«Подростки думают только о себе»
В этом доме не дождешься никакой помощи», «Только о себе и думаешь» — многие из нас слышат подобные фразы дома, стоит только присесть. То же самое происходит, если отвлекся, задумался, не заметил чего-то очевидного или не услышал, что тебе говорят. Это становится доказательством того, что нам совершенно начхать на всё вплоть до чувств близких людей.
Анна Жукова, мать двоих детей 30 и 13 лет, детский педагог:
«Желание обвинить ребенка в эгоизме? О да, знакомо, еще как! Ведь пресловутый „стакан воды“ уже должен начать наливаться — рукой подростка.
Когда ребенок появляется на свет, родители точно знают, что он самый лучший, самый умный, самый красивый, — так заложено природой. Мы даем ему свою любовь, тратим время, деньги, воспитываем его — и ждем, когда он вырастет, чтобы насладиться покоем и плодами своих трудов. Как только ребенок подрастает, родители с нетерпением требуют отдачи, оплаты всех своих бессонных ночей, волнений, ожиданий.
А подросток просто живет: косячит, хамит, закрывается в комнате, почти не разговаривает с родителями, а главное — больше не слушается! Родители чувствуют себя обманутыми, брошенными, обиженными, как будто их развели мошенники. Вот примерно так мы, родители подростков, себя ощущаем прямо сейчас».
И в СМИ постоянно навязывают этот стереотип: журналисты, священники, а иногда и психологи не только подтверждают, что подростковый эгоизм существует как явление, но и уверенно объясняют его причины. Например, пишут, что он связан с недостатком обязанностей, осознанием собственной исключительности и завышенной самооценкой. Что советуют родителям? Почаще загружать детей работой, чтобы было меньше времени думать о себе.
«Подростковый возраст называют кризисным, но кризис — это не что-то плохое. Кризис — это переход из одного состояния в другое. И вот с подростком как раз непонятно: он еще ребенок или это уже взрослый человек? Причем непонятно это ни родителям, ни самим подросткам. Родители из-за этой путаницы часто начинают предъявлять к подростку требования, как к взрослому, при этом не возлагая на него никакой ответственности.
Например, за ребенком всю жизнь убирали в комнате. Когда он в три года взял веник, чтобы подмести, ему сказали: „Положи, я быстрее сама сделаю“ — он привыкает, что в его комнате убирается родитель. Но когда ребенок взрослеет, оказывается, что убираться должен он сам. Но он, во-первых, скорее всего, не умеет, а во-вторых, этого нет в его привычной картине семейного уклада. Он не задумывается об этом — но не потому, что эгоистичен, а потому, что прежде ему об этом заботиться не приходилось.
Помимо этого, подростки начинают сопротивляться требованиям взрослых, которые раньше спокойно выполняли. Это происходит из-за нарастающего чувства собственной взрослости и необходимости отстаивать личные границы.
В семьях с высоким уровнем рефлексии подростковый кризис проживается максимально мягко. Это означает не отсутствие конфликтов, а конструктивное их разрешение. Ключевой момент — даже во время конфликта сохранить чувство самоуважения у подростка. При этом взрослому нужно уметь признать и свою неправоту, а то и продемонстрировать уязвимость. Тогда подросток сможет отнестись внимательно и к вашей проблеме или просьбе, вместо того, чтобы пытаться „пробить“ стену непререкаемости.
«Подростки выдумывают себе проблемы»
«Подумаешь, в классе обижают — не бьют же», «Подумаешь, мальчик не любит — найдешь другого», «Какие такие панические атаки? Ты это всё придумываешь, никакого тебе психолога, иди учись» и извечное «Мне бы твои проблемы» — так взрослые могут отвечать на любую жалобу: от не очень значительной до серьезной вроде травли со стороны одноклассников или более чем реальных ментальных проблем. Даже если взрослые не произносят этих фраз вслух, судя по тому, как невнимательно и неделикатно они подходят к разговорам на «чувствительные» для нас темы, в голове у них частенько именно такие мысли.
