«христос всё “разрулит”». священник геннадий шкиль

Помогите избавиться от самобичевания

– Но часто человек винит в происшедшем себя.

– Да, это как раз следующая стадия, на которой от обвинения кого-то человек приходит к обвинению себя. И это тоже неизбежный этап проживания горя. В этом есть отголосок нашего детского чувства собственного всемогущества. Все зависит от меня и, если я буду хорошо себя вести, то мои близкие будут живы, здоровы и никогда не поссорятся. Каждый ребенок младшего дошкольного возраста так понимает себя и свои отношения с миром. Потом жизнь ставит все на свои места. Но такие вещи, как смерть близких, мы все равно принять не готовы. Мы начинаем без конца прокручивать альтернативные сценарии.

«А если бы я настоял на том, чтобы мама раньше обратилась к врачам, то ее удалось спасти». «А если бы я вовремя сделал то-то, то беду удалось предотвратить». Совершенно понятно, что эти «если бы» уже не имеют никакого смысла, потому что мы не можем вернуться в момент, прожить его по-другому. Однако чувство вины, которое не находит выхода, загоняет человека в тяжелую депрессию и потенциально может привести к суициду.

– Если человек приходит в церковь не в силах понести свою вину, чем же тогда помочь?

– Мы можем помочь не утопать в чувстве вины, а снять с себя тяжесть лишних самообвинений

При этом важно понимать, что бывают ситуации, когда от этого “если бы” не отделаешься. Например, трагический случай, известный мне из реальной жизни: трехлетний ребенок выпал из окна, пока мать на кухне болтала со своей подружкой

Понятно, в чем-то сама виновата – беспечная, недосмотрела, 20 лет, ветер в голове. Но это уже не поправишь. И это тяжелейшее переживание горя

Здесь важно помочь человеку понять, что самобичеванием он никого уже не спасёт, зато навредит тем близким, которые прямо сейчас нуждаются в любви

Но не надо взывать к чувству долга, мол, ты должен жить ради других, или должен жить иначе, чтобы… На долг у человека нет сил.

Зато утешительной может стать идея искупления. Человек может пережить такое горе, которое не исправить, искупления нет, но если в этот момент сказать, что воскресить умершего нельзя, зато можно помочь другим не попасть в такую ситуацию, или можно помочь тем, кто нуждается в помощи – вот за это горюющий может уцепиться как за соломинку.

Тенденция обвинять кого-то и обвинять себя может закольцеваться. Это такие качели, в которых люди могут застревать годами, то впадая в гнев, то в самообвинения, то в гнев, то в самообвинение…

Фото: patriarchia.ru

– Что еще характерно для этой стадии?

– На стадии чувства вины есть стремление поторговаться: «А вот если я сделаю то-то, может, горе отменится?» Представьте, внезапный развод, муж ушёл, трагедия. Женщина идёт в церковь и говорит: «Батюшка, а если я сто раз в день буду читать акафист Богородице, муж ко мне вернётся?»

Высказывание ложных надежд, попытка поторговаться с кем-то в мистической сфере – это магия

Тут священнику важно человека мягко, но убедительно разочаровать. Открытым текстом сказать, что торг неуместен, зато у нас есть надежда и упование, вера в милосердие Божие, вера в Царствие Небесное, вера в жизнь вечную

Эта вера даётся безвозмездно, то есть даром.

На этой стадии, кстати, традиция давать милостыню за умерших и просить за них молиться – нормальное стремление, правильное. Это вообще правильно молиться друг за друга всей церковью.

О тех, кто пользовался авторитетом

Случается, что отказываются от сана те, чьи имена на слуху — очень известные, образованные люди, такие как, например, Андрей Конанос. Эти священники пользовались большим авторитетом. 

