Эффект зловещей долины

Андроиды древности

Автоматоны — это механические устройства, имитирующие деятельность живых организмов. Сведения о первых автоматонах встречаются с древности. В «Одиссее» Гомера упоминаются золотая и серебряная собаки, которых бог Гефест выковал, чтобы они охраняли дворец царя Алкиноя. Иудаистские тексты рассказывают о троне царя Соломона, что на его шести ступенях стояли пары золотых львов и орлов. Царь, поднимающийся к трону, нажимал ногами на ступени тронного места, и звери начинали двигаться.

Трон царя Соломона

Эта легенда вдохновила множество тронных мест, стремившихся уподобиться трону Соломона, например, тронное место императора Константина (10 век, Константинополь), оснащенный рыкающими львами и поющими птицами. Был такой трон и в России!

Современная реконструкция тронного места Алексея Михайловича в Коломенском дворце. Львы рычат и вращают головами — но эти эффекты достигнуты уже вполне современными средствами.

Автоматоны широко использовались в ритуальных целях в Древней Греции, откуда и пошло слово андроид — с греческого «человек, мужчина» с суффиксом oid — «подобие» — «человекоподобный». В ходе ежегодных Элевсинских мистерий были задействованы механические скульптуры богов. Геродот упоминает говорящие фигуры на входе в храмы. Известно, что Архит Тарентский (428 – 347 до н. э.) создал летающего деревянного голубя на пружинном механизме, пролетевшего около 200 метров, а в III веке до н.э. Филон Византийский изобрел механическую служанку, которая смешивала вино и воду в одном сосуде благодаря простейшим законам физики.

Схема работы “Служанки” Филона Византийского

Андроиды в литературе и кино

Гиноид «Актороид», продемонстрированный Осакским университетом совместно с корпорацией Kokoro на выставке Expo 2007 (Япония)

Хотя человекоподобные роботы существуют, слово «андроид», так и не вышло за рамки научной фантастики, кино и телевидения и не стало техническим термином.

  • Классические истории Айзека Азимова главным образом об андроидах, многие собраны в знаменитом произведении «Я, робот», по мотивам которого снят одноименный фильм. Они провозглашали набор правил этики для андроидов и роботов — «Три закона робототехники», что очень повлияло на других авторов и мыслителей в их толковании предмета.
  • Персонаж Дэйта (Data) из американского телесериала «Звёздный путь: следующее поколение» («Star Trek: The Next Generation») описан как андроид, внешне практически идентичный человеку. В нескольких эпизодах четко указывается на его, по крайней мере, частичное органическое строение. Однако, в основном, упоминается о его электромеханическом строении.
  • Репликанты из фильма «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) являлись полностью органическими существами, созданными с помощью биоинженерии. Хотя в картине они и не упоминались как роботы или андроиды, но за основу сюжета взят роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (Do Androids Dream of Electric Sheep?). Также в творчестве Филипа Дика нередко встречается тема искусственной человекоподобной жизни.
  • Известные персонажи голливудских блокбастеров «Чужой» («Alien»), «Чужие» («Aliens») и «Чужой 3» («Alien 3») Эш и более совершенный Бишоп — типичные андроиды. Герои называют их «синтетиками», но сами андроиды предпочитают термин «искусственный человек». Из сюжетов фильма явно прослеживается как органическое, так и электронное строение этих андроидов. В последнем фильме «Чужой 4: Воскрешение» («Alien: Resurrection») персонаж даже стыдится того, что он андроид. К андроидам можно отнести человекоподобных репликаторов из сериалов «ЗВ-1» и «Звёздные врата: Атлантида».
  • Андроидами являются модели 2, 2 усовершенствованная и 3 крикунов из фильма «Крикуны», в то время, как модели крикунов из второй части данного фильма являются киборгами.
  • Одна из главных героинь сериала «Андромеда» («Andromeda»), Ромми, так же является Андроидом. Серии роботов Т-800, T-850, Т-1000, Т-Х из кинофильмов Терминатор являются андроидами. Робот Эндрю, персонаж повести Айзека Азимова «Двухсотлетний человек», а также снятого по ней в 1999 году одноимённого фильма, в стремлении стать человеком проводит замену своих деталей на биологические органы, тем самым превращая себя из робота в андроида.
  • В фильме Стивена Спилберга Искусственный разум (Artificial Intelligence: AI) (2001) разрабатывается человекоподобный робот-ребенок запрограммированный на чувство любви.
  • В советском фильме «Его звали Роберт» 1967 года главным героем является андроид.
  • В цикле рассказов про пилота Пиркса Станислава Лема фигурируют андроиды. Например в рассказе «Дознание» робот, совершенно неотличимый от человека, чуть не погубил экипаж космического корабля, выполняя поставленную задачу. В 1979 году по рассказу снят советско-польский художественный фильм Дознание пилота Пиркса
  • В цикле рассказов Воспоминания Ийона Тихого Станислава Лема в рассказе «Стиральная трагедия» в сатирической форме описываются взаимоотношения андроидов и людей.
  • В фильме «Гостья из будущего» одним из героев является андроид Вертер. Его примечательная черта — наличие романтических побуждений.
  • В фильме «Остров ржавого генерала» фигурирует домашний андроид Поля, который противопоставляется боевым роботам, созданным в ХХ веке.
  • В фильме «Черри-2000» женой главного героя является андроид Черри-2000. После поломки робота главный герой ищет точный дубликат такой же модели для замены.
  • В советском фильме «Приключения Электроника» один из главных героев Электроник является андроидом, точной копией советского школьника Сергея Сыроежкина, и пытается с его помощью стать человеком.
  • В советском телеспектакле «С роботами не шутят» в третьей новелле показано насколько субъективен суд, где все участники кроме подсудимого и адвоката являются роботами .
  • В фильме Поток (Slipstream), одним из главных персонажей является андроид.
  • В фильме Android Apocalypse сюжет фильма основан на противостоянии людей и андроидов в эпоху глобальной экологической катастрофы.
  • В фильме Нанолюбовь Нана является роботом-андроидом.
  • В фильме «Формула радуги» изобретатель создает андроида — свою копию, чтобы тот ходил на скучные собрания.

