Традиционная семья: оплот стабильности или авторитарность и подавление инициативы

Что такое матриархат и есть ли он в современной россии | рбк тренды

Как дискуссия о матриархате стала политической

На момент выхода работы Бахофена патриархальное моногамное устройство семьи воспринималось как . О необходимости равноправного общества, где социальное положение не зависит от пола, говорили только суфражистки и передовые мыслители, потому «Материнское право» воспринималось несколько революционно. Постепенно концепция древнего матриархата политизировалась и стала одним из аргументов в пользу справедливости феминистских идей: раз в древности социальный статус женщин был высоким, значит, это естественно, и к подобному положению дел можно вернуться. В частности, русский историк и публицист Константин Кавелин еще в XIX веке писал: «Мнение, что женский пол есть слабейший, не вполне оправдывается историей, а потому не может быть принято за аксиому».

Концепцию матриархата также долгое время поддерживали советские этнографы, которые ориентировались на труды Фридриха Энгельса и Карла Маркса. В СССР идею о первичности патриархата воспринимали как пережиток феодально-буржуазного времени.

Традиционные ценности – что мы имеем в виду

– Часто можно услышать: «Все проблемы от того, что мы ушли от традиционных ценностей», а что такое эти самые традиционные ценности?

– Ценность – это то, через что удовлетворяется потребность. А удовлетворена потребность или нет – мы узнаем благодаря чувствам. Если есть неудовлетворенная потребность – мы испытываем неприятные чувства. И наоборот, если потребности удовлетворены – чувства приятные. Чувства и эмоции – это наша сигнальная система.

В современном мире мы слишком уповаем на свой разум, чувственно-эмоциональная сфера задвинута. Есть такая распространенная проблема, некоторые считают ее главной болезнью XXI века – алекситимия, неспособность осознавать и называть собственные чувства, как следствие – неспособность к эмпатии, к пониманию и приятию чувств других людей. Один не может понять другого, если не понимает, каково ему самому. В близких отношениях чувства, эмоции играют огромную роль

Важно дарить их друг другу

Через традиционные духовные ценности мы удовлетворяем свои душевные потребности и дарим друг другу приятные чувства.

– Мы хотим от партнера удовлетворения потребностей?

– Люди потому и создают семьи, чтобы жилось лучше, чтобы было больше приятных чувств, которые говорят нам о том, что больше нет этой нужды, той нужды… Если в супружестве мои потребности удовлетворяются хуже, чем если бы я жил один, и оттого у меня много неприятных чувств, – такая семья дисфункциональна, она не выполняет своей основной задачи и обречена на развал, или должна измениться – выйти в функциональность, но над этим нужно взаимно начать трудиться.

– А как трудиться?

– С моей точки зрения, современным людям нужно проходить курсы, как быть мужьями, женами, папами, мамами, подобно тому, как, прежде чем получить права на езду на автомобиле, человек учится на курсах, изучает теорию и практику с инструктором, сдает экзамен в ГИБДД. Людей нужно учить осознавать и называть свои чувства, правильно их выражать, понимать чувства других людей, правильно выстраивать диалог с супругами, с детьми…

– А почему раньше было меньше разводов, хотя люди специально не учились?

– Я уже говорил, что раньше помогали традиции, на уровне быта. Это традиции, воспринятые от родителей: все роли были расписаны, не надо было придумывать, как относиться невестке к свекрови, кто главный – дед или отец. Так вопрос даже не ставился, из поколения в поколение передавались поведенческие паттерны.

– А что у нас сегодня? Психотерапия?

“Сделай маникюр, вкусный ужин — и он не уйдет”. Какие страхи и мифы вынуждают людей разводиться

– Гуманистическая психология исходит из того, чтобы сделать лучше самому человеку здесь и сейчас, и чаще всего, если в семье нелады, это можно сделать ценой развода. От современного светского психолога можно услышать фразу: «Ты имеешь право на счастье, разводись». С моей точки зрения, это недопустимая вещь, психолог, как и священник, не должен рекомендовать или даже навязывать людям развод как метод решения семейной проблемы.

– Но ведь мы действительно имеем право на счастье. Для чего страдать, если брак не удался?

