Резонансный спор
Сложившееся у части чеченцев восприятие Шамиля выразил Рамзан Кадыров в интервью агентству «Чечня Сегодня»:
«Мы уважаем память Шамиля как духовного лица, но есть желание знать, почему он, будучи в Чечне, 19 лет воевал с Россией, провоцируя уничтожение народа и Чечни, а вернувшись в Дагестан, через четыре месяца сдался России и стал дворянином? Что это, если не террор против Чечни и чеченского народа, осознанный или нет?» – сказал глава Чечни (цитируется по сайту «Кавказский Узел»).
Столкнувшись с негативной реакцией дагестанцев, Кадыров уточнил, что его слова были неверно интерпретированы. О Шамиле он заговорил уже по-иному, называя имама «действительно мудрым, смелым человеком». Между тем, у главы республики остались некоторые вопросы, которые он, по его словам, задал бы Шамилю. В частности, Кадырова заинтересовало, почему Шамиль не разрешал чеченцам вести переговоры о мире, жёстоко карая за подобные предложения, а сам в итоге заключил договор с Россией.
20 августа на вопросы Кадырова постарался ответить научный сотрудник исторического музея Дагестана Зураб Гаджиев. В ролике на YouTube Гаджиев разъяснил, что Шамиль не сидел безвылазно в Чечне, а в течение 19 лет совершал походы на территории от Кабарды до Дагестана и Грузии. В Чечне же боевые действия происходили более динамично в силу особенностей местности. Что касается мирного договора, то, по мнению Гаджиева, первую войну против России при императоре Николае I Шамиль в итоге выиграл, добившись выгодных для чеченцев и других горцев условий перемирия. Проиграл же имам вторую войну, начавшуюся в 1857 году.
Остается надеяться, что споры о совместном прошлом не станут причиной для новых распрей на Северном Кавказе. Можно вспомнить слова главы Дагестана Владимира Васильева, который, комментируя дискуссию об исторических событиях, выразил уверенность, что «мудрый дагестанский народ и не менее мудрый чеченский народ найдут решение». Возможно, в этом поможет масштабная научная конференция о Кавказской войне с участием учёных из республик Северного Кавказа и других регионов России. Подготовку к проведению этого мероприятия уже начало «Дагестанское историко-географическое общество».
« Каких женщин чукчи считали красивыми
Глава Чечни рассказал о вторжении боевиков в Дагестан
Редкое фото — юный Рамзан Кадыров с боевиками Чеченской республики Ичкерия
yaplakal.com
Интервью главы Чечни Рамзана Кадырова, приуроченное к 20-летию нападения боевиков Чеченской республики Ичкерия на Дагестан, вызвало резонанс и живое обсуждение в обеих республиках. При этом некоторые аналитики пришли к выводу, что в интервью глава Чечни обвиняет жителей Дагестана в ряде коренных проблем на Северном Кавказе.
Напомним, что 7 августа 1999 года отряды «Исламской миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Ботлихского и Новолакского районов Дагестана. Сопротивление им оказали не только федеральные силы, но и объединившиеся в ополчение местные жители.
Известно, что в 1997-1998 годы в Чечне получили убежище сотни дагестанских ваххабитов, объединенные Багаутдином Кебедовым в автономные вооруженные формирования.
— Первым был отряд дагестанского идеолога ваххабизма Багаутдина Кебедова «Исламская армия Кавказа» численностью до 1200 человек, состоящий из жителей РД. Следом шла «Дагестанская повстанческая армия имама» дагестанца Магомеда Тагаева. Третий отряд, состоящий из арабов, узбеков, таджиков, жителей регионов России подчинялся арабскому террористу Хаттабу, подготовленному ЦРУ, — отметил в интервью Рамзан Кадыров, подчеркивая особую роль дагестанских ваххабитов в этих событиях и не упоминая про участие во вторжении чеченских сил. В частности, он особо отметил – в Дагестане не могли не знать о готовящимся вторжении, но не приняли мер к его предотвращению. — В составе этой банды находилась группа Раппани Халилова из Буйнакска. Тагаев 11 августа 1999 года подписал декларацию о «Восстановлении исламского государства Дагестан». На всем пути дорога отлично видна с воздуха, но боевики спокойно добрались до Дагестана. Граница была полностью открыта. Десятого августа исламская Шура Дагестана объявила о создании исламского государства.
Как сообщал «Обзор», вторую часть знакового интервью Рамзан Кадыров посвятил судьбе Шамиля (1797-1871) – имама Северо-Кавказского имарата и лидера горцев в борьбе с Россией, затем перешедшим на его сторону. Глава Чечни прямо обвинил имама, который принадлежал к дагестанским народам аварцев или кумыков, в геноциде и предательстве интересов чеченского народа. В частности, за годы теократического правления Шамиля население Чечни сократилось в два раза, будучи вырезанным и погибшим от катаклизмов войны.
В целом тон интервью носит обвинительный характер и может быть связан с продолжающимися конфликтами в ходе корректировки административной границы между Дагестаном и Чечней.
— Рамзан Кадыров намекает, что в бедах чеченцев виноваты дагестанцы, начиная с времен Шамиля? Но самое в этом всем грустное то, что это не «живое» интервью: ответы на присланные вопросы. Зачем так палиться, Джамбулат Умаров? Хоть бы слова-паразиты какие вставили, известные из уст главы Чечни всему миру, — прокомментировал интервью Telegram-канал kavkaz_leakbez.
Такую же оценку дали авторы ряда других крупных Telegram-каналов, рассказывающих о политике в республиках Северного Кавказа.
Как сообщал «Обзор», в Дагестане прошли мероприятия, приуроченные к годовщине смерти имама Шамиля, участниками которых стали десятки молодых людей.
Об истории Кавказской войны и личности имама Шамиля «Обзору» рассказал автор книги «Кавказская война. Семь историй» Амиран Урушадзе.
Неоднозначный имам
В 1834 году Шамиль, уроженец аварского села Гимры, возглавил первое полноценное государство в Чечне и Дагестане – Северо-Кавказский имамат. В 1859 году он сдался царским войскам, будучи блокированным в ауле Гуниб. События 25-летнего правления имама, главным образом связанные с военными действиями горцев против России, вызывают полярные оценки у историков, политиков и публицистов. Собственно говоря, противоречивое отношение к имаму Шамилю сформировалась ещё при его жизни. Значительную часть имамата составляла территория горной Чечни, при этом далеко не все чеченцы одобряли установленные имамом авторитарные порядки. Хотя Шамиль, по его признанию, сделал много уступок чеченцам, известно несколько случаев, когда вайнахи поднимали против него восстания. Кроме того, в ходе Кавказской войны чеченцы несли огромные потери (до 70% мужского населения), и если бы не жёсткая позиция Шамиля, они, вероятно, заключили бы мир с русскими гораздо раньше.
Историография советского периода добавила путаницы. Поначалу Шамиля расценивали как вождя освободительного движения против «колониальной политики царизма». Однако в поздний сталинский период его объявили «агентом иностранных разведок» – турецкой и британской. Изучение истории Кавказской войны в то время было под запретом. Споры о Шамиле возобновились в 1980-х годах на волне подъема исторического самосознания в Дагестане и Чечне. Дагестанцы стали обвинять чеченцев в том, что они «предали Шамиля», последние же начали высказывать критические мнения в адрес имама.