Зрителям не нравятся реалистичные мультфильмы

Влияние эффекта «зловещей долины» чувствуют не только робототехники, но и разработчики игр, режиссеры и мультипликаторы. Несовершенная работа с графикой, намеренное приближение к реализму вызывает негативную реакцию. Персонажи теряют свою самобытность и эмоциональность. Тем самым вызывая неприязнь. Так вышло с ремейком мультфильма «Король лев».

Режиссер фильма «Робот по имени Чаппи» Нил Бломкамп считает, что вскоре разработчики игр и художники компьютерной графики перестанут сталкиваться с «зловещей долиной» в своей работе.

Две основные идеи Бломкампа:

  1. Развитие технологий позволит создать идеальную модель человека и перешагнуть через «зловещую долину»;
  2. Люди привыкают к роботам, несовершенным моделям в играх и фильмах, тревога сменяется принятием.

В робототехнике есть удачные попытки избежать «зловещей долины». Например, просто не использовать чрезмерную хуманизацию. Американская компания Boston Dynamics создаёт роботов-ассистентов, которых чаще считают милыми, чем пугающими.

Boston Dynamics научила робота делать сальто

Компания Promobot также успешно справляется с этой задачей. Промоботы водят экскурсии, привлекают гостей в рестораны, работают администраторами отелей. Пока речь идёт о гуманоидных роботах, но начало положено.

Первый человекоподобный Promobot уже получил больше положительных отзывов от клиентов, чем сотрудники МФЦ. Посмотрим как быстро роботы заполнят сферу услуг и станут частью нашей повседневной жизни.

Автоматоны-фейки: Турок-шахматист и Железный мужик Ивана Грозного

Конечно, под видом автоматонов иногда демонстрировались игрушки, управлявшиеся сидевшими внутри людьми. Самый знаменитый из таких фейков – шахматный автомат «Турок», которого в 1769 году в Вене представил его создатель барон Вольфганг фон Кемпелен (1734-1804).