«Трус! Предатель! Туда ему и дорога!» Что не так с нашей реакцией на снятие сана священником

Но пусть люди, у которых они пользовались авторитетом, подумают: «А чего я искал в Церкви, раз меня так выбивает из себя то, что эти священники отказались от сана?» Вот житейский пример — человек пошел на рынок, и там сыграл с наперсточником и лишился всех денег. Из этого же не следует, что не надо ходить на рынок. Просто не надо играть в азартные игры. 

В Церкви, если человек ищет Бога, духовного пути, то обязательно найдет. Точнее, Бог найдет этого человека. В наших поисках возможны ошибки. Ищущий Бога человек может упасть, но ему нужно подняться, и Бог, видя его усилия, поможет ему. 

Видят ли нас умершие после смерти

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» — «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». — «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» — восклицает он. «Помилуйте! — возражает хозяин квартиры. —Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», — решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн».

Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Православная Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца

Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем, приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь

А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего — Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь. Аминь.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Будущее

Более высокий сан для священника — это епископ. Но епископом может стать только монах. Соответственно, мне, чтобы стать епископом, надо стать монахом, то есть остаться без жены.

На сегодняшний момент меня все устраивает. За все благодарен Богу. Нам в семинарии говорили: «В Церкви ничего не ищи своего, но и ни от чего не отказывайся». Считаю, это золотое правило жизни священника, а может быть, и людей других профессий — оно еще ни разу меня не подводило.

У Бога на каждого из нас какой-то Свой план. Я должен служить и выкладываться по максимуму на том месте, куда Господь меня поставил. В Евангелии от Матфея говорится: «Верный в малом будет поставлен над многим».

Другие новости

Публикации

«Начальство всегда ругают» — митрополит Псковский Тихон(Шевкунов) о семейных отношениях на приходе и в епархии

  • ПАСТЫРСТВО
  • ПРИХОД
  • община
  • епархия
  • благочинные

4 августа

2171

Вопросоответ

Назначение епископа на кафедру делает ли его духовником всей епархии?

Протоиерей Георгий Бреев , Москва

Также ответили

Епископ Мефодий (Кондратьев), Каменск-Уральский

Протоиерей Константин Островский, Красногорск

Протоиерей Валериан Кречетов, с. Акулово

И другие…

  • ПАСТЫРСТВО
  • духовник
  • ИЕРАРХИЯ
  • епископ
  • епархия

1 октября

332

Вопросоответ

Жалоба начальству — стукачество или исполнение слов Христа?

Протоиерей Владимир Воробьев, Москва

Если клирик ведёт себя плохо, это — очень большая церковная беда,… Продолжение

Также ответили

Епископ Антоний (Азизов), Волгодонск

Митрополит Лонгин (Корчагин), Ульяновск

  • ИЕРАРХИЯ
  • епископ
  • благочинные

9 апреля

635

6

Вопросоответ

Должен ли священник любить архиерея или достаточно подчинения и уважения?

Митрополит Лонгин (Корчагин), Ульяновск

Думаю, что подчинения и уважения в большинстве случаев достаточно. Это… Продолжение

Также ответили

Протоиерей Олег Безруких, Задонск

Протоиерей Георгий Бреев , Москва

Протоиерей Артемий Владимиров, Москва

Протоиерей Валериан Кречетов, с. Акулово

И другие…

  • ИЕРАРХИЯ
  • епископ

19 декабря

1047

29

;

Вопросоответ

Сборы на епархиальные нужды — жертва прихожан на Церковь?

