Анна. Чувашия
8 сентября 2018 года Александр Ануфриев задушил свою супругу Анну Овчинникову, а затем вывез ее тело в чемодане в лес для инсценировки исчезновения.
6 августа 2018 года Александр Ануфриев пьяным угрожал супруге. Опасаясь за свою жизнь, Анна дважды позвонила в полицию и сообщила об угрозах убийством. Позже она написала в отделе полиции заявление, в котором просила привлечь мужа к уголовной ответственности: она отметила, что он не только угрожал ей, но и пытался задушить.
Анна Овчинникова
В тот же день поздно вечером женщина позвонила в полицию и сообщила, что ее муж «врывается в квартиру». Также были звонки в полицию 7 и 8 августа.
Тем не менее участковый Александр Степанов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела «в связи с отсутствием состава преступления», указав в протоколе, что «достаточных оснований опасаться приведения угроз в исполнение супруга не привела».
В ходе следствия выяснилось, что в 1998 году Александр Ануфриев уже был осужден за убийство при отягчающих обстоятельствах и приговорен к 14 годам лишения свободы, в 2011 году он был условно-досрочно освобожден. При этом после освобождения Александр Ануфриев не был поставлен на профилактический учет, он не был внесен в список «ранее судимых лиц».
Домашнее насилие. Я это пережила
Александра Ануфриева признали виновным в убийстве и умышленном уничтожении и повреждении имущества и приговорили к 14 годам 10 месяцам лишения свободы, однако оправдали по статье 119 УК РФ (угроза убийством).
Верховный суд Чувашии указал, что суд первой инстанции «пришел к правильному выводу о том, что в отсутствие очевидцев ссоры Овчинниковой с осужденным указанные обстоятельства не могут быть установлены, и обоснованно оправдал Ануфриева» по статье «угроза убийством».
Никто из сотрудников полиции не наказан, обвинения в халатности им не предъявлялись.
Яна. Орел
17 ноября 2016 года Яна Савчук приехала к своему дому, чтобы вывезти вещи после расставания с Андреем Бочковым. После ссор и побоев Яна боялась подниматься в квартиру одна; увидев Бочкова у дома, она вызвала полицейских. Они проводили Яну до квартиры, после чего грузчики смогли вынести ее вещи.
Яна Савчук
Затем, уже на улице, сотрудники полиции стали свидетелями конфликта девушки с Бочковым, который кричал и матерился. Девушка пряталась за спинами полицейских; по словам очевидцев, ни участковая Наталья Башкатова, ни ее коллеги ничего не делали, чтобы защитить ее, хотя Бочков вел себя агрессивно. «Дайте нам уехать», — говорила участковая.
— Девушка, если что-то случится, вы выедете? — спрашивала Яна Савчук участковую Наталью Башкатову.
— Конечно. Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем, не переживайте, — ответила участковая.
Яна настояла, чтобы у нее приняли заявление об угрозе убийством.
Через несколько минут после того, как полицейские отъехали от дома Яны, ее жестоко избил Андрей Бочков: он за волосы вытащил девушку из машины, бросил на землю, дал ей пощечину, а затем нанес не менее 19 ударов ногами по голове и рукам.
На следующий день, 18 ноября 2016 года, Яна скончалась в больнице.
24 ноября на майора полиции Башкатову завели уголовное дело о халатности, а 29 ноября участковая, проработавшая в МВД 11 лет, была уволена за «совершение проступка, порочащего честь сотрудников органов внутренних дел». За два года до этого ее признали лучшим участковым Орловской области.
5 мая 2017 года Бочкова приговорили к 13 годам колонии строгого режима.
В 2019 году суд приговорил к двум годам колонии-поселения бывшую участковую Наталью Башкатову, признав ее виновной в халатности в связи с гибелью Яны Савчук.
Регина. Владикавказ
Регину Гагиеву бывший муж Вадим Техов убил 18 сентября 2019 года. Он ворвался к ней на работу и около 10 раз ударил ножом в шею. Спустя шесть дней девушка скончалась в больнице, не приходя в сознание.
Муж избивал Регину регулярно. После очередных побоев в 2017 году она ушла от него. В ноябре 2017 года Гагиева обратилась в полицию, сообщив, что ее избил супруг, с которым она уже не живет: «Бил ногами и руками по телу». Согласно акту судебно-медицинского обследования, у нее на теле, руках и ногах были кровоподтеки и ссадины, однако полиция отказалась возбуждать уголовное дело «в связи с отсутствием в действиях Техова состава преступления». В отношении него составили административный протокол о побоях, и Советский районный суд Владикавказа оштрафовал его на 5 000 рублей.