Шахматный автомат «Турок»

Деревянная фигура турка в тюрбане и с трубкой сидела за большим ящиком, на котором находилась доска. Перед сеансом изобретатель открывал дверцы ящика и показывал внутреннее устройство «турка». Чтобы начать игру, Кемпелен заводил механизм, крутя ручку, и турок, взяв фигуру, делал первый ход в партии. Автомат требовал постоянного подзавода – барон делал это после каждых 12 ходов. 

Автомат неизменно обыгрывал своих соперников. Император Иосиф II решил показать ее в Европе – в Париже автомат обыграл Бенджамина Франклина, американского посла во Франции, а затем был представлен Екатерине II в Петербурге. Императрица пытливо рассматривала механизм, не в силах поверить в его реальность, потом пыталась купить его у Кемпелена, но изобретатель отказал – дескать, автомат требует обслуживания, которое может обеспечить только он сам, а переезжать в Россию барон не может. 

После смерти Кемпелена в 1804 автомат приобрел Иоганн Мельцель, музыкант, приятель Бетховена и авантюрист. В 1809 автомат в Вене играл в шахматы против Наполеона – и обыграл его! Сохранилась этой партии, подарившей миру так называемый «дебют Наполеона» – неуклюжую попытку императора поставить машине детский мат. 

Поздняя реконструкция автомата фон Кемпелена

Конечно, в автомате сидел человек. Секрет был раскрыт в 1834 году Жаном Муре – одним из шахматистов, игравшим за «турка»; он просто взял и выложил все в газетной статье. Мельцель к тому времени уже гастролировал в Америке, но и там разоблачение настигло его – в 1836 разгромную статью об автомате опубликовал писатель Эдгар Аллан По. Мельцель вскоре умер, а автомат попал в музей в Филадельфии, где его подробно изучили и где он сгорел в 1854 году. 

Шестерни и механизмы, которые показывали публике перед представлением, были в ящике лишь для отвода глаз. Там оставалось достаточно места для взрослого человека в положении полулежа. При открытии дверец его скрывала система зеркал. Настоящих механизмов было два: рычаги, с помощью которых игрок из ящика управлял движениями турка-манекена, и система, показывавшая игроку ходы. Фигуры имели магниты, а под каждым полем доски внутри ящика висел шар на вертикальной нити. Когда фигуру поднимали – и убирали магнит – шар опускался, а при ходе на пустую клетку до этого висевший свободно шар поднимался вверх. 

Против Наполеона в 1809 году играл сильнейший шахматист Австрии, Иоганн Баптист Альгайер. Также за автомат выступали англичанин Уильям Льюис, француз Аарон Александр и другие. За свою историю из 300 сыгранных партий автомат проиграл шесть.

Почему автогиганты идут в робототехнику?

В 2020 году Hyundai приобрела акции Boston Dynamics. Honda занимается андроидами более 30 лет. У GM и Toyota тоже есть наработки в этой области. Ford тестирует проект автономной доставки грузов.

Робот-курьер Digit работает с беспилотным фургоном Ford

Теперь в робототехнику пытается войти и Tesla. Таким образом Илон Маск пытается «обозначить интерес своей компании к робототехнике», чтобы не отстать от конкурентов, полагает создатель помощника Lexy Дмитрий Суворов.

«Tesla должна стать чем-то большим, чем просто компания по производству электромобилей».

Илон Маск

Обращение автогигантов к теме человекоподобных роботов — закономерная тенденция, считает специалист по ИИ Роман Душкин. Причина в том, что у них уже есть большой опыт создания автономных ассистентов (круиз-контроль, автоматическая парковка и так далее), а также работы с промышленными роботами на конвейерном производстве.

«Именно производители беспилотных авто могут преодолеть парадокс Моравека, — уверяет Душкин. — Они очень хорошо понимают, как надо строить системы управления реальными объектами».

В таком деле пригодятся наработки Tesla по встроенным в автопилот нейросетям и суперкомпьютер Dojo для их обучения. Этот компьютер был представлен на Tesla AI Day перед презентацией робота. Dojo создан специально для тренировки искусственного интеллекта по видеоизображениям, поступающим с камер электромобилей.