Анна Жукова:
«В такие моменты я сама понимаю, что это пройдет, исправится или забудется. Но судя по тому, как сын переживает, можно сказать: для него всё хуже некуда. Поэтому я просто стараюсь быть рядом, выслушать его, поддержать, как-то помочь пережить приступ гнева или раздражения, истерику (иногда „быть рядом“ — значит позволить ребенку уединиться и быть готовой в любой момент, что он всё-таки придет снова). Если получается, пытаюсь использовать активное слушание. А вот советов избегаю: они обычно вызывают у сына новую вспышку гнева, но уже направленную на меня. Всегда идем пить чай, когда ему легче, это помогает поставить точку».
В жизни подростков очень много давления: нет взаимопонимания с родителями, они либо слишком мало уделяют нам внимания, либо нарушают личное пространство; учеба становится всё интенсивнее, нужно сдавать экзамены и выбирать профессию; нужно найти друзей, любовь и свою идентичность. Ко всему прочему уже маячат и «взрослые» проблемы: скоро придется за всё платить и самому себя содержать, всё дорожает, пандемия, экономический кризис, рост безработицы. Всё это вместе «перегревает» так, что кажется, будто справиться с этим просто невозможно.
Что вы почувствуете, если в схожем состоянии услышите: «Ты всё выдумываешь»? А на нас так могут смотреть очень многие.
Александра Шеттлер, психолог:
«Непонимание эмоциональных проблем детей — это не только психологическая неграмотность, но и непроработанность собственных психологических проблем родителей, а также их неверие в то, что подросток может адекватно оценивать действительность.
Когда родителям «бить тревогу»
Очевидный ответ — никогда. Тревожный, паникующий и «напрягающийся» родитель только усугубляет проблемы и вредит подростку
Важно не бить тревогу, а быть внимательными. Есть ряд ситуаций, когда взрослым стоит собраться и, например, обратиться к специалистам:
Если связь с подростком полностью теряется.
Ребенок не идет на контакт, и наступает полное отчуждение. При этом родитель не понимает, что происходит и как себя вести.
Если есть угроза жизни и здоровью.
Например, подросток травмирует себя или проявляются очевидные нарушения: пищевые (булимия, анорексия) или психофизические (нервный срыв, нарушения сна).
Если имеет место высокая степень агрессии.
Критерий здорового протекания подросткового кризиса — это ровные, более-менее доверительные отношения, без психологического давления со стороны родителей и сопротивления со стороны подростка.
Родителям важно помнить, что любой конфликт или столкновение — это на самом деле возможность стать с ребенком ближе, лучше его понять. Устранить все сложности подросткового возраста не получится, но можно помочь ребенку максимально безболезненно его прожить. . Материалы по теме:
Материалы по теме:
- 6 способов потерять доверие подростка
- Переходный возраст: почему подростки становятся «трудными»
- Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков
Любимый мужчина ассоциируется с папой
В отношениях с молодым человеком некоторые девушки пытаются воссоздать отношениям со своим папой. Т.е. она остается любимым папиным ребенком, а от мужчины требуется, чтобы он нес за все ответственность как отец. Он контролирует бюджет, возможно, выдает деньги на личные нужды, принимает важные решения. Девушка же с удовольствием надувает губки, сердится, капризничает.
В этом случае ребяческое поведение удастся прекратить, только если осознать, что в отношениях между мужчиной и женщиной больше нет родителей и детей. Партнеры равноправны, достойны взаимного уважения.
Рекомендации для подобной ситуации:
- Учись ответственности, возьми на себя часть обязательств по дому – покупай продукты, участвуй в формировании и распределении семейного бюджета.
- Необходимо разделить образы отца и мужа. Для этого шаг за шагом проговаривай роли каждого, отношения с ними. Одновременно определи роли жены и дочери, их поведение. Если возникают трудности, фиксируй их на бумаге, обсуди с психологом или подругой, которой доверяешь. На этом этапе может потребоваться помощь профессионального психоаналитика для исключения последствий проблемного переживания Эдипова комплекса.
- Проанализируй мотивы своих отношений с любимым. Возможно, ты и не любишь его вовсе, а за чувствами скрывается попытка соответствовать стереотипам, страх потерять хорошего человека.
- Учись получать удовольствие от своей роли женщины – восхищайся своей красотой, сексуальностью. Это то, что в отношениях с отцом обычно скрывается, зато очень ценится в отношениях с мужчиной, как мужем, любовником.
Ты представляешь, она писала капслоком!
Мария Завалишина
— Многие родители говорят, что у подростков отсутствует эмпатия по отношению к ним. Детям будто все равно, волнуется ли мама, что там происходит с папой. Это связано с физиологией или именно с плохим климатом в семье?
