Биография Марии Спивак
Мария Викторовна Спивак родилась в Москве 26 октября 1962 года. Уже в детстве она знала, что хочет быть переводчиком. Много читала, рано выучила английский язык. Судьба распорядилась иначе: Мария Спивак окончила один из технических вузов и нашла работу по своей инженерно-математической специальности.
Вернуться на выбранный в детстве путь помог кризис 90-х годов. В 98-ом будущая писательница лишается работы и вместо усиленного поиска новой решает попробовать себя в переводе.
Первые переводы Марии Спивак делались исключительно для узкого круга знакомых. По утверждению автора, к «Гарри Поттеру» она обратилась раньше, чем была издана официальная версия первой книги на русском языке. Ее перевод приобрел широкую популярность в Интернете, читатели многократно обращались с просьбой продолжать публикацию глав истории о мальчике, который выжил.
После того, как полная серия «Гарри Поттера» в версии Спивак была напечатана, переводчица получила огромное количество критических отзывов. Несколько раз ей приходили письма от агрессивно настроенных фанатов произведения с оскорблениями и угрозами. По мнению близких людей, это и стало одной из причин раннего ухода писательницы из жизни — она умерла от тяжелого заболевания в возрасте 55 лет.
Литературные критики в неприятном шоке от перевода Спивак
После того, как текст оказался в сети, Марии начали приходить письма с угрозами и шантажом. Ей говорили, что ее переводы далеки от первоисточника и не имеют право на существование. Также поклонники мальчика-чародея отметили, что многие имена в книгах Спивак изменила до неузнаваемости. Два года назад одно из российских издательств, несмотря на скандалы вокруг персоны Марии Викторовны, решило издать ею переведенную литературу «Гарри Поттер и проклятое дитя».
Поклонники нашумевшего бестселлера раскритиковали работу Маши из-за прозвищ главных героев: «Думбльдор», «Дурсли», «профессор Самогони» и других. Также читатели переводов 55-летней россиянки осудили Спивак за спешку в переводе и отсутствие какой-либо редактуры.
Владимир Бабаков, переводчик «Росмэна», заявил, что скоро опубликует нормальный перевод книги и будет распространять его через торренты. О личной жизни и биографии переводчицы известно не много. Дата похорон пока еще не известна.
Новая книга — это текст пьесы Джоан Ролинг, премьера постановки которой . Издательство «Азбука-Аттикус», владеющее правами на произведение, сообщило Лайфу, что переводом займётся Мария Спивак.
Её вариант адаптации на русский саги о юном маге известен в среде фанатов как альтернативный. Переводчица сама бесплатно публиковала его в Сети. На волне недовольства официальной версией книг от другого издательства «Росмэн» интересующиеся читатели, не знающие английского, пробовали читать книги в локализации Спивак. Нашлись и недовольные бесплатным переводом Марии: с момента выхода первой же книги.
В Сети неоднократно появлялись разборы перевода Спивак. Читателей смущает её литературный стиль. Пытаясь адаптировать лёгкий язык Роулинг, переводчица не брезгует просторечными выражениями. Кроме того, в переводах многие, но не все имена и фамилии героев буквально, дословно переведены на русский и обыграны в виде каламбура.
Участница форума «Хогсмид» в 2010 году провела детальный и въедливый анализ первого перевода Спивак. Проблемы возникают с первого же предложения. Приводим без изменений разбор первых двух абзацев «Гарри Поттера и Философского камня»:
«Мистер и миссис Дурслей, обитатели дома № 4 по Бирючиновой аллее
1 , очень гордились тем, что могут в любое время заявить: у нас всё, слава Богу, совершенно нормально. Невозможно было представить, что такие люди окажутся замешаны в чем-то необычном, а уж тем более загадочном — они терпеть не могли всяких глупостей.
Мистер Дурслей работал директором фирмы под названием «Груннингс», которая производила свёрла. У мистера Дурслея, крупного мясистого мужчины
2 , практически полностью отсутствовала шея, зато под носом росли очень длинные усы
3 . Миссис Дурслей, худая блондинка, обладала шеей двойной длины
4 , что было как нельзя кстати, ибо эта леди
5 обожала заглядывать за чужие заборы и шпионить за соседями. У Дурслеев был маленький сын по имени Дудли — по мнению родителей, на свет ещё не рождался ребёнок прекраснее.»
-
Privet Drive
в оригинале. Privet переводится как «бирючина», тут всё верно. Но был ли смысл переводить это ничем не примечательное маггловское название? - Ну не говорят о людях «мясистые»!
- Простите, а где ещё могут расти усы?! И почему они длинные? Large moustache
— это скорее пышные усы. - Корявая фраза, не по-русски.
- Называть Mrs Dursley «леди» — это перебор.
Спорные решения по переводу фигурируют и дальше:
Список имён под редакцией Спивак также стал популярен в соцсетях :
-
Мадам Трюк — Мадам Самогони
. В оригинале персонажа звали Madam Hooch
, дословно «мадам Самогон». -
Клювокрыл (он же Крылоклюв) — Конькур
. Спивак обыграла сложное имя гиппогрифа, мифического существа, смеси коня, льва, и орла. Использовались слова «конкур» и «конь», однако в оригинале всё намного сложнее, его звали Buckbeak, от слов buck — «брыкаться» и beak — крылья.
-
Невилл Долгопупс — Невилл Длиннопопп
. Оба перевода выглядят комично, учитывая тот факт, что родители Невилла по сюжету оказываются мучениками: их пытали, пока они не сошли с ума. Оба Долгопупса-Длиннопоппа живут в больнице.
Есть и более простые случаи, в которых Спивак приняла решение изменить имя:
-
Северус Снейп — Злодеус Злей
. В последней книге выяснилось, что Злодеус — настоящий герой, и его «злое» имя звучит абсурдно. -
Дадли — Дудли
. -
Батильда Бегшот — Батильда Жукпук
. «Жукпук» уже стало нарицательным названием переводов Спивак. -
Гилдерой Локхарт — Сверкароль Чаруальд
. Имя самовлюблённого учителя Гарри из второй книги переиначено полностью. -
Плакса Миртл — Меланхольная Миртл
. В имени привидения появилось несуществующее в русском языке слово. -
Распределяющая Шляпа — Шляпа-сортировщица
.
Даже несмотря на то что заслуженные переводчики иногда
Первые победы
Знакомство Марии Спивак со сказкой Джоан Роулинг о Гарри Поттере состоялось в 2000 году. Она тут же перевела первую книгу, и муж с удовольствием поделился результатом её труда в интернете. Работа Марии Спивак была особенной. Поняв, что имена героев в оригинале являются говорящими, она и в своем переводе старалась следовать этому правилу, адаптируя фамилии и имена для русскоязычного читателя. Так Хагрид в адаптации Марии Спивак стал Огридом, а Северус Снейп получил имя Злодеуса Злея, мадам Хуч и вовсе стала мадам Самогони.Мария Викторовна работала очень быстро, её переводы появлялись сразу же после выхода в свет очередной книги о волшебном мальчике. В сети даже началось своеобразное соревнование между переводчиками-любителями. Она вкладывала в свои переводы собственное субъективное восприятие произведений Джоан Роулинг. Впрочем, в то время русскоязычные версии Поттерианы появлялись в больших количествах, а каждая из них не исключала существование других версий.
Так как право на издание книг о волшебном мальчике принадлежало «Росмэну», то существовал и вполне официальный перевод в исполнении Игоря Оранского. Имена героев совпадали с теми, что прозвучали в экранизации, и читатели и зрители уже не представляли, что может быть по-другому.У Марии Спивак уже была своя армия почитателей и критиков, которые могли в корректной форме высказать недовольство субъективным взглядом переводчицы на произведение или указать на имеющиеся недостатки.
Любимое дело
Мария Спивак с детства любила иностранные языки, но в 1980-е, когда школьнице нужно было определиться со своей будущей профессией, она решила стать инженером-математиком. Связывать в то время свою жизнь с изучением иностранных языков казалось бесперспективным. Однако любовь к ним она сохранила на всю жизнь.Все изменилось, когда в 1998 году грянул кризис и Мария Спивак лишилась работы, она, к удивлению, вздохнула с облегчением. И занялась любимым делом. Она увлечённо стала переводить книги на русский язык для себя и своих знакомых. Друзья были в полном восторге от её работы, передавали друг другу файл с русской адаптацией романа. После появления перевода в интернете круг почитателей переводчицы расширился, её просили продолжать переводить книги хотя бы для знакомых.
От обожания к ненависти
Поклонники мальчика-волшебника негодовали. В новом издании всё было непривычным: имена, описания героев, трактовка некоторых событий. Многие читатели были просто возмущены, а особо рьяные не скупились на оскорбления и даже угрозы в адрес Марии Спивак.Претензии высказывались по поводу любых несоответствий с официальным переводом, к которому все давно привыкли. Любовь к Гарри Поттеру превратилась в какой-то культ, а любые изменения и авторские детали вызывали настоящий гнев сторонников первого официального перевода.
В 2016 году последовал новый виток читательского гнева: перевод сценария спектакля «Гарри Поттер и проклятое дитя» снова доверили Марии, не принимая во внимание зарегистрированную в сети петицию против её участия в работе над сценарием. Под требованием передать сценарий другому переводчику подписались более 70 тысяч пользователей
Снова посыпались угрозы в её адрес, в которых в подробностях описывались способы её предполагаемого убийства.
Обвинения в непрофессионализме были совершенно необоснованными: ею были переведены на русский язык книги для весьма серьёзных издательств, она дважды номинировалась на премии за свои литературные переводы, выпустила несколько своих книг, в том числе англоязычных.Мария была натурой очень нежной и ранимой, а потому никогда не делилась с публикой подробностями своей личной жизни, позволяя читателям домысливать свою историю после прочтения книг. И когда всерьёз заболела, предпочла не выносить этот факт на суд общественности.
20 июля 2018 года Марии Спивак не стало. Онкологическое заболевание головного мозга унесло жизнь талантливого писателя и хорошего человека. Многие друзья Марии после её ухода высказали предположение о том, что причиной болезни могла послужить та самая травля, которую она так тяжело переживала.
Критика
Перевод, изначально имевший в Сети популярность, ожидал шквал критики после ознакомления с ним огромной аудитории фанатов книги.
Стоит отметить, что к переводу М. Д. Литвиновой, издаваемому «Росмэном», у поклонников тоже всегда было немало претензий, главная из которых — недостаточно хорошо переданный стиль и слог Дж. К. Роллинг.
В работе Марии Спивак наибольшее недовольство у читателей вызвал перевод имен собственных.
По правилам имена и названия нужно оставлять без изменения как в оригинале или адаптировать в случае, если с точки зрения русского языка они получаются неблагозвучными. Но даже те имена, которые Спивак не переводила на русский, звучат не совсем так, как требуется по правилам чтения.
Например, Дамблдор стал Думбльдором, хотя английская буква «u» обычно обозначает именно звук «а», а мягкого знака между двумя согласными в английском не бывает. Мистер и миссис Дурсли оказались Дурслей (в оригинале Dursley).
Еще сложнее дело обстояло с теми именами, которые подверглись переводу. Многое говорилось о комическом эффекте, который создается, когда заменяется на «Оливер Древо», а «Батильда Бэгшот» на «Батильда Жукпук».
Ну и совсем не принятыми аудиторией остались предложенные Марией Спивак имена собственные, которые призваны характеризовать персонажа определенным образом и подобраны лишь по созвучию с оригинальными. Так, огромное возмущение вызвало имя Северуса Снегга, который назван Злодеусом Злеем. Данное имя имеет крайне мало отношения к английской версии и не согласуется с характером персонажа, который вовсе не олицетворяет собой зло, а является крайне противоречивым и неоднозначным, к тому же, многим полюбившимся героем.
Споры разгорелись еще сильнее после выхода интервью с писательницей, которая говорит, что ее переводы по качеству лучше, чем изданные «Росмэном»
Она подчеркивает, что перевод книги не сводится к адаптации названий и призывает читателей обратить внимание на остальную часть текста
Однако и к слогу у читателей достаточно много претензий. Прежде всего, многих раздражает частое и обычно неуместное использование жаргонных выражений. Например, мистер Дурсль называет волшебное сообщество гоп-компанией, а Хагрид в присутствии детей говорит, что Филч — «сволочь».
Въедливые почитатели Поттерианы продолжают находить в книгах издательства «Махаон» речевые, грамматические, стилистические ошибки и неточности перевода.
Те, кто помнит первые выложенные в Сети переводы Марии Спивак, говорят, что их качество было значительно лучше до внесения редакторских правок (редактор «Махаона» — А. Грызунова). Сама Спивак очень сдержанно комментировала эти изменения, отмечая, что они неизбежны при редактуре.
Даже после смерти переводчицы дискуссии продолжаются. Поклонники находят все новые достоинства и недостатки текста Спивак, активно сравнивая его с росмэновским. Так или иначе, в настоящее время Мария Спивак — автор единственного официально издаваемого перевода знаменитой саги.
20 июля 2018 года умерла 55-летняя писательница и переводчик книг про чародея Гарри Поттера Мария Викторовна Спивак. О ее кончине сообщила руководитель одного из издательств Алла Штейнман. Информацию о смерти талантливой российской писательницы подтвердила Ольга Варшавер и другие ее коллеги.
Биография и личная жизнь Марии Спивак после перевода книг о чародее начала интересовать прессу. Авторский перевод вызвал у граждан России и поклонников Гарри Поттера неимоверную критику. Фанаты мальчика-чародея даже создали петицию, в которой было оглашено требование об отстранении россиянки от перевода оригинального текста. За отстранение от переведения книги «Гарри Поттер и проклятое дитя» проголосовало больше чем 70 тысяч людей. Сейчас СМИ обсуждает смерть Спивак и дату прощальной церемонии.