Тактика борьбы[]

Тактика борьбы с андроидом напрямую зависит от его вида, с которым вам пришлось столкнуться. Самые примитивные роботы медлительны, не обладают каким-либо интеллектом и весьма уязвимы. Их можно легко уничтожить из любого огнестрельного или другого стрелкового оружия, а самые прыткие могут сыграть на нерасторопности такого робота и одолеть его даже в ближнем бою при помощи холодного оружия. Достаточно целиться в потенциально хрупкую и уязвимую часть, как череда выстрелов (может быть достаточно и одного) либо мощного удара будет достаточно чтобы вывести из строя машину. Другое дело если вы столкнулись с мощным, быстрым, бронированным роботом с развитым искусственным интеллектом. Это очень опасные противники, уничтожить которых может только тяжелое вооружение. Убежать от них очень сложно так как они способны бегать быстрее человека на ходу снося все препятствия на своем пути, при этом преследуя его без устали. Победить такую машину очень сложно, поэтому лучшей тактикой против неё остается бегство. В ином случае следует использовать самое мощное оружие вкупе с хитростью так как при прямом столкновении даже имея численное превосходство и хорошее вооружение невелики шансы расправиться с этой машиной для убийств. Наиболее эффективным средством против всех андроидов может являться мощный электроразряд, способный если не убить робота выгорев ему всю электронику, так вырубив его на некоторое время. Также хорошо проявить себя могут мощная, тяжелая взрывчатка, заложенная в непосредственной близости у андроида, энергетическое оружие и осколочные боеприпасы крупного калибра. Огонь против андроидов малоэффективен, так как на то чтобы повредить ему важные механизмы потребуется много времени, а более сложные и мощные роботы огнеупорны. Это же касается и при их столкновении в воду, хотя из-за своего веса не каждый андроид может быть способен к передвижению вплавь. А вот утопление в кислоте или лаве не выдержит даже самая мощная машина, но тут есть свои сложности с этой реализацией. Но самыми опасными андроидами являются не те которые несутся на вас обрушивая всю свою огневую мощь, а те которые выглядят как настоящие живые люди и даже ведут себя как люди. Выявить их очень сложно, некоторые из них даже для пущей маскировки имеют искусственную кровь, имитацию запахов жизнедеятельности человека и многое другое

Хотя выдать их могут больший в сравнении с другим человеком вес, необычное поведение, странные интонации в его речи и другие мелкие детали, на которых надо постоянно заострять внимание. Выявление робота это целый детектив, требующий много времени, смекалки и внимательности, а сам робот может в любой момент адаптироваться под разные случаи или нанести свой удар

От них неясно чего ожидать, а к тому времени когда вы уже сможете выявить их будет уже поздно. В целом андроиды действительно могут считаться одними из самых сложных и опасных видов роботов, столкновение с которыми лучше избежать. И даже просто пробраться мимо них по тихому непростая задача, так как они могут лучше видеть, слышать и чувствовать чем любой другой человек, а наличие множества аппаратуры на его «органах» зрения позволяют ему видеть даже в условиях казалось бы плохой видимости.

«Ожившее дерево» – последний русский автоматон

Автоматоны разной степени сложности были очень популярны в XIX веке – например, вся слава и падение турка-шахматиста пришлось именно на это время. Но с наступлением XX века, к началу Первой мировой войны производство автоматонов практически сходит на нет. В ХХ веке на смену автоматонам пришла массовая заводная игрушка. Одним из последних известных автоматонов-игрушек стал самый сложный русский автоматон, «Ожившее дерево» симбирского мастера Алексея Морозова.

Это стол размером полтора на полтора метра, на котором 62 куклы, выполняющие разные хозяйственные работы. В движение куклы приводятся вращением ручки. Все детали, шестерни, рычаги механизма – из дерева. Изготовлен этот автоматон был между 1905 и 1912 годами. С «Живым деревом» Морозов ездил по городам и селам, демонстрируя поразительную игрушку за деньги – так и зарабатывал. В 1923 его слава дошла до самого верха – Алексея Антоновича пригласили на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, «прародительницу» ВДНХ, где вручили диплом и медаль. Однако потом Морозов снова канул в безвестность. Его автоматон чудом выжил – много лет куклы пылились на чердаке, пока местный мастер-кукольник не восстановил работу игрушки. Теперь она представлена в музее Ульяновского Театра кукол.

Искусственный интеллект вскоре превзойдет человеческий?