– Если у тебя голова болит, это не повод идти к гильотине и отрубать ее. Ампутация – это форма лечения, но не всегда лучшая. В функциональность можно выйти. Мне хорошо, когда мои потребности удовлетворены, мне плохо, когда мои потребности не удовлетворены. Про физические потребности мы знаем: есть, дышать, спать, быть в тепле, не болеть. Потребности есть у души – в безопасности, признании, достижениях, автономии, принадлежности, любить, быть любимым. Если я что-то делаю, я должен понимать, зачем я это делаю. 

Для всех людей важен поиск смысла жизни. Потребности, как я уже говорил, удовлетворяются через ценности.

И здесь мы приходим к понятию «традиционные ценности» – любовь, верность, честность, дружба, поддержка, взаимопонимание. Это то, что ищет каждый человек.

И если этого у меня в семье больше, чем когда я жил один, если мои потребности удовлетворяются в этой семье, то зачем я буду из нее уходить. А вот если в семье мне стало менее безопасно, я не чувствую дружбы, поддержки, в мое пространство постоянно вмешиваются или меня постоянно бросают, предают, или если в семье постоянные проблемы с наличием еды, воды, возможности выспаться…

Разве можно починить такую семью?

– Если хотя бы один не хочет чинить – невозможно. Если оба хотят – как бы плохо им ни было, – помочь им можно. Брак – это самая лучшая школа любви.

Что такое патриархальная семья

Патриархальным считается тот уклад в семейных отношениях, в котором главенствующая роль принадлежит мужу. Он сформировался в далекой древности и был продиктован простой логикой выживания.

Физиологические особенности мужского и женского организма сыграли решающую роль в его формировании. Более сильные физически мужчины становились охотниками, добытчиками, и на их плечи ложилась обязанность обеспечить свою семью едой, одеждой, жилищем. Жена в такой семье была хранительницей припасов, стряпухой, нянькой для детей, а также выполняла другие повседневные работы домашнего обихода — уход за очагом, изготовление и починка одежды и т.п.

В таком укладе не только благополучие, но зачастую и само выживание других членов семьи зависело в основном от мужа. Поэтому логично, что в решении всех сколь-нибудь важных вопросах семейного быта у него было право решающего голоса.

На протяжении почти всей истории человеческой цивилизации патриархальный уклад в семейных отношениях оставался главенствующим. Примечательно, что даже в священных книгах христиан и мусульман — Библии и Коране — признается главенствующая роль мужчины в семье. Цитата из Библии «Жена да убоится мужа своего» (Послание апостола Павла к Ефесянам 5:33) — яркий тому пример.

Домострой

Наиболее ярко модель патриархального уклада семьи, можно рассмотреть на примере средневековой Руси:

Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни.

Людей, которые оставались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей.

По Домострою (свод семейного уклада того времени) семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали.

Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи, что значительно снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.

Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Жена: «Богу и мужу угодить»

Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой.

Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего.

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

Подробно расписывалось, как женщина должна вести себя в разных жизненных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже.

С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить.

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример.

В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Патриархальные принципы отношений мужчины и женщины по Домострою:

1. Родовой принцип устройства семьи – глава и члены семьи в иерархичных отношениях: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.

2. Мужчина доминирует во всех сферах семейной жизни, без него не принимается ни одно решение, он обеспечивает и содержит семью, решает все вопросы и нужды жены.

3. Разделение труда выстроено по принципу взаимодополняемости, но вовсе не равноценных ролей:

  • Мужчине отдан внешний мир, культура, творчество, притязания на господство и так далее.
  • Женщине – дом, но и в доме она – существо подчинённое.

По мнению многих социологов, например, Р. Айслер: выстроенные вышеизложенным образом «гендерные» (межполовые) отношения – это самые фундаментальные из всех человеческих отношений; такой принцип «глубочайшим образом воздействуют на все институты общества и на направление культурной эволюции».

Возможно, древний матриархат — это миф

Что не так с концепцией Бахофена

«Материнское право» Бахофена всегда научным сообществом неоднозначно, поскольку автор делал большой упор на изучение мифов о Богине-матери у древних народов. Также сомнительной показалась и попытка экстраполировать на всю человеческую историю выводы, основанные на изучении греческой и римской мифологии. Описывая гинеократическую культуру, Бахофен не жалел красок и эпитетов, поэтому работа оказалась слишком художественной, что и вызвало критику научного сообщества. По словам противников матриархальной теории, описания ученого можно сравнить с викторианским видением женщин. Их описывали как «безупречных, целомудренных богинь с высокими помыслами», однако возвышенные описания никак не способствовали расширению прав женщин.

Дискуссия между патриархистами и матриархистами

В том же 1861 году была опубликована работа британского антрополога и юриста Генри Мэйна «Древнее право», в которой автор проанализировал источники по древнеримскому праву и высказал противоположную Бахофену точку зрения — согласно доводам Мэна, человеческая культура всегда была патриархальной. Позже эту идею развил финский социолог Эдвард Вестермарк, который доказывал, что матрилинейность не дает женщинам особых привилегий и может успешно существовать в рамках патриархальной модели.

Одновременный выход работ Мэна и Бахофена породил в интеллектуальных кругах Западной Европы противостояние между матриархистами и патриархистами. Сторонником теории о первородном женовластии выступал, в частности, Фридрих Энгельс, который отметил работу Бахофена в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства».

Современные ученые в большинстве отвергают концепцию первобытного матриархата. Например, российский антрополог Станислав Дробышевский уверен, что женовластие было невозможно как минимум из-за физического превосходства мужчин.

Футурология

Станислав Дробышевский: «Для выживания у человечества есть 200–300 лет»

Что такое матриархат

Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — тип общественного строя, в котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам, а мужчины занимают подчиненное положение. Матриархат также иногда называют гинекократией или женовластием.

Термин «матриархат» обрел популярность благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки тщательно проработанную гипотезу о существовании древнего матриархата. Согласно выводам Бахофена, в древности право собственности передавалось от матери к дочери — следовательно, женщины владели основными богатствами. Кроме того, это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. Исходя из этого Бахофен и его последователи сделали вывод, что «материнское право» давало женщинам привилегированное положение в обществе.

Составляющие матриархальной культуры

Сам Бахофен не дал в своей работе перечня конкретных составляющих матриархата. Анализируя существующие описания матриархата в науке и медиа, можно выделить несколько специфических признаков этого типа общественного строя, встречающихся полностью или частично:

  • Матрилинейность. Право собственности наследуется от матери к детям, чаще к дочери.
  • Женовластие. Женщины занимают лидирующие позиции во власти и принимают ключевые решения в семье, а также участвуют в военных действиях.
  • Культ материнства. Почитается Богиня-мать, рожавшие женщины занимают привилегированное положение в обществе.
  • Многомужество. Сексуальное поведение женщин не регулируется — они могут самостоятельно выбирать партнера, иметь несколько мужей (или и вовсе не выходить замуж). Также женщина может подать на развод.
  • Женские браки. Возможны официальные союзы женщин с женщинами.

Как устроена матрилинейность

Наследование по женской линии называют матрилинейностью. Такая практика появилась из-за особого восприятия материнства и родов древними людьми.

Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм: казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично.

Когда и почему общество перешло к патриархату

После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву — важно подготовить семена и посадить их. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения

По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.

Постепенно отцовское начало стало восприниматься как главенствующее: ведь от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой теории патриархат установился около 12 тыс. лет назад.

Социальная экономика

Откуда возник патриархат и как он влияет на общество

В церковной среде разводов незначительно меньше

Одна из проблем современной семьи – недостаток информации о том, как устроены отношения между поколениями, какие кризисы испытывает брак, с какими проблемами можно столкнуться в супружеских отношениях, пока растут дети.

Если книг по воспитанию, педагогике много, то много ли вы знаете книг по психологии супружества? Какое-то количество, безусловно, есть, но предназначены они сугубо для профессионалов. Для простых пользователей на русском языке их фактически не найти. Недавно у нас вышла совместная с Михаилом книга: «Современная семья. Психология отношений».

Это плод наших образовательных психотерапевтических программ. И это невеселая книга, в которой собрано описание нормативных (связанных с возрастом семьи и детей) и ненормативных (болезни, утраты, измены, разводы) трудностей, с которыми сталкивается брак. Я уверена, что осознание людьми тех сложностей, которые они проживают, дает хороший результат.

Поэтому основной своей задачей я вижу работу над тем, чтобы возникали родительские объединения, в которые приходили бы люди, проживающие в сходных семейных ситуациях. Это позволяет не только помогать семье в преодолении нормативных кризисов, но и способно уменьшить количество разводов. Разводов много, причем в церковной среде их незначительно меньше. И этот факт еще не получил должной огласки.