Епископ Антоний (Азизов), Волгодонск

Также ответили

Епископ Мефодий (Кондратьев), Каменск-Уральский

Митрополит Лонгин (Корчагин), Ульяновск

  • ПРИХОД
  • деньги
  • ИЕРАРХИЯ
  • епархия

25 августа

768

7

Вопросоответ

Что архиереи ждут от своих клириков? Практические рекомендации по взаимодействию со священноначалием

Митрополит Амвросий (Ермаков), Тверь

Надо, конечно, быть мудрым человеком и знать, кому и что можно говорить,… Продолжение

Также ответили

Митрополит Никон (Васин), Задонск

Епископ Мефодий (Кондратьев), Каменск-Уральский

Епископ Вениамин (Лихоманов), Рыбинск

Митрополит Дионисий (Порубай), Москва

И другие…

  • ИЕРАРХИЯ
  • епископ

10 марта

1210

15

;

Вопросоответ

Принцип управления в Церкви

Протоиерей Павел Хондзинский, Москва

На этот вопрос отвечает в одном из своих изречений святитель… Продолжение

  • ПРИХОД
  • причт
  • ИЕРАРХИЯ
  • епархия

15 ноября

1380

1

Вопросоответ

Система» и семья: выбор?!

Митрополит Лонгин (Корчагин), Ульяновск

Это очень большой и сложный вопрос. Если «придется выбирать между… Продолжение

Также ответил

Епископ Константин (Островский), Москва

  • ИЕРАРХИЯ
  • епархия
  • ЛИЧНОСТЬ СВЯЩЕННИКА
  • семья священника

15 марта

398

10

;

Вопросоответ

Последний Архиерейский Собор утвердил новое положение о наградах. Не слишком ли их много?

Митрополит Дионисий (Порубай), Москва

Также ответили

Протоиерей Константин Островский, Красногорск

Протоиерей Артемий Владимиров, Москва

Протоиерей Димитрий Смирнов , Москва

  • ЛИЧНОСТЬ СВЯЩЕННИКА
  • внешний вид
  • ИЕРАРХИЯ

15 марта

633

1

Вопросоответ

О мерахМатериального обеспечения нуждающихся священнослужителей…»

Митрополит Дионисий (Порубай), Москва

Также ответил

Епископ Антоний (Азизов), Волгодонск

  • ИЕРАРХИЯ
  • епархия
  • ЛИЧНОСТЬ СВЯЩЕННИКА
  • семья священника

12 ноября

431

3

Вопросоответ

Архиерейский Собор 2016 года заблуждался?

Митрополит Дионисий (Порубай), Москва

Также ответил

Протоиерей Димитрий Пашков, Москва

18 марта

2364

Публикации

Архиерей порой нуждается в указании на свои ошибки — епископ Касимовский Дионисий о доверии между клириками и священноначалием

  • ИЕРАРХИЯ
  • епископ

13 января

262

7

Публикации

Епископ Мефодий(Кондратьев): нехватка экклезиологического сознания мешает развитию пастырского служения

  • ЛИЧНОСТЬ СВЯЩЕННИКА
  • пастырские искушения
  • ИЕРАРХИЯ
  • епархия

9 сентября

2397

6

С претензиями к Богу идите к священнику, с горем и отчаянием – к психологу

– Люди приходят с горем в церковь. Но по адресу ли они обращаются? Ведь одно дело горе, и совсем другое – поиск Бога. Как здесь разобраться, границы полномочий священника?

– Провести жесткую и однозначную границу между душевным, духовным и даже телесным всегда затруднительно. Психосоматика – это душевное или телесное? В горе и утрате в равной степени есть и душевный, и духовный аспект. Действительно, часто к священнику идут, как к психологу, который поможет осознать и пережить. Поэтому границу можно провести так: сопереживать, утешать, поддерживать может и психолог, и священник, и каждый из нас. Но продуктивнее работать совместно. В Москве достаточное количество приходов, в которых тандем священник-психолог уже реализован. Немало есть священников, которые осознают границу, оказывают человеку помощь в вопросах духовных, осуществляя душепопечение, но с психологическими проблемами отправляют к психологу.

В горе есть аспект переживания, а есть аспект смысла. И последнее – это духовный аспект. Если мы говорим о человеке верующем, то помощь в осознании смысла, переживание горя с опорой на ту надежду и упование, которое дает нам вера – это больше к священнику.

А вот непосредственная помощь в переживании, в работе горя, в переходе с этапа на этап, в проработке чувства вины, в канализировании агрессии на этапе обвинений – это работа психолога. Практикующий психолог умеет эмоции разряжать, умеет их направить, умеет вытащить человека из отчаяния, а иногда даже послужить громоотводом в негативных эмоциях.

Я семь лет ратую за то, чтобы практическую психологию преподавали в семинарии, чтобы каждый будущий священник знал хотя бы азы практической психологии и психотерапии. Это было бы для священников одним из самых полезных знаний.

Но пока на уровне церкви это не так, то границу я бы провела следующим образом: с вопросами о смысле и претензиями к Богу  – идите к священнику. С переживанием горя и чувствами отчаяния, безнадежности и вины – к психологу.

Дарья Рощеня

Наталия Скуратовская

Оставьте нравоучения и не обесценивайте эмоций

– Как же помочь? Как поддержать? Что сказать человеку в горе?

– Давайте начнем с того, чего нельзя делать ни с каким горем ни на каком этапе и что, к сожалению, часто в церкви бывает. Никогда нельзя переходить к нравоучениям, проповедям и назиданию. Не место, не время, не тот момент. Поверьте, нравоучения подождут поры, когда человек будет готов перейти в этот формат общения.

Слушать – гораздо лучшая поддержка. Недаром сказано в Послании к римлянам «плачьте с плачущими». То, что вы скажете, второстепенно. На первом месте – выслушать, разделить боль и переживание.

Очень часто верующие люди из лучших, я надеюсь, побуждений, пытаются обесценить эмоции горюющего. Тем более, что присказок по этому поводу достаточно: «Бог дал – Бог взял», «На все воля Божия», «Радоваться надо, что Господь ребёночка прибрал, ангел за вас молится» или “Ну это вам по грехам”. Эти жестокие, несправедливые и опасные в духовном плане вещи необходимо забыть раз и навсегда. Человеку в горе действительно больно, даже если его горе кажется вам ерундой.

Например, человек потерял работу, бизнес, который был для него не только источником денег, но детищем, смыслом жизни. Он горюет, понимая, что потеря непоправима. А ему твердят: «Ерунда, не расстраивайся, денег заработаешь в другом месте». То есть обесцениваются эмоции.

Очень часто с таким отношением сталкиваются женщины, потерявшие неродившегося ребенка. Окружающие не могут понять, что для матери, а часто и для отца, это равнозначно смерти ребенка. «Молодые, еще родите», – только и слышат они со всех сторон.

Но если горе обесценивается, то его и разделить не с кем. Поэтому,

если мы христиане, если друг друга любим, мы не должны позволять себе такого отношения к чужому горю. Человек в горе уязвим. А перед чужой бестактностью и жестокостью уязвим особенно.

– Но люди церковные многие вещи делают по наитию, из лучших побуждений.

– Вот именно. Поймите, у человека в горе ни в коем случае нельзя поощрять состояние ложных надежд. Есть надежды подлинные, связанные с нашей верой, а есть ложные. Например, чем больше свечек поставишь и сорокоустов закажешь, тем благополучнее будет участь усопшего в мире ином. Или чем больше потратишь денег на храм, тем легче купишь своим близким место в Царствии Небесном.

Если мы честны в своей вере, то не должны вводить людей с Богом в товарно-денежные отношения. Мы должны пояснить, что и милостыня, и жертва — все это помогает, но не работает автоматически без нашего участия. Никому – ни себе, ни нашим близким – мы не можем купить абонемент в рай.

И если мы потакаем таким настроениям человека, а на определённой стадии проживания горя они бывают у многих, мы ввергаем его в психологическую и в духовную опасность.

– Что же тогда требуется? Есть какой-то универсальный совет?

– Слушать, сопереживать, поддерживать, вместе поплакать, вместе помолиться, вытащить человека куда-нибудь, когда ему грустно, дать понять ему, что он вам не безразличен. Стать той ниточкой, которая его привяжет к жизни и поможет выйти на новый этап своей жизни. А еще понять, что универсального совета нет. Люди разные и этапы переживания горя тоже разные.

О грехах и ошибке

Бывает, что уводят от служения смертные грехи, тот же блуд, невыносимое пьянство и другие, которые совершенно не совместимы со священством. Бывает, священники уходят сами, бывает — церковные власти принимают решение о снятии с провинившегося сана.

Иногда человек рукополагается, вообще не отдавая себе отчета, что это за служение и для чего оно ему нужно. Здесь вопросы к тем, кто его рекомендовал к рукоположению и кто рукополагал. Я знал молодого священника. Не могу сказать, какова его судьба сейчас. Но когда-то мама буквально подбила его на рукоположение — нарочно увезла для этого в удаленную епархию, а через какое-то время тот несчастный человек понял, что не может и не хочет быть священником. 

О доверии к священнику

Вдруг священник сейчас говорит искреннюю проповедь, а потом выгорит и уйдет? 

Странно начать теперь с недоверием смотреть на всех священников, на духовников. Но опору надо искать в Боге, а не в людях. 

«Каждый век приносит нам свой особенный крест». Памяти протоиерея Георгия Бреева

Я сам имею такой опыт: когда пришел в Церковь, много общался с сейчас уже покойным отцом Георгием Бреевым. Он — мой духовный отец. Но опирался я не на мнение, что он — великий святой. Я надеялся на Бога, что Он будет руководить мною через духовного отца, и молился: «Господи, не дай нам с отцом заблудиться!» 

Прежде всего, надо искать Божьего. Хорошо почитать духовного отца, но надеяться надо все-таки на Бога. Всякий человек немощен. Даже великие святые могли оступаться. Пока человек здесь, на земле, он бывает немощным. 

Голову никогда не надо терять. Но это не значит, что мы должны с недоверием относиться ко всякому слову. Доверять надо, но и необходимо сопоставлять то, чему нас учат, с учением Церкви, со Священным Писанием, с наставлениями святых отцов. Тем более, что нужные книги можно приобрести едва ли не в любом храме.

Я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги

— Был четкий момент, когда вы поняли: пора в Instagram? Вот вы служите в Обуховке, приход 20 человек. Вокруг не то чтобы тоска, но и размаха мало. В общем, думаете: «Пора делать что-то бóльшее». Или не так было?

— Вообще, она первая начала (указывает на жену). Я ко всей этой истории отношусь очень скептично. Я и фотографироваться не люблю, мне приходится каждый раз перебарывать свою застенчивость. Потом привык, понял, что теплая фотография — это твое маленькое послание добра в мир. К тому же, если ты в кадре зажатый, тебя же никто смотреть не будет. 

Интерес у меня, на самом деле, был чисто практический. Храм новый, людей нет, из предыдущего прихода ко мне перетекли те самые 20 бабушек. Я подумал: «Заведу Instagram, люди смогут узнать своего священника и жизнь прихода и придут в храм».

Свято-Никольский храм в Отрадном, где служит отец Николай. Добирается он на метро

Но это наивное представление быстро развеялось, и я понял, что Instagram — не место привлечения прихожан, а миссионерская площадка. На мой взгляд, неправильно для священника рассматривать читателей как своих потенциальных прихожан. К тому же люди разбросаны по всей стране, им нет смысла приезжать к тебе по воскресеньям за 700 километров, чтобы вместе помолиться. Даже в Москве — кажется, город один, но расстояние-то все равно огромное. Миссия так не работает. Одно дело собирать общину на приходе, другое — говорить о вере на широкую аудиторию. Здесь изначально разные цели и задачи. Да, кто-то из подписчиков приезжал, но просто познакомиться.

— Тогда зачем среди гламурных фоточек, магазинов одежды, услуг маникюра и призывов сесть на шпагат за две недели еще и священник? Что он может здесь сказать?

— Мой друг недавно спросил: «А ты вообще зачем ведешь соцсети? Ты к кому внимание привлекаешь, к себе или ко Христу?» Но представим себе человека, который не знает о Церкви ничего, у него куча суеверий, и вот он встречает в Instagram проповедь священника: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Спасайся, кто может…» Ну что, он просто согласится и скажет: «Да, батюшка, вы правы, исповедуйте меня»? Тут я придерживаюсь позиции святителя Иннокентия Аляскинского, сказавшего: Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе

Оказавшись в соцсетях, я понял, что людей не волнует твой пастырский авторитет. Людям нужен диалог.

И если ты хочешь говорить сам для себя, лучше сделать это перед зеркалом. Тогда, может, и поймешь, как это глупо выглядит. Апостол Павел в Послании к Коринфянам разделяет плотских христиан, душевных и духовных — каждый находится на своем уровне познания Бога. Если священник будет говорить человеку плотскому о духовных вещах, он просто его не услышит. Когда ему плохо, он отдыхает, развлекается, а ты скажешь: «Брат, молись». Он не будет этого делать. Ты скажешь человеку душевному — может, он тебя и поймет. Духовный вообще все с радостью воспримет и исполнит.

— Получается, Instagram — это новый формат миссионерства?

— А ничего нового. По положению о миссионерской деятельности в Церкви, миссия бывает внешняя и внутренняя. С одной стороны, в соцсетях она внутренняя, потому что ты говоришь для своих, с другой — внешняя, так как ты обращаешься и к аудитории, которая относится к Церкви негативно. Да, формат нетрадиционный, священники-блогеры — это первопроходцы, мы тоже ошибаемся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Отец Николай

— А у вас какие были ошибки?

— Я был излишне резок и категоричен, что некоторых отталкивало. Иногда я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги, говорить, что человек должен делать, а потом думал: «Стоп-стоп-стоп… Не в ту сторону». Тогда и сам успокаивался, и разговор начинался интересный и познавательный.

Я видел очень много претензий к Церкви и стал прислушиваться. В какой-то момент меня, например, утомили вопросы про ценники в храмах — я поддался этому порыву и убрал их. Не потому, что хотел морально выглядеть лучше других священников, а потому, что я посчитал эту позицию правильной. Если брать ошибку в целом, то я принял нецерковное мнение как церковное. И сами люди тоже этого не оценили. Они считали, что Церковь — это место оказания религиозных услуг, где им не озвучили стоимость. «А сколько мне нужно заплатить, чтобы сработало?» — примерно так они размышляют. Другие отнеслись с высокомерием, бросая 10 рублей в церковной лавке, выкрикнув: «С вас и этого хватит».

О раскаявшихся грешниках

Ничего особенного, того, чего не было бы раньше, в прошлом, в наше время не происходит. Приведу стандартный пример: Церковь — это духовная больница. Только в нашей больнице Врач — всемогущий, всеведущий. Если больной честно лечится, его обязательно вылечат. Но больные, бывает, нарушают режим. Если больной станет прыгать из окошка, употреблять наркотики, если больной отказывается лечиться, никакой врач помочь ему не сможет. 

Яркий пример, что ничего нового не происходит сегодня: среди 12 апостолов каждый шестой оказался предателем — Иуда и Петр. Только Петр покаялся, а Иуда — нет.

Иногда Бог хочет Свою благодать преподать нам через великого святого, иногда — через простого священника, а иногда — через грешного человека. Не будем отказываться от истины, даже если Господь возвещает ее через недостойного человека.

Осуждать никого не надо. Бывает, человек падает, а потом поднимается. Я сам знаю такие примеры. И, может быть, действительно, человек оставил священный сан, но через какое-то время он может покаяться, и Бог примет его покаяние, будем надеяться…

Людей, с которыми это случилось, нужно жалеть, не презрительно, а искренне. Повторяю, не осуждать. Но и хвалить, конечно, тоже не за что. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: