Hide the Pain Harold / Гарольд, скрывающий боль
«Улыбайся, чтобы скрыть боль»
Андраш Арато ― венгр, подрабатывающий моделью для стоковых фотографий. Из-за вымученной улыбки он получил прозвище Hide the Pain Harold. Мемы с Гарольдом выручают, когда мы хотим показать, что всё плохо, но мы как-нибудь справимся. Первые фото Гарольда были опубликованы еще в 2011 году. Именно тогда на сайте Facepunch пользователь Greenen72 назвал Арато «Гарольдом, скрывающим боль». И только три года спустя фотографии завирусились и стали популярны. В России мем с Гарольдом стал настолько известным, что в 2016 году Арато завел личную страницу во «Вконтакте», а в 2018-м приезжал в Москву.
Победили ли мемы анекдоты: мнение экспертов
По данным на 2021 год, люди все чаще ищут в интернете мемы, а не анекдоты. В Московской области 76% от общего количества запросов в категории относится к слову «мем». В Ленинградской области — 78%.
Тем не менее люди сохраняют интерес к юмористическим программам (Comedy Club, «Уральские пельмени» и Stand Up). Половина россиян смеется над шутками и анекдотами при просмотре шоу по телевизору, а четверть — в интернете.
Полина Колозариди:
«Отчасти анекдоты продолжают существовать. В интернете их хватает. Но интернет-мемы стали заметными, их пускают в коммерческий оборот, их проще «увидеть» внутри Сети. Во многом, мемы стали вытеснять анекдоты в реакциях на актуальные события».
Дарья Радченко:
«Нам кажется, что картинки все заполонили. Это не совсем так. В Сети остается много пространства для текстового юмора. Анекдоты позднесоветского периода действительно уступают место, но не мемам, а шуткам, которые принято называть one-liners (англ., «однострочными»). Классический пример такого рода — короткие юмористические тексты в Твиттере.
То есть речь идет не о смерти анекдотов, а о конкуренции между разными текстовыми формами. Побеждают те, что быстрее передаются, проще воспроизводятся и не содержат сложных сюжетных схем. Чем короче текст, чем плотнее он упакован, тем более высокие шансы на распространение он имеет. Если сравнивать однострочные шутки со смешными картинками, то пока мы не можем сказать с уверенностью, что одно победило другое».
Александра Архипова:
«Анекдот тоже становится мемом, поэтому высказывание «мемы победили анекдоты» бессмысленно. Оно звучит примерно как «фрукты победили апельсины». Сейчас мы по-прежнему коммуницируем устно, и анекдоты все еще рассказываются. Просто они потеряли возможность быть переданными преимущественно в речи и плавно переходят в интернет. И здесь им приходится бороться за место под солнцем с картинками.
Когнитивно анекдоты устроены гораздо сложнее: там всегда есть двойной пуант — та фраза, из-за которой текст имеет двойное прочтение. Эта двусмысленность заставляет мозг сильнее напрягаться. Такой операции не происходит в случае со смешной картинкой, поэтому они проще распространяются в интернете. Зато анекдот может передаваться устно, а изображение — нет».
2012. First World Problems / Проблемы первого мира
«Мой дом слишком большой, вайфай ловится не везде»
Парковка слишком далеко от входа в магазин? Одна подушка ― слишком низко, две ― слишком высоко? В суши-сет не положили васаби? Да, это всё они ― проблемы первого мира, также известные как «белое нытье». Мем обычно состоит из фотографии рыдающего белого человека и описания какой-то максимально нелепой и надуманной проблемы вроде «Мой любимый сериал не в HD». Мем появился еще в 2005 году, а в 2012-м понятие First World Problems добавили в Оксфордский онлайн-словарь и в Macquarie Dictionary. Интересно, что в России мем сохранил смысл, но название прижилось другое ― «Проблемы белых людей».
Доказательство № 1Вся карьера Гослинга вела к статусу мема
Карьера Райана Гослинга началась очень рано, в 12 лет. С 1990-х он выступал в детских телевизионных шоу. Одно из самых популярных его появлений было в диснеевском «Клубе Микки Мауса», где он выступал вместе с Бритни Спирс и Джастином Тимберлейком. Из-за клейма детского актера Гослингу было непросто найти работу, поэтому он начал сниматься в независимом кино. Он сыграл неонациста в «Фанатике» и подростка-убийцу в «Соединенных штатах Лиланда», но успеха в Голливуде ему эти роли не принесли.
Популярным его сделали романтические драмы «Дневник памяти» и «Валентинка». На фоне успеха фильмов Гослинг стал получать роли в романтических комедиях. Вскоре у него сложился образ смазливого парня, о котором мечтают все девушки — довольно классическое голливудское амплуа.
Тогда же с Гослингом сложился первый мем, который сильно отличается от того, каким мы его видим в интернете сейчас. В 2008 году на платформе Tumblr появился блог Fuck Yeah Ryan Gosling. Автор блога Дуглас Рейнхардт сначала просто постил красивые фотографии Гослинга с подписью Hey girl, будто бы красивый актер ласково обращается к читательнице. Затем блог превратился в библиотеку абсурдных пикап-фраз, которые якобы произносит Райан.
«Хэй, детка, тебя зовут Гугл? Потому что в тебе есть все, что я когда-либо искал»
Блог набрал огромную популярность, а Гослинг ничего не знал о меме, пока ему на улицах не стали кричать: «Hey girl». Актер не закрылся от мема, а принял его. В 2010 году он зачитал избранные цитаты из блога для канала MTV, а в проморолике для фильма «Славные парни» эмоционально объяснял Расселу Кроу, что даже никогда не произносил фразу «Эй, детка».
Но сейчас интернет знает другого Райана Гослинга: меланхоличного, молчаливого, отстраненного. Это собирательный образ из трех фильмов — остановимся на каждом подробнее. Берегитесь спойлеров, мы предупреждали.
Молчаливый водитель в «Драйве». Образ типичного красивого парня разрушился в 2011 году после неонуарного боевика, где Гослинг сыграл безымянного и одинокого водителя, который помогает преступникам незаметно скрыться с места преступления.
Однажды он знакомится с соседкой и ее сыном, но подвергает их опасности из-за своих криминальных связей. Чтобы обеспечить их безопасность, водитель соглашается на сделку с преступниками, но получает ранение. Финал остается открытым: непонятно, умирает герой в машине или выживает.
Образ сурового водителя, который задумчиво ездит на машине под грустную музыку, сражается с преступниками и переживает о девушке, с которой не может быть вместе, очень подошел Гослингу. Стоит отметить уже культовый внешний вид актера: в фильме он всегда держится молчаливо и отстраненно, лицо его редко выражает какие-либо эмоции. Есть и другие важные детали: в «Драйве» Гослинг носит белую куртку с золотым скорпионом на спине и держит зубочистку во рту.
Один из самых ярких образов в карьере Гослинга
Татуированный байкер из «Места под соснами». Своеобразный брат-близнец «Драйва»: еще один мрачный криминальный триллер, где Гослинг играет каскадера Люка Глэнтона. В этот раз, правда, он ездит на мотоцикле и вынужден пойти на ограбление ради семьи.
У актера тут очень узнаваемый образ: с волосами цвета блонд и наколками на всем теле. Сам персонаж получился убедительным. К тому же здесь мы точно знаем, умер ли он в конце.
«Драйв» и «Место под соснами» вышли буквально друг за другом
Неоновый репликант из «Бегущего по лезвию 2049». Гослинг стал главным героем сиквела «Бегущего по лезвию» от режиссера Дени Вильнева. В нем актер исполнил роль охотника за головами по имени Кей, который уничтожает репликантов — роботов, физически неотличимых от людей. И живет с Джой, голограммой девушки. Весь фильм персонаж Гослинга думает, что он особенный, но в конце иллюзия разрушается: оказывается, он ничем не отличается от других андроидов.
На протяжении фильма Кей держится спокойно, но все больше проваливается в яму. И лишь изредка позволяет себе яркие эмоции. Самая популярная сцена из «Бегущего по лезвию» связана с осознанием, что даже любовь — фальшивка. В фильме у Кея возникает эмоциональная связь с Джой, но ее уничтожают. Перед развязкой Кей встречает огромную голограмму Джой, но это уже другая Джой, реклама популярной программы. «Джой — всё, что вы хотите услышать», — гласит слоган.
Избитый персонаж молча слушает рекламное объявление. Эмоции читаются только на его лице.
Почему мемы захватывают умы
Мемы отчаянно соперничают за наше внимание, конкурируют между собой. Выживают те, что способны меняться и подстраиваться под нормы общения
В борьбе же за существование с другими жанрами, такими как анекдоты, у мемов есть свои «эволюционные» преимущества.
Появление интернета
Краткие и наглядные мемы идеально вписываются в условия интернет-эпохи. С появлением технологий коммуникация ускорилась и упростилась. У людей часто не хватает времени на то, чтобы подробно объяснять свое отношение к событиям. Теперь, вместо того чтобы печатать длинный текст, мы отправляем картинку, и нас понимают мгновенно. Как утверждает лингвист Максим Кронгауз, «…интернет — это среда мгновенного распространения информации. Мему очень легко захватить сразу огромное пространство».
Культура участия
Американский философ и культуролог Генри Дженкинс считает, что с развитием интернет-технологий у человека появляется невероятный опыт: каждый из нас, будучи лишь потребителем культурных смыслов, может стать их соавтором. Кто-то пишет посты, кто-то делает фотографии, а кто-то создает и видоизменяет интернет-мемы. Вокруг мемов формируется общность творцов, распространителей и читателей, которые равны в своих авторских правах.
Дарья Радченко:
«Мемы работают на основе того, что мы называем «культурой участия». Это ситуация, в которой мы становимся не только потребителями культурного продукта, но и соучастниками, сотворцами. Для нас это большая ценность. Механизм, который нам облегчает работу по производству культурных смыслов, оказывается крайне важным.
Понятно, что когда пересказываем анекдот, мы участвуем в фольклорном сотворчестве: что-то добавляем, убавляем, рассказываем другими словами, заменяем имена героев и так далее. Но эта вариативность остается в рамках конкретного текста, если мы не сочиняем новый анекдот по заданной жесткой модели. Мем же допускает наполнение общей «рамки» новым смыслом».
Новые интернет-мемы появляются очень быстро
По словам лингвиста Михаила Кронгауза, механизм образования мемов работает постоянно и с гораздо более высокой скоростью, чем раньше. Кроме того, на разнообразие смешных картинок влияет способность к трансформации: изображение и фраза, из которых состоит мем, могут «разойтись» и зажить каждая своей жизнью. К иллюстрации придумывается другая надпись и наоборот.
This is fine / Это ничего
«Это нормально»
Этот мем ― часть веб-комикса Gunshow, нарисованного художником К. С. Грином. Собака пьет кофе в охваченном пожаром доме и говорит: «Это нормально». Мем стал реакцией миллениалов на полный бедствий мир, когда сил ужасаться уже нет. Политические кризисы, социальная несправедливость, коррупция, эпидемии, насилие, изменение климата? «Это ничего». Идея мема, по словам Грина, появилась в 2013 году, когда он боролся с депрессией и принимал антидепрессанты. В том же году комикс появился на 4chan и Reddit. На 2015 год пришелся пик популярности «Всё в порядке», когда Adult Swim связались с Грином для экранизации мема. В России мем стал вирусным и всё еще используется как на русском, так и на английском.
Что такое мемы
Услышав слово «мемы», многие первым делом представляют смешные картинки с котиками или кадрами из кино, которые пересылаются в чаты друзьям и коллегам. На самом деле этот термин гораздо шире.
Понятие «мем» ввел британский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в 1976 году. В книге «Эгоистичный ген» он предположил, что человеческая культура развивается по законам биологической эволюции. И если в биологии гены копируют себя и передаются от человека к человеку, то должен быть и аналогичный термин для единицы культурного наследия. Так появилось слово «мем». Под ним Докинз подразумевал популярные в обществе идеи, тенденции, навязчивые мелодии, модные выражения и крылатые фразы.
Название произошло от древнегреческого μιμητής («миметес») — «подражатель, имитатор». В своих мемуарах Докинз пишет: «Слово mimeme имеет подходящий греческий корень, но я ищу односложный термин, который бы напоминал своим звучанием «ген». Надеюсь, мои друзья-классицисты простят меня за сокращение «мем». В качестве альтернативы его можно соотносить со словом memory (англ., «память») или с французским словом même (фр., «тот же, однообразный»)».
С появлением интернета понятие приобрело другой смысл, знакомый нам и отличный от того, что существует в исследовательской среде. Вторая трактовка описана в Кембриджском словаре: «Мем — идея, изображение, видео и так далее, которые очень быстро распространяются в интернете». В таком значении интернет-мемы впервые были упомянуты в 1996 году в ученых из Массачусетского технологического института.
Бонус: что еще посмотреть с Райаном Гослингом кроме «Драйва», «Места под соснами» и «Бегущего по лезвию»
«Славные парни». Комедийный бадди-муви от автора «Смертельного оружия» Шейна Блэка. Гослинг играет комичного частного детектива, который расследует дело о пропаже девушки. Помогает ему суровый герой Рассела Кроу. Гослинг здесь много кричит, визжит и в целом ярко демонстрирует комедийный талант: актеру хорошо удается роль неловкого, потерянного, но очень симпатичного неудачника.
«Полу-Нельсон». Печальная драма о наркозависимом учителе и его подруге-школьнице. Этот фильм неслучайно принес Гослингу первую номинацию на «Оскар». Актер доказывает, что может играть очень разные роли: и очень громкие, и предельно тихие.
«Человек на Луне». Еще одна «тихая» роль Гослинга — в жутко недооцененном байопике Дэмьена Шазелла об астронавте Ниле Армстронге. В картине герой предстает не смелым покорителем космоса, а травмированным мужчиной, который недавно потерял дочь. Полет на Луну для него — лишь способ скрыться от проблем на Земле. И Гослинг потрясающе передает щемящую апатию и внутреннюю боль персонажа.
«Ларс и настоящая девушка». Стеснительный молодой мужчина заводит отношения с секс-куклой, а знакомые вокруг пытаются делать вид, что все нормально. На первый взгляд юмористический сюжет выворачивает в сторону нежной драмы об одиночестве. Не в последнюю очередь благодаря тонкой игре Гослинга, который ради фильма изменился до неузнаваемости.
«Ла-Ла Ленд». Гослинг начинал карьеру с ролей в романтических драмах. Но лучшего героя-любовника сыграл у того же Шазелла — в потрясающем мюзикле «Ла-Ла Ленд» о фантазерах, ищущих себя в Голливуде. Помимо прочего, актер доказал тут свой певческий талант: его исполнение City of Stars засядет у вас в голове надолго.
2013. Doge/Доге
«Вау! Такой собак. Очень пух. Так мемно»
Кабосу, собачка породы сиба-ину, составила серьезную конкуренцию интернет-котам, когда ворвалась в мемосферу со своим собачьим языком любви. В честь нее даже назвали криптовалюту ― Dogecoin. Кабосу говорит «Very fluff» («Очень пух») вместо «Really fluffy» («Очень пушистый»), но с собаки какой спрос? Сочетание физиономии Кабосу и ломаных фраз не означает ничего ― мем призван внести в нашу жизнь немного милоты. Первые фотографии собаки хозяйка опубликовала еще в 2010 году. Сначала Кабосу прославился на Reddit, к 2013-му стал мемом и занял 12-е место в списке MTV «50 явлений поп-культуры, за которые мы должны быть благодарны». В России Кабосу до сих пор популярен, но чаще всего его фотографии используются без сопроводительных надписей. И это неудивительно: выражение его мордочки говорит само за себя.
Русского парня арестовали из-за мемов с Иисусом
После выступления панк-рок группы «Pussy Riot» с панк-молебном в Храме Христа Спасителя в Уголовном Кодексе появилась новая статья — 148. В народе её быстро окрестили статьёй за оскорбление чувств верующих. Попал под эту статью и барнаулец Даниил Маркин. В один далеко не прекрасный день к нему в квартиру нагрянул наряд полиции с обыском. На резонный вопрос, что вообще происходит, полицейские заявили, что пришли из-за размещённых Даниилом мемов во «ВКонтакте». Заявление на Маркина подали две студентки, посчитавшие его мемы в соцсети оскорбительными.
Даниил Маркин. Фото: vk.com
Среди сохранённых фотографий Маркина обнаружились мемы на религиозную тематику. Например, фото персонажа сериала «Игра престолов» Джона Сноу с нимбом над головой и надписью «Джон Сноу воскресе! Воистину воскресе!». Нашлись и другие обидные мемы, но их было всего около десяти. Однако это не помешало следствию обвинить молодого человека по 148 и 282 статье о разжигании экстремизма.
После того, как информация об уголовном деле за репост просочилась в сеть, 282-ю в народе быстро переименовали в «статью за репост». Обвинение по 148 статье с Даниила сняли, но по 282 оставили. Молодого человека внесли в список экстремистов и террористов, теперь он не может воспользоваться банковским счётом и выехать за границу. Под 282 статью из-за мемов попала и ещё одна жительница Алтая — Мария Мотузная.
В тюрьму — за мем о верховном лидере Китая
Не любят издевательства над изображениями правящей верхушки и в Китае. Так, в 2015 году художника Дай Цзаньюна арестовали за интернет-мем, в котором он сравнил лицо Си Цзиньпина с задним проходом, назвав его «хризантемным лицом».
И правда, на меме лицо Председателя КНР изображено с плотно сжатыми глазами, отдалённо похожими на анус, называемый на сленге «хризантемой». К тому же, Дай Цзаньюн пририсовал Председателю усы, похожие на усы Гитлера. Власти Шанхая предъявили художнику обвинения в оскорблении власти и провоцировании проблем и вражды. Из-за этого он вполне может сесть в тюрьму на пять лет, если его вина будет доказана. Как и подросток из США.
Интернет-мемы как феномен массовой культуры
С появлением Интернета распространение модных тенденций с разных уголков Земли упростилось. Прямиком из Гарвардского университета — старейшего учебного заведения США — докинзское учения о мемах вышло в народ. Труд ученого обнародился: американская общественность (в основном молодежь) быстро адаптировала сложное учение, изложенное на 700 страницах, в подростковую форму общения.
Прежде, чем рассматривать интернет-мемы как феномен массовой культуры, нужно уяснить следующее. Мемы распространяются беспорядочно. Хаотичному распространению от одного интернет-пользователя к другому подвержена не любая информация, а лишь та, что не оставляет равнодушным и просто усваивается. Нудной информацией делиться сложнее. Если же копнуть глубже, то сначала так распространялись анекдоты: они были смешными и легко запоминались.
В 2001 году на просторах англоязычного Интернета появляется первый мем-эрратив «O RLY?» (от oh, really?). Если о юмористической составляющей мема можно спорить долго, то о теоретической — нет. Смешная картинка создана при помощи средства художественной литературы, что указывает на определенную степень интеллектуальности пользователей иноязычного комьюнити.
Дань первому официально зарегистрированному мему отдали, двигаемся дальше. В русскоязычной интернет-культуре исследовать мемы начали с феномена «превед». В феврале 2006 года он очень быстро распространился по блогам и форумам, а затем вызвал волну публикаций в СМИ. Лингвисты и филологи стали активно изучать мемы, писать курсовые и дипломные работы на близкие темы. Подобный ажиотаж породил огромный интерес к мему не только как к шутке, но и как к рефлексии молодых людей о явлениях в обществе.
Почему анекдоты теряют популярность
Психологи СПбГУ пришли к выводу, что люди в возрасте от 17 до 30 лет в большинстве своем воспринимают анекдоты как несмешной и непонятный жанр. Их реже рассказывают в компании друзей или коллег и связывают со старшим поколением. Анекдотам молодежь предпочитает спонтанный и ситуативный юмор. По мнению авторов исследования, это связано с изменившимся типом общения, которое все больше переносится в социальные сети и мессенджеры.
Ассоциации с эпохой до интернета
Как замечает доктор филологических наук Василий Химик, массовая популярность анекдота пришлась уже на советское время. Кандидат философских наук Евгений Соколов также утверждает, что это сугубо российско-советское изобретение, своеобразное «совковое ноу-хау», едва ли воспроизводимое в иных культурных опытах.
Александра Архипова, социальный антрополог РАНХиГС:
«Действительно, анекдот очень распространен в культурах, где это не просто развлекательная функция, а еще и способ выразить мнение, не будучи за это наказанным. Например, я рассказываю шутку о Фиделе Кастро или о Сталине. При этом я как бы передаю чужое мнение, а не то, что думаю сам. Так анекдот становится «оружием слабых». Под этим термином понимаются тексты или действия, с помощью которых люди воспроизводят впечатление о классе, подавляющем их. При этом делается все, чтобы не нести за это ответственность.
Как правило, в тоталитарных и авторитарных культурах, где представители власти контролировали публикационное пространство, эти высказывания были устными. На Кубе и сейчас чудовищное количество устных анекдотов».
Дешевые сборники анекдотов испортили репутацию жанра
Многие помнят тонкие книжки с шутками, которые продавались в поездах и электричках или хранились у бабушки на антресоли. В 1990-е годы ими были завалены все прилавки. Как считает культуролог Олег Борисов, такие брошюры «утрачивают смысл окруженной магическим ореолом байки», оставляют фигуру речи без прямого действия и соучастия. Анекдот перестает быть анекдотом и становится отработанным материалом, место которому в архиве.
Социальная экономика
Что такое ностальгия и как она влияет на поп-культуру
Долгие шутки-монологи заставляют скучать
Анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные истории. Затянутое введение в контекст и развернутые описания требуют большей концентрации внимания и при этом не гарантируют смешную развязку.
Дарья Радченко:
«Наблюдается тренд на сжатие и упаковку смыслов. Если мы откроем сборник исторических анекдотов XVIII — начала XIX века, поразимся: там каждый анекдот на страницу. Пока дочитаешь, уже не смешно. Анекдоты XX века обычно представлены в кристаллизованной сюжетно-диалоговой форме и в три раза короче. Но сейчас нам уже нужен либо короткий текст, либо интернет-мем. В нем «упаковано» много сообщений. В одной такой картинке содержится не один анекдот, а целое множество».
Доказательство № 4Для рунета Гослинг не умер в конце «Драйва»
Порой кажется, что мемов с меланхоличным Гослингом в России больше, чем во всем остальном интернете. Актеру посвящены сообщества с десятками тысяч подписчиков — к примеру, «Huaem как Гослинг», «Райан Гослинг на каждый день», G O S L Y A.
Судя по всему, авторы пабликов и их подписчики действительно ощущают связь с персонажами Гослинга. В комментариях они пишут: «Да это же буквально я», — и бесконечно пересматривают «Драйв». Даже покупают куртки со скорпионом, как бы нелепо они ни выглядели в реальной жизни. Что-то в его персонажах все-таки есть, что находит отклик у молодых россиян: неразделенная любовь, нерешительность, отчужденность и неуверенность в будущем. Иронию тут уже сложно отделить от искренних комментариев и поступков.
Особенно в рунете прижился водитель из «Драйва», чей образ напомнил пользователям простого русского парня, который страдает от неразделенной любви и катается на машине. Его поместили в российский контекст: так Гослинг стал есть шашлыки с пивом, ходить на последний звонок и водить маршрутку.
Некоторые мемы превратились в отдельные шаблоны.
Да не умер он в конце «Драйва». Отсылка к открытому финалу фильма. Водитель в исполнении Гослинга тоже разочарован в жизни, не имеет определенного будущего, а на его истории даже не ставят точку. Концовка стала предметом спора — так появился мем «Да не умер в конце „Драйва“».
Поклонники картины надеются, что персонаж Гослинга остался жив, хотя многое указывает на обратное. В мемах отстаивают теорию о живом водителе.
Кей лежит на ступенях. Как и в «Драйве», в «Бегущем по лезвию» концовка открытая. В финале персонаж получает тяжелые ранения и лежит на ступеньках, но неизвестно, умирает ли он.
Этот кадр попал в мемы об отчаянии и безысходности, а пользователи продолжили спорить о том, что «да не умер он».
Райан Гослинг кричит. Снова мем из «Бегущего по лезвию». Это один из редких моментов, когда Кей в фильме проявляет эмоции.
Причем в меме смысл немного поменялся. Кадр с орущим Гослингом совмещают со спокойным кадром. Из-за этого получается, что внешне герой остается спокойным, хотя его разрывает изнутри.
Бонус: еще три фильма с Беном Стиллером и Оуэном Уилсоном, которые стоит посмотреть
️ «Старски и Хатч». Еще одна совместная работа Стиллера и Уилсона — эксцентричный ремейк одноименного сериала 70-х. Актеры играют двух непохожих детективов, которых против их воли объединяют в одну команду. Вышло забавное бадди-муви в приятной ретростилистике.
«Семейка Тененбаум». Оуэн Уилсон — постоянный актер Уэса Андерсона начиная с его режиссерского дебюта, «Бутылочной ракеты». А вот Стиллер в фильме заслуженного постановщика появлялся только раз — в трогательной трагикомедии «Семейка Тененбаум» об одной очень колоритной, но проблемной семье. Уилсон играет странноватого писателя-ковбоя Илая Кэша, друга семьи главных героев, а Стиллер — Чеса Тененбаума, успешного финансиста, помешанного на контроле и безопасности.
«Ночь в музее». Фантастическая комедия о ночном охраннике, который вдруг выясняет, что с заходом солнца экспонаты в музее оживают. Бен Стиллер играет главного героя — безамбициозного мужчину, который заново обретает вкус к жизни. У Уилсона роль поменьше, но зато очень яркая. Он играет миниатюрного ковбоя Джедидайю, который почему-то одержим сражениями с такими же миниатюрными римскими легионерами.
Доказательство № 5Из-за Гослинга на «Барби» собираются депрессивные мужчины
21 июля в мировой прокат выйдет романтическая комедия «Барби» — один из самых ожидаемых релизов 2023 года. По сюжету одну из Барби выгоняют из Барбиленда, потому что она не соответствует нормам красоты. После этого она пытается начать новую жизнь в реальном мире и сталкивается с разными трудностями.
Роль Кена в картине исполнит Райан Гослинг. По данным Deadline, никого другого на эту роль даже не рассматривали. Еще в первых промоматериалах актер предстал в ярком и доведенном до абсурда образе: в джинсовом костюме на голое тело и со светлыми волосами.
Но амплуа депрессивного героя с томным взглядом настолько закрепилось в интернет-культуре, что новый прилизанный образ не обманул пользователей соцсетей. Появился мем о контрасте между привычными ролями Гослинга: кто-то их противопоставлял, а кто-то объединял в кроссоверы.
По мере того как промоматериалов к «Барби» становилось больше, в соцсетях начали шутить, что на романтическую комедию пойдут только грустные думеры — из-за любви к мрачному образу Райана Гослинга. Зрители ждут, что актер все равно остался меланхоличным и задумчивым одиночкой, пусть и скрывающимся под видом позитивного и яркого Кена. Так возник мем «Мы с пацанами идем на Барби» — в нем вместо детей и женской аудитории в кассе кинотеатра билеты просят мужчины, которых помотала жизнь.
Все о мемах 2020 года
Да, смешные картинки можно считать еще и фрагментом информации о каком-то явлении или событии. К слову, количество мемом напрямую зависит от числа инфоповодов, а последний год выдался чрезмерно насыщенным. Эпидемия коронавируса COVID-19 породила множество «мемчиковКогда американские и европейские организации здравоохранения активно призывали всех правильно мыть руки, — тщательно и не менее 20 секунд — они опубликовывали инструкции с подробными объяснениями (вдруг кто-то не справится). Вдохновившись рекомендациями, Уильям Гибсон сделал сайт- генератор washyourlyrics.com. Он позволяет пользователю вставить слова любимого трека под картинками из инструкции. Анонсированный автором проект понравился известным исполнителям, поэтому мем быстро стал «общественным достоянием». Гибсон умело высмеял абсурдность инструкции о том, как верно мыть руки. Еще и настроение поднял в сложный период угрозы COVID-19.
Вторую жизнь и популярность из-за эпидемии и самоизоляции обрел мем, созданный в 2019 году. Оказалось, что конструкция шутки, где сразу несколько котов пытаются достучаться до аудитории, многофункциональна: надписи могут быть любые. Гениальность мема заключается в его простоте — никакого интеллектуального ценза для восприятия идеи автора нет. Да и милые котики не могут не радовать.
Существуют и более сложные формы «мемной рефлексии». В прошлом году появился SwollenDoge — человекоподобная собака с накаченным торсом. А в 2020 у него появился напарник. Теперь накаченный Доге стал условным предшественником, показывающим правильный пример, в то время как Чимс (другой персонаж классических мемов) плачет в углу, так как в настоящем он как последователь оказывается несостоятельным. Дидактическая подоплека шутки соответствует выражению «Раньше было лучше»: сравнение всегда оказывается не в пользу настоящего, из чего следует вынести определенный урок.
Безобидные картинки, как слова из словарей, подвержены кодификации, то есть они фиксируются в специальных архивах. В русскоязычном сегменте Интернета за это отвечает Memepedia — проект про мемы, тренды и вирусный контент. Команда проекта позиционирует себя как группа путеводителей, которые помогают «не отстать от модных веяний, и всегда быть в тренде». «Мы исследуем историю популярных мемов и объясняем их значения» — утверждают создатели Memepedia. Следить за нововведениями в мем-индустрии необязательно, но сменить скептицизм и снобизм, скрывающий невежество, идея не из плохих. Мало ли, что делали пираты 300 лет назад…