Отдельной темой работы должна оставаться работа с проблемой межпоколенных связей. То, что родители и прародители (бабушки и дедушки) имеют разные взгляды на воспитание – факт. Если мы готовы к сложностям с собственными родителями, к тому, что столкновения разных взглядов не избежать, что это не означает нелюбовь, не означает неприятие, что через это проходили многие, то, как мне кажется, молодым семьям будет легче.

Очень важно выводить в рамки проговариваемого и осознаваемого тему разной степени воцерковленности в семье. Мы все по-разному приходим к Богу

Вера – это дар. Кто-то его получил, а кто-то нет. В семье бывает часто, что кто-то из супругов получил этот подарок раньше, или кто-то пришел к вере в большей степени.

Случается, что родители – верующие, дети – неверующие, или наоборот, дети – верующие, а родители – нет

Важно, чтобы это различие не ослабляло любовь, то принятие, которое возможно в семье, несмотря на разные позиции. Если посмотреть на эту разную степень веры не как на трагедию и нелюбовь, а как на нормативную ситуацию в обществе (нормативный конфликт), которое пережило серьезные потрясения за последние сто лет, то становится значительно проще

Брак ‒ это лучшее, что есть у женщин и мужчин

Брак, супружеская любовь, когда люди принимают решение посвятить себя друг другу навсегда, в горе и в радости, богатстве и бедности ‒ это тот институт, где люди учатся любви, заботе, верности, где наша биологическая природа становится основанием для строительства чего-то гораздо более великого и прекрасного. Преданности, которая живет до старости и смерти. Оазиса любви и заботы в этом холодном мире. Неслучайно в Библии именно брак приводится как образ любви Бога к творению и Христа ‒ к Церкви.

Грех повредил все ‒ и, в том числе, и брак. Бывают отвратительные мужья ‒ как бывают злые люди вообще. Но пытаясь ослабить или разрушить сам институт брака, вы не исцелите это зло ‒ вы лишитесь блага брака и откроете путь многим новым видам зла.

Нельзя не отметить горькой иронии в том, что феминистки восстают против «патрирахата», когда реальную угрозу правам и безопасности женщин представляет совсем не «патриархат» и точно не Церковь, а как раз явления с левого фланга политического спектра ‒ со стороны их предполагаемых союзников по борьбе с «патриархатом».

Когда число девочек, которые объявляют себя «трансгендерными юношами» чтобы подвергнуться операциям, которые искалечат их на всю жизнь, растет в десятки раз, это трудно считать дружественным к женскому полу развитием событий. Как и многое другое, о чем уже было упомянуто в этой статье ‒ замещающая миграция, биологические мужчины, которые являются в женские душевые и раздевалки, и тому подобное.

Некоторые либеральные и феминистские авторы ‒ такие, как Джоан Роулинг, например ‒ начинают обращать внимание на эту проблему, и сталкиваются с серьезной враждебностью

Но тут важно поставить вопрос о том, где процесс свернул не туда. И ответ на него вполне очевиден ‒ когда под ударом оказалась традиционная, патриархальная, «гетеронормативистская» семья

И ответ на него вполне очевиден ‒ когда под ударом оказалась традиционная, патриархальная, «гетеронормативистская» семья

Но тут важно поставить вопрос о том, где процесс свернул не туда. И ответ на него вполне очевиден ‒ когда под ударом оказалась традиционная, патриархальная, «гетеронормативистская» семья

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату . Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов», намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы. Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества, где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Существует ли современный матриархат

На сегодняшний день в мире есть несколько обществ, в которых можно наблюдать отдельные черты, приписываемые матриархату:

  • В китайском обществе Мосуо практикуется матрилинейность, а в роли глав семьи и самого поселения выступают женщины — они принимают ключевые решения. Также женщины Мосуо могут свободно вступать в сексуальные отношения сразу с несколькими мужчинами.
  • Одним из крупнейших современных матрилинейных обществ является индонезийский народ Минангкабау численностью 4 млн человек. У минангкабау сохранился культ материнства — родившая женщина считается привилегированной персоной. С предложением о вступлении в брак выступает семья невесты, к тому же девушка сама может выбрать себе мужа. При этом минангкабау являются мусульманами.
  • Еще одно современное многочисленное матрилинейное общество — индийское Хаси численностью около 1 млн человек. Главами семьи у хаси считаются женщины, но официальные руководящие посты в основном занимают мужчины.