Регина Гагиева
В конце апреля 2018 года Гагиева еще раз написала заявление на Техова: он угрожал ей ножом и неоднократно ударил по лицу. В возбуждении дела снова было отказано.
В мае 2018 года супруги развелись. По решению Советского районного суда Владикавказа ребенок остался с отцом. Техов продолжил преследовать женщину, угрожать и избивать.
В ночь с 3 на 4 ноября 2018 года Вадим Техов и несколько его приятелей поссорились в центре Владикавказа с тремя жителями Ингушетии и нанесли им несколько ножевых ран. Следственный комитет возбудил дело об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью с применением оружия. Обвинение Техову и двум его знакомым предъявили только через полтора месяца и отправили под домашний арест, хотя потерпевшие настаивали на СИЗО.
После того, как Техов попал под домашний арест, его угрозы бывшей жене только участились. Он говорил, что приедет к ней на работу и зарежет.
Техов неоднократно нарушал условия домашнего ареста, несмотря на электронный браслет. В течение 2019 года Вадим Техов, находясь под домашним арестом, несколько раз приходил к Регине на работу: в мае во время ссоры он порезал ей руку ножом, в июне — несколько раз ударил за то, что она не отвечала на его телефонные звонки, в августе — снова побил за поездку с коллегами на отдых. Полиция на все эти случаи не реагировала. В сентябре он пришел к женщине на работу и убил ее.
«Все начинается со ссор и ругани». Адвокат и бывший следователь — о статистике по домашнему насилию
Следственный комитет начал проверку сотрудников ФСИН, которые должны были следить, чтобы Техов соблюдал условия домашнего ареста, и полицейских, к которым Гагиева обращалась с заявлениями о побоях. В октябре было возбуждено уголовное дело о халатности, повлекшей смерть (до 5 лет лишения свободы) — подозреваемой по нему стала старший инспектор ФСИН Виктория Тадтаева. Также возбуждено дело о халатности (штраф до 120 тысяч, обязательные работы или заключение до трех месяцев) против главы уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Владикавказа Алана Бацазова.
Следствие продолжается уже полтора года. Пока сотрудники ФСИН не наказаны. Суд признал Вадима Техова виновным в побоях, угрозе убийством, покушении на убийство и убийстве. Мужчина приговорен к 16 годам колонии строгого режима.
Что может сделать полиция
За побои в рамках частного обвинения можно привлечь к административной ответственности — это штраф от 5 до 30 тысяч рублей либо арест на 15 суток. За повторные побои можно привлечь к уголовной ответственности — лишение свободы до двух лет. Если есть систематические побои — это можно квалифицировать как истязание — лишение свободы до трех лет.
— Сотрудникам полиции необходимо проводить качественное расследование, проверять обстоятельства, собирать объяснения, фиксировать телесные повреждения, все это делать вовремя, — считает Валентина Фролова. — Вовремя привлекать агрессора к ответственности для того, чтобы был какой-то сдерживающий эффект
Тем не менее важно понимать, что расследование и обеспечение защиты — это два разных процесса. Необходимо работать и в одном, и в другом направлении
«Закон о домашнем насилии не нужен — все есть в Уголовном кодексе». Как это работает сейчас?
Кроме того, пострадавшего можно взять под государственную защиту потерпевших. Но это только в случае, если есть уголовное дело. Государственная защита подразумевает личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу специальных средств индивидуальной защиты, временное помещение в безопасное место. Но этого в случае домашнего насилия не происходит никогда.
— Уголовное преследование за халатность может быть не только в случае тяжких последствий для здоровья, — объясняет Валентина Фролова, — но и если произошло любое нарушение прав и свобод: право на защиту, на личную неприкосновенность.
Тем не менее полиция не делает самых простых вещей, если это касается домашнего насилия. В приговоре от 19 октября 2017 года по делу № 1-156/2017 Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва признал виновным в халатности оперуполномоченного полиции, который не принял и не проверил информацию об угрозе совершения преступления в семье
Как указал суд: «…получив устное обращение потерпевшей, в котором содержалась информация об угрозе совершения преступления, не обратился с рапортом, не сообщил в дежурную часть указанные сведения, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов, а также причинена по неосторожности смерть обращавшейся потерпевшей»
В приговоре от 2 февраля 2018 года по делу № 1-2/2018 Комсомольский районный суд Ивановской области пришел к выводу, что халатность должностных лиц выразилась, в том числе, в непроведении проверочных мероприятий по жалобам женщины о побоях, постоянных угрозах убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, а также о хранении обидчиком дома огнестрельного оружия. Суд указал, что «своевременное проведение проверки по сообщению о признаках состава преступлений могло предотвратить убийство».
Тем не менее в обоих этих случаях «должностные лица» отделались наказаниями, не связанными с реальным лишением свободы.