— Так часто взрослые интерпретируют поведение подростков. Хотя на самом деле состояние “ему пофиг” может быть объяснено большим количеством разных способов. Думаю, это вообще не связано с отсутствием эмпатии. Я читала много исследований, которые не подтверждают, что эмпатия исчезает или по-другому развивается.
Высокую значимость в подростковом возрасте приобретают сверстники. При общении с ними в мозге активируются определенные центры вознаграждения
Принятие и одобрение ровесников крайне важно. Они воспринимают и оценивают себя, в основном, через сверстников
И когда речь о родителях, это просто вопрос приоритетов. Допустим, родитель становится на пути к удовлетворению этой потребности — общения со сверстниками. Не пускает гулять, например. В эту секунду возникает протест и недовольство, потому что регуляторные системы еще не развиты.
— А к сверстникам они более толерантны?
— Дети мне могут с большим беспокойством рассказывать, что с кем-то из их друзей происходят какие-то неприятности, и советоваться, обсуждать, как они могут помочь. Мы можем составлять планы, стратегии, обсуждать ответственность. И по другим проблемам они в групповой работе очень включаются, выражают открыто сочувствие друг другу и небезразличие.
Эмпатия формируется же не в подростковом возрасте. К этому моменту она уже в каком-то виде присутствует. Когда маленький ребенок слышит плач другого такого же ребенка, что он начинает делать? Тоже плакать. Это самое первое проявление эмпатии доступным ему способом. А потом все зависит от семьи, насколько там принято принимать и выражать эмоции.
— А погружение в цифровую среду разве не снижает эмпатию? В сети они будто равнодушны к проблемам других или даже травят сверстников разными способами, создают унижающие мемы.
— Травля – это огромная проблема большинства школ. А кибер-травля – это ее новая форма, которая стала более явной, потому что школа и класс более закрытая система, чем социальная сеть. То, что попадает туда, становится доступно более широкому кругу людей.
А по поводу эмпатии все наоборот. Дети до сих пор предпочитают личный контакт цифровому. А у тех, кто предпочитает цифровой, проблемы с эмпатией первичны. Сложности уже есть, поэтому ребенок выбирает способ общения через компьютер.
Больше того, внутри сети у них есть огромное количество средств для проявлений эмпатии. Экспрессию они считывают не через мимические проявления, а через эмодзи, капслок и другие знаки. Даже на консультации подросток мне что-то рассказывает и говорит: “Ты представляешь, она писала капслоком!”
Жизнь в парадигме «тиран-жертва»
— Как влияет опыт битья, физического насилия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка?
— Дети, которых били, утрачивают веру в любовь. Может, это странно звучит, но таковы далеко идущие последствия, и они более глобальные, чем синяки и телесные побои. Люди, которых били, теряют способность доверять. Потому что любящий беззащитен перед тем, кого любит. И если тот, кого ты любишь, часто причиняет тебе боль – значит, чтобы избежать боли, надо не доверять, нельзя любить.
При этом много битые дети склонны ко лжи. И это понятно: чтобы избежать битья. Ведь при стрессе наступает паника, и в стрессовых условиях применяются самые простые, эффективные средства защиты, и мораль в данном случае — уже излишек. Очень часто задержка развития совести у детей из неблагополучных семей связана с целым комплексом причин, но в том числе, и с опытом битья. Битье способствует развитию лживости, пренебрежения к моральным нормам, озлоблению.
— Что происходит с физическим и ментальным развитием ребенка, испытывающего насилие, побои?
— У детей, растущих в напряжении, в частых ситуациях насилия, зачастую затормаживается развитие. Проявляется это по-разному, в зависимости от формы насилия. Небрежение, скажем, тоже считается насилием. Но если при этом присутствует привязанность, и нет физического и эмоционального насилия, то ребенок может отставать в физическом развитии, например, потому что его недокармливали, может отставать в социальном развитии, в интеллектуальном развитии – если им не занимались. Но его эмоциональное развитие остается достаточно сохранным, в нем «сердце живо», и такие дети восстанавливаются довольно быстро.
Если было грубое физическое насилие, тут могут быть разные ситуации. В случае с разовым эпизодом, например, со стороны какого-то постороннего, ребенок испытывает шок, стресс, но есть защитная база – семья, и с помощью определенной терапии он может довольно быстро восстановиться.
Если же дети растут в обстановке постоянных побоев, физического насилия, они находятся в эмоциональной зависимости от насильника и усваивают эту модель поведения. С высокой степенью вероятности, попав в нормальные условия, они сами станут насильниками. С таким человеком уже нужна специальная терапия, педагогическая работа. То есть медицинские последствия насилия снимаются быстрее и легче, чем психологические.
— Может ли физическое насилие над ребенком сказываться на его учебе, на интеллекте?
— Грубое физическое насилие затормаживает интеллектуальное развитие. Стресс вообще блокирует развитие. И ребенок, живущий в ситуации хронического стресса, плохо развивается. Аффект тормозит интеллект. Но если это были редкие эпизоды, интеллект может и не пострадать.
— Ребенок, которого бьют, склонен к жестокости или же, наоборот, к зависимому поведению?
— Зависит от ситуации. Но вспышки неожиданной ярости, неадекватный ответ на какое-то действие, которое «битый» ребенок может ошибочно трактовать как агрессию, могут присутствовать. Если ребенок сломлен, он, наоборот, теряет способность защищаться. Опять же, это выбор ребенком для себя позиции тирана или жертвы. Если характер сильный, человек постепенно войдет в роль насильника и будет отыгрывать свои травмы, выплескивать накопившиеся эмоции, нанося травмы другим. Забитый ребенок будет еще и еще попадать в ситуации, в которых он будет жертвой.
В любом случае, работа с детьми, которые долгое время пребывали в ситуации насилия, очень долгосрочная, к которой периодически приходится возвращаться.
«Вся его энергия уходила на то, чтобы нас обмануть»
Анна Е., сыну 16 лет
— Ребенок вдруг оказался на диване, совершенно никакой, гаджеты из рук не выпускал. Мы все время боролись с ними, но бой проигрывали. Отнимаешь один телефон — он где-то находит второй, отнимаешь второй — он у кого-то из друзей уже раздобыл третий. Пытаешься отобрать планшет — говорит, что на нем надо делать домашку. Мы специально сажали его в гостиную, но не будешь же все время заглядывать ему через плечо. Отвернешься — сын уже в компьютерной игре.
Казалось, вся его энергия уходила на то, чтобы нас обмануть, а ни на что другое сил не было. Видно было, что он распадается. Сын сильно вытянулся, но при этом настолько ослабел, что даже сидеть не мог. Полгода полулежа.
А тут и лето наступило. Это всегда было для нашей семьи лучшее время, мы ездили в горы, купаться на озеро, в лес за ягодами — обычные летние радости, которые ребенок раньше любил. А сейчас — как отрезало.
Мы с мужем каждый день ломали голову: «Что же нам делать?» Пытались отдать его на школьный футбол, но ему настолько опротивела сама школа, что футбол в том же коллективе абсолютно не шел.
И тут повезло. В конце лета через районную группу я нашла тренера, который работает с подростками. Решили попробовать. В первый раз он приехал к нам, потому что сдвинуть нашего парня с места было нереально.
Начали тренироваться. Упражнения на общую физическую подготовку, силовые, немного бокса
Тренер — истинное воплощение брутальности, что в 14 лет мальчишке очень важно. Папа у нас тоже физически крепкий, но не спортсмен, а наукой занимается
Не то! Сын стал прислушиваться к словам тренера. К счастью, тот оказался верующим христианином, и мы вполне разделяли его взгляды.
Постепенно появился интерес к жизни, но учиться сын все равно не начал, только абсолютный минимум, чтобы не остаться на второй год.
Следующим летом я увидела объявление, что ресторан ищет подростков на подработку. С трудом уговорила сына податься — и его взяли. Он был на побегушках — то у кассы постоять, то на кухне помочь — но на работе его воспринимали как взрослого и самостоятельного человека.
И в сентябре ребенок начал учиться. От школы он по-прежнему был не в восторге, но голова у него хорошая, и при некотором усилии он вполне в состоянии учиться на четыре и пять.
Зато в церковь отказался ходить напрочь. Надо же принять хоть какое-то решение наперекор родительскому! Мы всей семьей встаем на утреннюю и вечернюю молитвы, а его не дозовешься. Но я считаю, это не тот случай, когда надо давить.
И вот сыну 16 лет, предпоследний год школы, нужно как-то определяться с будущим, а он ни в какую. «Надоело учиться, не хочу в вуз».
И тут ему приглянулась профессия пилота. Мы нашли летний лагерь, где ему было интересно. В пять утра они вставали и пахали до вечера: практика, теория, домашние задания. Он научился выкладываться по полной. И из мальчика, который лежит на диване и которого все время надо куда-то подталкивать, он стал самостоятельным юношей. С сентября учится вообще на одни пятерки.
Неуверенность в себе
Фото автора Jona Meza: Pexels
Одна из самых распространенных причин, почему девушка ведет себя, как ребенок, связана с неуверенностью в себе и низкой самооценкой. Через кривлянье, клоунское поведение она пытается скрыть свое собственное «я», боль, страхи, обиды.
Часто все это идет из детства, когда девушка, будучи еще совсем маленькой, становилась жертвой насмешек, придирок, была объектом презрения. Чтобы защититься от них, она создала защитный панцирь, разбить который во взрослом возрасте не так просто.
Одну девочку-подростка одноклассницы задирали тем, что ей нравился красивый мальчик из параллельного класса. Чтобы скрывать свои чувства, она стала кривляться, вечно смеяться над собой, закрылась, перестала подпускать к себе даже тех, кому она искренне нравилась.
Перестать вести себя как ребенок в этом случае, можно, если поверить в себя. Для этого, прежде всего, нужно изменить внутренние установки:
Ты больше не маленький глупый ребенок, а красивая, умная женщина.
Посмотри на себя в зеркало, понаблюдай за своими движениями. Твоя задача – увидеть изменения, осознать их, полюбить себя.
Несмотря на насмешки, ты сумела добиться успеха.
Например, занимала первое место в соревнованиях, окончила университет, устроилась на хорошую работу, воспитываешь ребенка, красиво рисуешь. Все это значит, что ты сильная и можешь быть успешной, несмотря ни на что. Если достижения твои присутствуют больше в мире мыслей, цифр, постарайся собрать дипломы, награды, поставь, чтобы было видно. Такие вещественные доказательства будут напоминать о победах, причины гордиться собой.
Выбирай то, что действительно важно, концентрируйся на нем. Для этого формулируй четкие задачи и цели, следуй им
При необходимости, корректируй, но никогда не меняй. Поверь, подобный подход не оставит места для сомнений и страхов, поможет тебе организовать себя и стать более уверенной.
«Какая разница, что будет через пять лет?»
Юлия Подерамова, сын Марк, 13 лет
— Когда ребенок маленький, его можно замотивировать, сделав ему что-то приятное. Дашь деньги в копилку — и он прочитает несколько лишних страниц.
Сейчас даже смешно об этом вспоминать. Сын говорит: «Мне ничего не надо, у меня и так все есть». Пытаешься его вдохновить, увлечь чужим примером: «А почему я должен быть на кого-то похож? Он — это он, а я — это я». Объясняешь, что надо трудиться ради своего будущего: «Я тогда лучше жить вообще не буду или стану бездомным, тебе-то что». Вот до таких ответов у нас доходило. Это, конечно, не всерьез, а чтобы от него отстали.
Сын может целый день просидеть в компьютере, а уроки оставить на последние полчаса перед сном и, конечно, их не сделать. В итоге в 11 я иду ему помогать. Ну почему нельзя сначала скинуть «домашку», чтобы она над тобой не висела, а потом уж играть? Я кричала, ругалась, но без толку. В какой-то момент сдалась. Времени 10 вечера, я спать хочу, говорю: «Твои уроки — твои проблемы, решай их сам». Как ни странно, он встал с утра и все-таки сделал все.
Мне кажется, школа тоже должна мотивировать, но она этого не делает. Буквально на днях у ребенка был урок истории, к которому я помогала ему готовиться. Ему до четверки не хватало какой-то сотой доли балла. Но учитель не счел, что оценка спорная, и не стал спрашивать. Сын пришел расстроенный, мне было его очень жалко. Ведь он по собственной инициативе решил исправить оценку. Ну вызови ты человека, видишь — он выучил, руку тянет? Но нет, учителю все равно.
При этом сын профессионально занимается плаванием, три раза в неделю тренировки в 6 утра, и он плачет, если пропустит. А в школу идти не желает. Тут уже вопросы к учителям. Что случилось? Раньше такого не было. Только в последний год.
Мои личные ощущения — от неприятия, негодования, возмущения до полной потери контроля над собой, когда я срываюсь на крик. «Как ты не понимаешь, я же из-за тебя переживаю, ради тебя стараюсь!»
Потом понимаешь свою ошибку. Это уже не ребенок, которого можно взять за руку и повести за собой, а отдельный, самостоятельный парень. И договориться можно, только если вы на равных. Твой ребенок должен почувствовать себя взрослым, а для этого нужно перестать давить на него: «Ты должен, должен, должен».
Взрослость — это когда понимаешь связь между причиной и результатом. И проблема в том, что для Марка в учебе ее нет. В спорте результат всегда нагляден. Тренируешься-тренируешься, замерили время — оп, секундомер показал, что ты дистанцию проплыл на секунду быстрее. Значит, не зря трудился. А школа — это бег на долгую дистанцию, и ты забываешь, зачем бежишь. Какая разница, что будет через пять лет? Ну, поступишь в вуз, а там снова учиться? Не самая увлекательная перспектива.
Поэтому будущее для них — это какая-то неприятная абстракция. Понимание должно созреть само.
Недавно был такой случай. Сын готовился к уроку языкознания — а он скорее математического склада и не понимает, зачем вообще нужны гуманитарные предметы: «Я же не собираюсь быть переводчиком». И тут я ему привела знаменитый пример про глокую куздру, которая штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Он спросил, не на белорусском ли это
«Неважно, — говорю, — на каком языке, главное, что ни одного слова непонятно, а смысл ясен. И ты еще откуда-то знаешь, что это ближе к славянскому языку
Почему? Вот языкознание как раз и дает ответ на эти вопросы». Молчит. Чувствую, зацепило. Увидел логику.
Подростки вообще прагматики. Им нужно все время отвечать на вопрос: «Зачем это именно мне, именно сейчас». Мы с мужем решили, что нужно Марка побольше включать в материальную жизнь, чтобы он вышел из своего пузыря и спустился на землю. Сколько стоит телефон? Сколько я потратила в магазине? Сколько мы с папой должны зарабатывать, чтобы у каждого из вас троих была отдельная комната? Постепенно сын начинает понимать финансовую сторону жизни, даже ворчит иногда на младшего брата, что, дескать, тот — транжира.
Следующий шаг — попытаться показать не абстрактную, а конкретную связь между его сегодняшней учебой и будущим материальным благополучием. Мы постепенно подходим к этому.
Я тебе не медвежонок, поищи себе медвежонка в другом месте
— Могут ли социальные сети помочь родителю и подростку встретиться? Особенно если учитывать, что родители в «Одноклассниках» и фейсбуке, а ребенок сидит во «ВКонтакте»?
— Хорошо бы, чтобы у родителя была своя цифровая жизнь. Из этого контекста ему проще поддерживать с ребенком разговор и чем-то обмениваться. Если родитель вообще ничего не делает в сети и ему мерещится, что в ВК творятся какие-то страсти, коммуникацию наладить сложнее, чем если бы мама была активным пользователем, пусть даже другой сети. Или нескольких.
— Родители еще предполагают, что все зло от компьютерных игр. По сети ходит видео, где мама удалила аккаунт подростка в World of Warcraft. У подростка истерика, его снимает младший брат. Большинство комментариев — что парень псих, и вот до чего доводят компьютерные игры. А вы что думаете?
— Ну представьте, что родители очень долго копили на машину. Купили новую, с иголочки, вся блестит. А ребенок запрыгивает на нее и начинает бейсбольной битой лупить по стеклам. Вот как в этот момент будет папа реагировать, который копил на эту машину? И давайте вернемся на несколько вопросов назад и вспомним, что я рассказывала про центр удовольствия и самоконтроль у подростков. И тут вообще про этот ролик почти все понятно становится. Мне было физически больно его смотреть, я очень сочувствовала мальчику и его маме, которой, подозреваю, тоже было очень непросто.
Получается, что тут мама не маленькими шагами, не регулируя и договариваясь, а возможно, от беспомощности, но нанесла довольно серьезную травму. Потому что у каждого из нас есть то, чем мы дорожим. У кого-то это аккаунт в стратегической игре, который связан с долгосрочными планами и большим удовольствием. Ну, как папина машина.
— То есть если родитель выдергивает компьютер из розетки, забирает планшет, телефон, это всегда травма? Он не прав?
— Не знаю, прав или нет, но это дает кратковременный эффект. Родитель это делает либо от бессилия, либо для достижения каких-то результатов. И эти результаты оказываются краткосрочными, и все возвращается на круги своя.
— Кстати, мамы, у которых дети попадали в рискованные ситуации, рассказывали мне, как полиция их ругает за то, что родители не знают все детские пароли от того же «ВКонтакте». Надо современным родителям читать детскую переписку или нет?
— Я понимаю, что есть угроза жизни и здоровью. Но чтение переписки стопроцентно ухудшает отношения между родителем и ребенком, увеличивает дистанцию между ними. Родитель сам такое решение принимает, я могу только сказать очень аккуратно о том, что мне кажется, что это не лучший способ. Я сама считаю, что это очень сильное нарушение личного пространства — чтение переписки.
Ребенок должен закрыться. Если он не закрывается, значит, что-то идет не так. Если он в пубертате и по-прежнему подробно маме рассказывает о личных взаимоотношениях, и у него не появилось малейшего закрытого места, это вызывает беспокойство.
— А вам не кажется, что есть современные родители, которые слишком тесно дружат с детьми? Я читала колонку одной мамы, которой ребенок предложил пойти вместе в заброшку.
— Таких я не встречала. Но, например, рассказать о переменах в теле, физиологических особенностях — это способ получить поддержку. Если мама не будет осуждать, высмеивать, это прекрасно. Есть мамы, которые про интимные подробности вроде стирки нижнего белья подростка могут рассказывать при гостях, я встречала такие случаи. То есть мама не признает, что ее ребенок уже взрослый. Такие вещи могут травмировать.
Или, например, я видела мальчика, у которого в 13 лет уже пробиваются усы и ломается голос, а родители его сажают на колени и спрашивают: “Медвежонок уже покушал? Сейчас медвежонок спать пойдет!” Родителям сложно поверить, что их сын вырос. Когда-нибудь он встанет и скажет: “Я не медвежонок, иди поищи медвежонка в другом месте”.
С другой стороны, я знаю детей, которые не хотят взрослеть. Они живут с родителями до 30 лет, и всем хорошо. Мне сложно дать этому оценку, наверное, если семье комфортно – это их право так жить.
— Ну личность же должна отделиться? А не жить с родителями до пенсии, не создавая своей семьи.
— Ну, что значит, должна или не должна. Если у ребенка нет дискомфорта, он не считает себя несчастным, у него нет депрессии, ему нормально не иметь жены в 30 лет. И понятие нормы размыто. Я хотела отделиться, вы хотели, а сейчас родители создают суперкомфортные условия для детей, и потребность отделиться ниже. Они не вмешиваются в их жизнь, не влияют, стирают и готовят, покупают какие-то вещи. Я знаю про некоторых своих друзей истории, когда они уже очень хотят, чтобы их взрослые дети переехали, а этого не происходит.
И короткая обобщающая памятка «Правила жизни с подростком», которые стоит соблюдать, если вы хотите пройти через переходный возраст с наименьшими потерями.
Старайтесь и учитесь:
— БЫТЬ на его стороне всегда;
— уметь СЛУШАТЬ, не перебивая, когда подросток что-то рассказывает, чтобы он мог выговориться и не боялся, что в ответ на любую его фразу вы будете протаскивать какие-то свои воспитательные идеи («Вот видишь! А я говорила!»);
— уметь МОЛЧАТЬ, когда ребенок не хочет ничего рассказывать;
— уметь ОТКАЗЫВАТЬ, когда это необходимо. Отказывать твердо, но доброжелательно;
— уметь ОТПУСКАТЬ и ДОВЕРЯТЬ, когда ребенок начинает жить своей «личной» жизнью (друзья, подруги, поездки, переписка);
— уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ с ребенком, не доводя ситуации до конфликта (ему всегда что-то нужно от вас, а вам – от него: «не будешь помогать – не получишь карманных денег»), и придерживаться договоренностей;
— СОЗДАТЬ такие условия, чтобы у ребенка не было причин врать вам (причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью – вылечить);
— ИСКЛЮЧИТЬ из общения вопросы типа:
- — Как дела в школе?
- — Ты чего молчишь?
- — Ты чего такой грустный?
- — Ты чего такой грязный?
- — Я смотрел электронный дневник и хочу поговорить об этом… и пр.
— РАЗГОВАРИВАТЬ не поучая, ОБЩАТЬСЯ на равных;
— научиться разговаривать НЕ О ШКОЛЕ, а о жизни вообще;
— не пытаться контролировать все в жизни подростка (это все равно невозможно), а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.);
— даже наказывая, делать так, чтобы ребенок не сомневался, что ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ.опубликовано econet.ru
Михаил Лабковский
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Большая часть моих клиентов – ученики лучших школ
— Как меняется ребенок, становясь подростком?
— В подростковом возрасте происходит много серьезных изменений, которым человек не в силах противостоять. Есть исследования, что даже мыши проживают пубертат. Это механизм, заложенный эволюцией. Помимо изменений в теле (гормональных и физиологических), изменения происходят в головном мозге. Опять же, по данным исследований, основные изменения происходят в трех системах головного мозга, в системе, которая отвечает за регуляцию удовольствия, за восприятие других людей и за систему, которая регулирует самоконтроль.
Меняется тело, уровень гормональной регуляции, система ценностей, человек полностью пересматривает себя. Вся система в мозге, которая отвечает за получение удовольствия, увеличивается, становится более чувствительной и восприимчивой, а ко взрослому возрасту ее чувствительность, к сожалению, снижается.
Можно вспомнить себя в юности, когда острота переживаний ни с чем не сравнима. В подростковом возрасте стремление к награде гораздо более интенсивно и значимо, чем переживание потери. Они стремятся ко всему, что приносит им позитивные переживания. Поэтому надо поддерживать их позитивные переживания, хвалить, показывать теплое отношение.
— Что считается трудным в поведении подростков?
— Когда все “сверх”. Когда аффекты мешают жить и ему и окружающим. Когда подавленное настроение затяжное и влияет на все сферы жизни. Трудно, когда ты в социальной изоляции и у тебя проблемы со сверстниками. Любая гипертрофированная реакция — это трудно. А то, что он дистанцируется, начинает себя резко вести, немного падает успеваемость — это нормально.
Есть исследования, которые проводились в США, что в менее благополучных семьях пубертат начинается раньше. Когда регуляторные механизмы еще недостаточно сформированы и опыт не накоплен, нет необходимых социальных навыков и т.д. Такие дети чаще оказываются в рискованных ситуациях. Чем позже начнется пубертат, тем безопаснее. Ребенок сможет накопить опыт и приобрести навыки, произойдет апгрейд системы регуляции, созреют структуры его мозга. Но мы практически не можем на этот процесс влиять и контролировать его начало.
— Есть какая-то общая проблема, с которой к вам приходят подростки?
— В последнее время я чаще сталкиваюсь с тем, что их уровень притязаний сильно возрос. И ребенок не всегда может с ним справиться. Он ходит на 10 кружков, у него везде рейтинги, и он начинает переживать, что если не попадет в рейтинг, его жизнь закончится. Что если он не будет реализован, то случится что-то плохое.
Перфекционизм — сложная мишень для работы. Людям не очевидно, зачем менять эти убеждения, если именно они приводят к успеху.
Я часто встречаюсь с подростками, у которых диагностирована депрессия. И это бывает связано с блестящими перспективами и высокими притязаниями, с которыми дети не справляются. И они не могут признать даже свое подавленное состояние, потому что слишком идеальны. Часто все доходит до последней точки, и обойтись без врача и лекарств невозможно.
— И что с этим делать?
— Наверное, важно, чтобы в семье рейтингам не придавали слишком сильное значение, не только на словах, а как-то по-настоящему. Родителям транслировать, что “мы тебя принимаем любым, и дело не в рейтингах”
Иногда нужно поменять школу, когда становится понятно, что такие идеи транслирует именно школа. Большая часть моих клиентов — ученики лучших школ из первых строчек рейтингов.
А с ребенком мы ищем то, на что он может опереться в этой ситуации, доступные ему ресурсы. Дело часто не в большой нагрузке, а в ощущении себя и требованиях к себе. Необязательно и в шахматах и в бассейне быть первым. Надо убирать не кружки, а завышенные требования к себе.