Назвать хаси, мосуо или минангкабау полноценными матриархатами нельзя — скорее это матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.

Важные постулаты счастливой семейной жизни

В каждых отношениях, не важно, какую модель семьи вы выбираете, важна гармония и баланс во всех сферах  и взглядах. На самом деле существуют счастливые семьи с уклоном на главенствующую позицию мужчины, при этом нисколько не ущемляющие женские права

Какая же она, счастливая семья?

  • В такой семье мужчина способен услышать свою жену и имеет внутреннюю силу договориться с ней, даже если дело будет касаться карьеры.
  • В построении отношений не должно быть перекоса, и муж не допустит всеобъемлющей власти, тирании и деспотизма.
  • Жена сможет с почитанием и уважением относиться к мужчине, к его родителям.
  • Женщина будет благодарна, и не будет скупиться на похвалу для своего избранника.
  • Воспитание детей, удовлетворение их потребностей будет важным для обоих супругов.
  • Взаимное уважение и взаимопонимание.

Современная семья далека от патриархальной модели, ведь на смену единоличному правлению внутри маленькой ячейки общества, пришло совместное партнерство. Возможно женщинам удалось доказать свою состоятельность, а может мужчины стали позволять слабому полу принимать больше значимых решений.

Какую бы систему ценностей вы не выбрали при создании семьи, самое важное это любовь и желание быть вместе, ведь это то, с чего начинаются чувства. Двигаясь рядом, друг с другом, нужно не растерять их, а стараться сохранить и приумножить, тогда ваша семья станет прочным и долговечным судном, на котором вы поплывете в совместную жизнь

Мало батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам

Очевидно, что людям остро необходима психологическая помощь, но она практически недоступна для большинства населения. Есть несколько блоков на пути получения помощи для тех, кто в ней нуждается.

Во-первых, практических психологов с опытом работы с детьми и с семьей меньше, чем нужно. Хотя открылось несколько кафедр семейной психологии, которые активно развиваются в ряде ведущих психологических школ в Москве и Петербурге. Но все-таки семейных психологов гораздо меньше, чем детских. Это понятно, практическая психология была под запретом и не развивалась с 1934 года и вплоть до падения СССР.

Во-вторых, психологическая помощь малодоступна. Та, что есть – в основном платная.

В-третьих, семьи с детьми, испытывающие трудности, очень боятся обращаться за бесплатной помощью из страха попасть в объятья ювенальной юстиции. Не будем вспоминать недавнюю ситуацию, которая у всех на слуху. Действительно, может быть, и есть центр социальной помощи в шаговой доступности, и есть проблема у ребенка или семьи, но родители не идут сами и не ведут детей, потому что страшно.

В-четвертых, имеет место проблема неосведомленности. Психолог для некоторых из нас, как астролог или бабка-знахарка. У людей нет четкого понимания, что психолог – помогающий специалист, конечно, не психиатр и не врач, но его помощь – это помощь существенная.

В-пятых, почти никогда не идут к психологу люди верующие и воцерковленные. Думаю, что священники могут рассказать об этом гораздо больше меня. Часто люди, которым действительно нужен психолог и даже психиатр, идут к священнику, которому выговаривают то, что совершенно не является исповедованием грехов. Такие беседы принесли бы большую пользу в общении с психологом. И увы, я не много знаю батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам.

Мне кажется, что тут нужна серьезная просветительская работа, благодаря которой люди научились бы понимать, с чем, с какими проблемами хорошо идти к психологу, где психолога найти безопасно.

Немало и специфических преград, которые касаются конкретно православных людей. Это уже шестая причина. Например, мысль о том, что должно пострадать, потому что жизнь – не райский сад. Эта мысль часто бывает понята не так, вывернута наизнанку. И человек, действительно страдающий от психиатрического ли заболевания, пограничного ли состояния, любых других психологических трудностей, не идет за помощью к специалисту, а считает, что ему полезнее помучиться.

Люди страдают от того, от чего страдать вообще-то не обязательно. И бывает, что жизнь людей заканчивается совсем не тогда и не так, как это могло бы быть.

Если обращаются за психологической помощью люди православные, то часто приходят они с дикой кашей в голове. «Духовник нам вот так сказал, а вы нам что скажете? Мы посмотрим и решим, что нам больше нравится». Здесь психолог оказывается втянутым в треугольник отношений, причем ложный треугольник: человек, обращающийся за помощью – его духовник – и специалист. Это то, что также серьезным образом мешает получать психологическую помощь.

Особенности патриархальной семьи

Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми. Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство.

Признаки патриархальной семьи

Главными отличительными характеристиками являются:

  1. Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии.
  2. Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников.
  3. Многодетность. Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей. Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду.
  4. Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец – глава семьи и самый старший мужчина в роду.
  5. Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования. Власть старшего мужчины не обсуждается и принимается безоговорочно.
  6. Для патриархальной семьи характерна религиозность и строгое следование канонам.
  7. Глава семьи должен полностью обеспечивать всех членов едой, одеждой и другими необходимыми благами.
  8. Все имущество принадлежит мужчине. У женщины не может быть права собственности на дом или землю.

Патриархальная семья – плюсы и минусы

Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:

  1. Стабильность и защищенность . Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
  2. Четкое разделение обязанностей . У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
  3. Устойчивость семьи . Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
  4. Забота о детях и стариках . В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.

Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:

  1. Зависимость . Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
  2. Сложности с самореализацией . Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
  3. Конфликт поколений . В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.

Проблемы патриархальной семьи

Традиционный уклад отношений благополучно существовал не одну сотню лет. Среди того, что характерно для патриархальной семьи, можно выделить ряд проблем, которые стали особенно актуальными сегодня:

  1. Дискриминация младших членов семьи . В связи с тем, что старший мужчина играет главную роль, у женщин и детей нет права голоса и возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
  2. Высокие требования к мужчине . Он должен быть и кормильцем, и добытчиком, и защитником всех членов семьи. Патриархальная модель требует от мужчины соблюдения определенных правил и накладывает множество обязанностей.
  3. Несоответствие современным условиям . Развитие техники и урбанизация обеспечили женщинам возможность меньше времени тратить на домашние дела и уход за детьми. Одновременно с этим снизились способности мужчин в одиночку содержать и обеспечивать большую семью. Из-за этого классическая патриархальная модель отношений все чаще становится нежизнеспособной.

Отрицательные стороны патриархата в семье

К сожалению, мужчинам не нравится когда женщина открыто, выражает свое недовольство. В семье с патриархальными установками женщине не подобает говорить мужу то, что обвиняет его.

Поэтому приходится замалчивать проблемы, что может негативно сказываться как на самих отношениях, так и на здоровье женщины. Ведь, как известно, обиды и огорчения, которые копятся внутри, ложатся на наше тело болезнями и блоками.

Зависимость.

Финансовая зависимость возникает из того, что мужчина единолично зарабатывает деньги. Женщина не имеет своего достатка, что порождает невозможность распоряжаться семейными средствами. Она вынуждена просить у мужа, что иногда негативно сказывается на ее самооценке.

За финансовой зависимостью следует и эмоциональная. Женщине кажется, что она совершенно не приспособлена в этой жизни и без мужа не может  сделать и шага. Любая зависимость рождает перекос, который отражается на качестве исходного продукта.

Психологическое или физическое насилие.

Как раз следствием зависимости может выступать насилие. Мужчины, будучи властными особями, чувствуют жертвенность и страх. Зачастую даже не осознавая это, они способны использовать власть не всегда в положительном ключе.

Роль жертвы тоже может затягивать и закрепляться в поведении женщины. Тогда есть вероятность возникновения замкнутого круга, выход из которого найти крайне сложно.

Невозможность реализации своего потенциала.

В современных патриархальных семьях есть разные вариации отношения к карьере женщины. Но есть риск того, что когда ты захочешь реализоваться, муж не одобрит твое стремление

В этом случае тебе вряд ли удастся доказать ему, что для тебя это важно и необходимо

С другой стороны, в случае если для тебя карьера не играет роли, ты сможешь рядом с таким мужчиной гармонично развиваться в роли хозяйки и матери. Здесь все зависит в первую очередь от твоих предпочтений и целей в жизни.

Возможен тотальный контроль.

Мужчины как представители патриархального уклада склонны контролировать и диктовать условия жизни и правила всем членам своей семьи. Порой попытка держать всех в узде переходит нормальные границы, и женщина  начинает чувствовать себя как в тюрьме. У нее возникает желание вырваться и убежать, что только усугубляет контроль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: