийцам отправлены еще не ставшие взрослыми Юстэс и Джил, а для детей Певенси проход в сказочную Нарнию уже закрыт навсегда. Но десант Аслана не помогает, страна грез рушится у читателя на глазах: погибают сказочные персонажи, в битве умирают даже герои седьмой хроники, нашествие зла становится необратимым, пока не приходит настоящий Аслан.
И вот наступает развязка. Концовка удалась Льюису определенно. Это была настоящая тренировка фантазии не столько для детей, сколько для взрослых. Сложность происходящих событий трудно было представить неокрепшему детскому сознанию, а вот для взрослых эта интеллектуальная и ментальная пища была в самый раз. На наших глазах разрушен мир, за которым мы так долго следили, в котором невольно себя представляли и в несокрушимость которого верили всем сердцем. Но вот его нет, и, казалось бы, зло победило, а отчаяние должно заполнить души не только героев литературного произведения, но и читателей.
Но не все потеряно. Сказочная Нарния оказалась лишь прототипом, в определенной степени декорацией, за которой прячется реальный райский край, где нет места боли, страданию и печали. “Хроники Нарнии” насквозь пронизаны библейскими отсылками, и странно было бы ожидать иной концовки, иного положения вещей от автора, который был не только писателем, но и богословом.
Финал по традиции Льюиса получился в равном степени торжественным и драматичным. Оказалось, что все славные главные герои Нарнии встречаются в ее реальной проекции только после смерти. Зато теперь они все вместе, и страна, о которой они так мечтали, стала их реальным местом обитания.
Серебряное кресло
Клайв Степлз Льюис определенно находился на пике своего вдохновения, когда писал “Покорители зари” и “Серебряное кресло”. Но очевидное, что второе произведение было написано уже на фоне творческого спада. Хотя приключения, описанные в шестой хроники были тоже крайне интересными.
На первом плане здесь уже Юстэс и новая героиня – Джил. Она попала в Нарнию благодаря знакомству с Юстэсом, но определенно не испортила картину своим присутствием. Хотя, нет. Скорее, она просто удачно влилась в повествование, так как с самого начала натворила дел.
Из-за нее Юстэс рухнул с высоченного утеса, плюс она забыла наставления, которые дал ей Аслан. Главная миссия детей была найти пропавшего сына Короля Каспиана по имени Рилиан. И для этого Аслан дал Джули важнейшие подсказки, благодаря которым можно было решить эту приключенческую головоломку. Увы, ребятам пришлось пройти еще более сложные испытания. Хорошо что их неизменным спутником был вечно унылый, но очень мудрый Хмур, квакль-бродякль (что-то среднее между нашим водяны и лешим).
Самым впечатляющим эпизодом данной хроники был, конечно, визит к великанам-людоедам. Описанный мир здоровенных созданий был настолько атмосферным, что волей-неволей представляешь себя в этом царстве гигантских стульев, дверей и окон. Дерзкий побег помог героям избежать участи стать вкусным обедом для царственных особ великанов. А главное, что в эту беду ребята попали из-за обворожительной женщины, которая отлично разыграла свои добрые намерения, а на самом деле отправила детей и квакля на верную побигель. На деле это оказалась главная злодейка.
Любопытно, что она оказалась Колдуньей, только Зеленой, и была очень похожа на Белую Колдунью Джадис, которая была убита еще во “Льве, Колдунье и Платяном шкафу”. Ощущение, как будто это один и тот же персонаж, просто злодейка воскресла. Но никаких подтверждений этому нет, да и персонаж получился менее притягательным и эпатажным. Легкая смерть в ходе безынтересной борьбы настолько сильно разочаровала, что сомнения относительно сходства Зеленой и Белой Колдуний пропало окончательно – это разные антагонисты.
Зеленая Колдунья пленила и очаровала Принца Рилиана, наследника трона Нарнии, а Каспиан, потеряв любимую жену и позже лишившись сына, отравился на поиски своего мальчика. Для всех было очевидно, что это последний поход правителя, так как за годы отсутствия Юстэса в мире Нарнии, Каспиан сильно состарился. И единственное, что способно излечить израненное сердце старика – это возвращение сына.
Само собой детям и кваклю удалось справиться с задачей, для чего им понадобилось покорить не только страну великанов, но и подземное царство, где обитают строптивые гномы, давно загнанные в шахты. Они подчинялись Зеленой Королеве, но неистово ее ненавидели. А та в свою очередь готовила к реализации план по захвату Нарнии и уничтожению всех ее обитателей. Само собой этому сбыться не удалось.
К сожалению, на фоне вроде радостной концовки, была и настоящая драма. Лик вернувшегося сына стал последним, что увидел престарелый Каспиан. Теперь он мог умереть спокойно.
Принц Каспиан
Если хроника “Лев, Колдунья и Платяной шкаф” была скучной, так как ее сюжет я знал вдоль и поперек, а “Конь и его мальчик” был мне не по нраву из-за определенной стилистической и повествовательной обособленности, то вот “Принц Каспиан” оказался неудачным сам по себе. Основной мотив был крайне скучноватым.
Предыдущие три повести представляли нам истории разных персонажей. Каждая новая хроника вмещала в себя обновленный пул героев. Вроде бы и “Принц Каспиан” одним своим названием обещал явление совершенно других персонажей. Так и было, но в довесок мы получили и старых героев (причем всех скопом), которыми уже изрядно насытились. Ну, или я насытился.
Ладно, проехали. Привет, дети Певенси! Теперь, уважаемый Клайв Стэйплз Льюис, дайте нам завораживающую историю, которая позволит забыть не самый интересный сюжет “Коня и его мальчика”. Но нет, сэр Льюис заготовил самые интересные истории на более поздние хроники.
Хронологически автор написал “Принца Каспиана” сразу после “Льва, Колдунью и Платяного шкафа”. Во вселенной же Нарнии это была четвертая хроника. В качестве поддержания интереса к своему труду в целом Льюис делал все правильно. Сиквелы, приквелы – круто. Сказочное путешествие выстроилось в логичную цепочку книг, которые принято читать по ходу развития вселенной Нарнии, а не по датам выхода произведений, но естественным образом книги стали делиться на удачные и неудачные. И “Принц Каспиан” вряд ли стоит считать удачным.
Да, моим парням было интересно послушать про приключения детей Певенси и злоключения Каспиана; знакомиться со сказочными персонажами, говорящими животными и погружаться во все новые грани мира Нарнии. Но мне как взрослому не хватало обоснования определенных поступков персонажей, мотивации.
Для понимания о чем я:
- Непонятно, почему Каспиан так рьяно загорелся любовью к Нарнии? Да, этот мир был мил его сердцу, но в остальном это выглядело, как следование предопределенной судьбе. Без причин, без “почему?” и “как?”. Если это реально следование судьбе, о которой говорит не только внутренний голос, но и голос Создателя (в данном случае Аслана), то все в порядке. Но если причина какая-то другая, то вряд ли она выдержала бы критику.
- Как скрывающиеся нарнийцы так быстро приняли Каспиана в свой круг? Никаких сверхъестественных логичных доводов в свою пользу он не приводил. Поверили на слово.
- Да и сами нарнийцы по факту находились в состоянии постоянного преследования. По сюжету они были в опале и на них шла охота. А потом оказывается, что найти прячущихся нарнийцев невероятно просто. Так просто, что непонятно, почему этого не сделали войска Мираза, главного антагониста хроники.
Но вот ради чего определенно стоило читать данную повесть, так это ради парочки забавных персонажей. И главный из них и самый интересный, конечно же, мышонок Рипичип. Самый храбрый и самый отчаянный из воинов Нарнии. Он в определенной степени смесь спартанца, мушкетера, благородного рыцаря: прощает врагов, не допускает поругания чести, готов отдать жизнь за свои идеалы. Любимый герой “Принца Каспиана”.
Хотя не очень здорово для произведения, что самой яркой его деталью становится второстепенный персонаж.
Тема недели: Христианский брак в современном мире
Статья
О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»
Статья
Православный институт семьи и современный демографический кризис
Статья
Православный взгляд на биоэтику
Статья
Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»
Статья
Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей
Статья
Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы
Статья
Кризис личности и кризис семьи
Статья
Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период
Статья
Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве
Статья
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Статья
Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре
Статья
Проект документа «О церковном браке»
Статья
Святыня брака
Статья
Отзыв на проект документа «О церковном браке»
Статья
Брак в богословии и жизни
Статья
РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ
Статья
К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака
Статья
Проблемы биоэтики и православное сознание
Статья
Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения
Статья
Богословские основания православной биоэтики
Статья
Границы права человека на свободу выбора в биоэтике
Мнение
«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?
Мнение
Сексуальные перверсии как проявление воли к власти
Статья
Когда и как молодые христиане вступают в брак?
Мнение
Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?
Статья
Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»
Статья
Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста
Статья
Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами
Статья
Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века
Племянник чародея
По ходу чтения первой повести серии “Хроники Нарнии” под названием “Племянник чародея” в определенной степени складывается ощущение, что для автора это проба пера. В хронологическом порядке развития мира Нарнии эта повесть действительно идет первой, но на самом деле автор написал ее непосредственно перед “Последней битвой”, последней повестью серии.
“Племянник чародея” по сравнению с большинство остальных “Хроник” не выглядит столь ярким. И это неудивительно. Задача у Льюиса была сложная. Имея на руках уже готовый сказочный мир со своей иерархией, персонажами, магическими законами, необходимо было придумать предысторию создания Нарнии. Здесь без сухости и определенной литературной черствости не обойтись:
- мало магии;
- мало добрых персонажей;
- мало веселых сценок.
Зарождение Нарнии в “Племяннике чародея” сопровождается заодно и зарождением ключевой злодейки всего цикла повестей, Белой Колдуньи. А события, происходящие в реальной жизни, описывают время задолго до рождения Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси. Здесь главные герои – Полли и Дигори, мальчик и девочка, которые неожиданным образом при помощи волшебных колец попадают на перепутье миров, где знакомятся с Асланом и видят сотворение Нарнии.
Все логично. Прежде чем рассказать о том, как была разрушена Нарния Клайв Стейплз Льюис должен рассказать о том, как она создавалась. Так что обойти стороной эту важную деталь он не смог
А по факту из важной детали получилась целая повесть, а значит и дополнительная “Хроника Нарнии”, которая должна встать на первое место в цикле всех повестей. Так проще читать серию, так понятней разобраться в хронологии происходящих событий
Почему Сьюзен не было в поезде, разбившемся в «Хрониках Нарнии»?
Учитывая ее выбор, Аслан не мог перезвонить ей — по крайней мере, до тех пор, пока она не захотела вернуться к своей вере и верности ему. Сьюзен, поскольку она не была другом Нарнии по собственному выбору, была исключена из собрания, и поэтому не присутствовал при крушении поезда.
Серебряный стул выходит? Ожидается, что съемки пройдут в Новой Зеландии и начнутся в конце 2018 года, а дата выхода запланирована на 2021, через десять лет после выхода «Путешествий за рассветом».
Почему Сьюзен нет в «Последней битве»?
В «Последней битве» несколько близких родственников Сьюзан (включая всех ее братьев и сестер) погибли в один день в крушении поезда. В книге просто упоминается, что она больше не был другом Нарниии что она находилась в особенно глупой фазе жизни, когда ее интересовали только вечеринки.
Почему Сьюзен и Люси не могли развязать веревки на теле Аслана? Почему Сьюзен и Люси не могли развязать веревки на теле Аслана? Потому что они были привязаны к немилосердно крепко. …Каменный стол разломился надвое, и тогда Аслан остался жив.
Почему Люси и Сьюзен плакали, когда гуляли с Асланом?
Почему Люси и Сьюзен плакали, когда гуляли с Асланом? Потому что он собирается сдаться ведьме, зная, что это будет негативный исход.. У Люси на руках побежали мурашки, и не от холода. Образ – это обращение к чувствам.
Почему смерть Аслана пошла вспять? Почему смерть Аслана пошла «назад»? Он умер за благое дело, он умер за предателя. Когда предатель убивает невинную жертву, Каменный стол треснет, и смерть будет обращена вспять. … Они ехали на спине Аслана.