Если компьютеры продолжат подчиняться закону Мура и удваивать быстродействие и объем памяти каждые восемнадцать месяцев, в итоге получится, что в какой-то момент ближайшего столетия они превзойдут человека по интеллектуальным способностям. Когда искусственный интеллект превзойдет человеческий в создании искусственного интеллекта, то есть сможет рекурсивно совершенствовать себя без помощи человека, мы можем стать свидетелями интеллектуального взрыва, который приведет к появлению машин, чье превосходство которых над нами в интеллектуальном смысле будет больше, чем наше — над улитками. Когда это произойдет, придется озаботиться, чтобы цели компьютеров не расходились с нашими целями.  

Последние достижения в области искусственного интеллекта, такие как самоуправляемые автомобили или компьютер, выигрывающий в го, — приметы того, что нас ждет в будущем. В эти технологии, которые уже во многом определяют нашу жизнь, делаются огромные инвестиции. В ближайшие десятилетия они внедрятся во все сферы жизни общества, разумно поддерживая и консультируя нас во многих областях, включая здравоохранение, образование и науку. Достижения, которые мы видим сейчас, явно бледнеют перед теми, что принесут нам ближайшие десятилетия, и мы не в состоянии предсказать, чего мы сможем достичь, когда наше сознание будет подкреплено искусственным интеллектом. ПОЧЕМУ МЫ ТАК БОИМСЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА? ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА МОЖЕТ ВЫКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР. 

Человек спросил у компьютера: «Есть ли Бог?» Компьютер ответил: «Теперь есть!» — и расплавил выключатель. Возможно, плоды новой технологической революции повысят качество человеческой жизни. Например, сейчас ученые занимаются разработкой искусственного интеллекта, который поможет бороться с параличом у людей, получивших спинномозговые травмы. С помощью силиконовых чипов-имплантов и беспроводного электронного интерфейса между мозгом и телом технология позволит людям управлять движениями тела силой мысли. Убежден, будущее коммуникаций — за взаимодействием мозга и компьютера. Есть два способа: электроды на черепе и импланты. Первый — все равно что смотреть сквозь запотевшее стекло, второй лучше, но есть риск инфекции. Если мы сможем подключить человеческий мозг к интернету, у каждого в постоянном распоряжении будет вся «Википедия».

Бездушные машины с эмоциями

Бэкграунд Синтии Бризил позволил ей собрать впечатляющую команду для собственного стартапа. Бризил окончила Университет Калифорнии в Санта-Барбаре по специальности «Компьютерная инженерия», а затем заняла должность профессора Массачусетского технологического института и руководителя лаборатории по исследованию персональных роботов.

Под руководством Бризил в конце 1990-х годов в лаборатории создали робота Kismet — одну из первых разработок, которая могла имитировать человеческие эмоции и мимику. Выглядит она страшновато, но ее реалистичность на тот момент поражала.

Сейчас Kismet хранится в музее Массачусетского технологического университета. Фото: Rama / Wikipedia

Следующая разработка команды Бризил появилась в 2002 году. Социальный робот Leonardo был оснащен сенсорами, камерами и моторами, чтобы воспроизводить мимику и взаимодействовать с предметами. Внешне (а за его облик отвечала Stan Winston Studios, которая создавала динозавров для фильма «Парк юрского периода») он представлял собой что-то среднее между умилительным магваем и магистром Йодой.

Робот Leonardo был оснащен 60 микромоторами, которые обеспечивали ему подвижность. Фото: Paula Aguilera / MIT

Получив достаточно опыта, Бризил в 2012 году основала в Бостоне собственный стартап. Jibo позиционировался как интерактивный помощник, который может общаться с людьми, выполнять различные задачи и даже распознавать лица.

Уникальный дизайн Jibo отличал его от других роботов. Он имел круглую форму и два экрана, которые отображали различные эмоции. Jibo был способен вращаться, чтобы общаться с разными людьми в комнате, и оснащался двумя встроенными HD-камерами для распознавания лиц. Камеры по команде могли снимать фото и видео. Микрофоны с охватом 360 градусов позволял Jibo распознавать речь, даже если говорящий стоял к нему спиной. Для связи с миром у робота были Wi-Fi и Bluetooth.

Дизайн Jibo сделал робота привлекательным для потребителей. Команда отказалась от отталкивающей своей искусственностью человекоподобной внешности, но с помощью LCD-дисплея дала ему возможность выражать эмоции.

Как работают с «эффектом зловещей долины» в сфере робототехники

История появления первого Андроида

Роль создателя первого механического андроида отводится Альберту Кельнскому. Именно пот создал, согласно историческим данным, в середине 13 века первого «железного человека», наделенного способностью открывать и закрывать двери. Существует множество легенд о первом подобном роботе вплоть до того, что на самом деле он был самообучаем, и со временем научился говорить. Согласно городским мифам, ученик великого ученого Кельнского не мог выносить разговоры неживого существа, и уничтожил робота молотом.

(Человекоподобные роботы из пьесы R.U.R. Карела Чапека в 1921 году)

Само слово «Андроид» было впервые использовано в романе «Будущая Ева». В книге оно обозначало человекоподобного робота Адали, и этим термином писатель Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адам называл именно искусственную женщину, созданную при помощи механических и биологических технологий. Адали говорила через фонограф и была, согласно сюжету, создана Эдисоном.

(Образ первого робота в кино был по сути прототип женскому роботу-андроиду. Фильм «Метрополис», робот Мария (в афише, как Лже-Мария), 1927 год)

В реальности первый Андроид был создан в США, и называли его George. Тони Сейл создал его в 1949 году из металлолома. Повторная активация этого Андроида была проведена в 2010 году во время выставки в Блетчли-парке.

После этого работа над созданием биомеханического робота, похожего на человека, велась достаточно активно, и в последние десятилетия практически все крупные страны представили свои варианты Андроидов. Как ни странно, многие из них имеют явно выраженную принадлежность к женскому полу. В 2010 году в Китае для человекоподобных роботов провели Олимпийские игры, где Андроиды соревновались в разных спортивных дисциплинах. К участию допускались автономные роботы, полуавтономные системы и устройства с дистанционным управлением, и каждый класс соревновался только с себе подобными.

Tesla Bot: пункт назначения — Марс?

Прототип Tesla Bot, скорее всего, не будет дотягивать до параметров, представленных на презентации. На первом этапе задача робота состоит в демонстрации технологии и сборе данных. «Маск может вначале продать или просто отдать несколько роботов, — говорит специалист по ИИ Роман Душкин, — чтобы они работали в разной обстановке: один в городе, другой — в деревне, третий — в горах. А потом собранные датасеты объединят и используют для обучения следующего поколения».

Душкин также полагает, что у Илона Маска есть планы применить Tesla Bot для освоения космоса и создания колонии на Марсе. Над реализацией проекта работает его SpaceX.

Роман Душкин рассуждает о космических перспективах Tesla Bot

«Илон — упёртый человек, — говорит Душкин, — и вряд ли он будет делать что-то, выбивающееся из его стратегической линии. Даже строительство тоннелей и проект Hyperloop он рассматривает в контексте постройки баз на Марсе».

Но проблема в том, что космическая радиация, скорее всего, сделает будущих колонистов Марса инвалидами. И здесь на помощь Илону придут его роботы. Вначале они могут строить базу на другой планете, готовя всё необходимое для прибытия людей.

На следующем этапе Tesla Bots послужат людям в качестве искусственных тел. Развитие проекта по чтению мыслей Neuralink, который также продвигает Маск, позволит перенести сознание человека внутрь робота. Его железно-пластиковое тело лучше приспособлено к космическим полётам, чем наше биологическое. Идея близка философии трансгуманизма.

По мере совершенствования роботов Маск начнёт отправлять их в космос. Вначале — на околоземную орбиту, затем — на Луну и Марс. При этом возможность передачи сознания андроидам породит ряд этических проблем, которые, вероятно, заставят нас пересмотреть представления о самих себе.

Да, выглядит как фантастика. Но это фантастика может стать реальностью уже в ближайшее десятилетие. Илону Маску не привыкать реализовывать фантастические проекты, которые меняют жизнь людей. И мы с большим интересом продолжим наблюдать за тем, как он будет это делать.

Роботы Востока

Развивавшие свою науку отдельно страны Востока тоже делали свои автоматоны. Известно, что в XI веке в Индии была написана «Самарангана сутрадхара» — трактат по архитектуре и механике, включавший в себя описания автоматонов, в том числе даже механических пчёл.

В Японии автоматоны носят своё название – куклы Каракури. Они были трех видов: театральные, миниатюрные (домашние игрушки) и религиозного назначения – эти участвовали в праздниках и церемониях, так же, как автоматоны в Древней Греции. Мода на каракури в Японии продлилась с XVII до XIX века. Вот один из них.

А вот пример китайского автоматона:

Величайшие из автоматонов – куклы Жаке-Дро

Настоящие европейские автоматоны были куда скромнее. Играть в шахматы они, конечно, не могли. В 1560-х годах король Испании Филипп II заказал у мастера Хуанело Турриано, придворного механика Карла V (император Священной Римской империи) механического монаха. Автоматон выжил, хранится в Смитсоновском институте в США и дает представление о техническом уровне автоматонов того времени.

Такие или подобные механизмы применялись в Италии, где древнегреческий опыт был возрожден: в церквях можно было видеть механических дьяволов, корчивших страшные гримасы. К XVIII веку стали появляться автоматоны посложнее, например, игрушки изобретателя Жака де Вокансона. Его робот-флейтист действительно играл на флейте – меха нагнетали воздух, а пальцы брали правильные аккорды и вели мелодию. Автоматон «Ударник» играл до 20 различных ритмов на цимбалах и барабане. Но больше всех прославилась утка, которая «ела» пищу и потом испражнялась. Конечно, пища падала в один резервуар внутри утки, а из другого через некоторое время вываливался заранее заложенный туда птичий помет.

Утка Вокансона

Но вершиной искусства автоматонов считаются три куклы Пьера Жаке-Дро: «Музыкант», «Писарь» и «Рисовальщик». Созданные в 1770-х годах, они хранятся в музее в Невшателе, на родине изобретателя, и работают до сих пор!

Подлинные автоматоны Пьера Жаке-Дро

Пьер Жаке-Дро родился в кантоне Невшатель в 1721 году и уже с 16 лет занимался созданием сложнейших часов, в которых он использовал механизм автоподзавода, а также встраивал в них музыкальные автоматы и оснащал движущимися фигурками. 

Пьер Жаке-Дро

В 1758 Жаке-Дро отправился в Испанию, где ему удалось продать королевскому дому несколько своих аппаратов за фантастическую сумму в 2000 золотых пистолей – это около 17 килограмм золота! Конечно, после такого заказа Жаке-Дро стал европейской звездой, посвятил себя полностью часовому делу и в качестве вершины своего искусства создал свои автоматоны. Вот как они работают.

https://www.youtube.com/watch?v=bY_wfKVjuJM

«Писарь» — самый сложный из шедевров Жаке-Дро. Он состоит из более чем 4000 деталей и способен написать текст длиной не более 40 знаков, причем пишет он гусиным пером, которое обмакивает в чернильницу. Автомат регулирует наклон и нажим пера в зависимости от буквы, следит глазами за своим письмом и даже стряхивает капли с пера. Все это происходит благодаря тончайше настроенному кулачковому механизму. Более того – механизм можно программировать, меняя местами соответствующие буквам кулачки! 

Устройство «Писаря»

«Музыкант» и «Рисовальщик» – автоматоны попроще. «Музыкант» в форме девушки, играющей на настоящем органчике. Она покачивается в такт, «дышит» и может исполнять несколько мелодий на выбор. «Рисовальщик» может рисовать Людовика XVI и Марию-Антуанетту, собачку и Купидона в райском саду. Поразительно, с каким изяществом и мягкостью до сих пор работают все создания Жаке-Дро!

Автоматоны Жаке-Дро впервые демонстрировались в 1774 году, и с тех пор в его мастерскую повалил такой поток посетителей, что роботов повезли в целое европейское турне. Затем автоматоны купил какой-то испанский богач. Только в 1906 Общество истории и археологии Невшателя выкупило автоматоны и поместило их в музей. 

Что такое эффект зловещей долины?

Википедия определяет эффект зловещей долины, как гипотетическую взаимосвязь между степенью сходства объекта с человеком и его эмоциональной реакцией на данный объект. Эта концепция предполагает, что роботы-андроиды, имеющие облик, близкий к человеческому,  вызывают у наблюдателей необъяснимое чувство страха и отвращения.

Впервые данную гипотезу предложил японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори.  В 1970 году, исследуя эмоциональную реакцию человека на внешний вид роботов, он установил следующую закономерность: по мере приобретения машиной человеческих черт увеличивается и симпатия к ней, однако максимальное ее сходство с человеком вызывает тревогу, отвращение и страх.

Мори писал: «Я заметил, что по мере продвижения к цели сделать роботов похожими на людей, наша привязанность к ним возрастает, пока мы не дойдем до долины, которую я называю зловещей».

Позже ученый объяснил, как ему пришла в голову данная идея: «С детства я никогда не любил смотреть на восковые фигуры. Мне они казались несколько жуткими. В то время разрабатывались электронные протезы рук, и они вызвали у меня такое же ощущение. Этот опыт заставил меня задуматься о роботах в целом» .

Японец придумал термин «зловещая долина», чтобы описать свое наблюдение, что по мере того, как роботы становятся похожими на людей, они выглядят более привлекательными, но только до определенного момента . Ученый даже создал график, на котором изобразил взаимосвязь между подобием робота человеку (горизонтальная ось) и симпатией человека к этому роботу (вертикальная ось):

Человеческая реакция на слишком реалистичных роботов достаточно резкая, поскольку они кажутся отталкивающими или жуткими. Это участок оси и называется «зловещей долиной» . В Интернете можно встретить большое количество и других изображений эффекта зловещей долины.

Некоторые соответствующие технологические инновации, такие как протезы конечностей и прототипы антропоморфных роботов, уже существовали в то время, когда была опубликована сама гипотеза. Однако она приобрела особую популярность в течение последних двух десятилетий, во время которых технологии компьютерной анимации быстро развивались .

Кривая зловещей долины Мори демонстрирует нелинейную взаимосвязь между роботами с разной степенью выраженности человеческих черт (от явно искусственных машин до практически идентичных) и чувством близости к ним наблюдателей (от отрицательного к положительному).

Ученый использовал промышленных роботов, как пример наименее человечных персонажей, хоть сколько-нибудь похожих на реальных людей. Хотя такие персонажи явно искусственны, они все же имеют некоторые характеристики, отдаленно напоминающие человеческие, такие как приспособления для захвата объектов .

Позже Мори описывал проявление данного эффекта на примере – первых протезах руки: «Можно сказать, что протез руки достиг некоторой степени сходства с человеческим телом, возможно, наравне со вставными зубами. Однако, когда мы понимаем, что рука, которая на первый взгляд выглядела реальной, на самом деле оказалась искусственной, мы испытываем жуткое ощущение. Например, во время рукопожатия мы можем быть поражены безвольной, бескостной хваткой, а также странной текстурой и холодом. Когда это происходит, мы теряем чувство схожести, и рука становится жуткой» .

Гиноид. Робот-женщина

Гиноид — человекоподобная робот-женщина. По сути, это тот же Андроид, который относится к женскому полу.

Поскольку изначально робот был бесполым существом, но воспринимался большинством людей, как представитель мужского пола, несмотря на то, что одной из первых была именно Андроид Адали — «женщина». Тогда британская феминистка и писательница Гвинет Джонс предложила новый термин для обозначения именно роботов женского пола, поскольку термин «андроид» изначально был образован от греческого слова «мужчина, человек» — ἀνήρ. Так появилось само понятие гиноида, и на сегодняшний день существуют различные примеры гиноидов не только в творчестве писателей и сценаристов, но и в реальности.


(Андроид-женщина Actroid-DER, разработанный KOKORO Inc на выставке Aichi Japan. Photo by Gnsin)

Пример такого робота-женщины — гиноид «Актроид» DER 01, который был создан в Японии и появился на выставке в 2005 году.

Гиноид София стала первым роботом в мире, который получил официальное гражданство (Саудовская Аравия выдала разрешение на получение роботом гражданства). Сегодня она даже выступает на международных саммитах, развивается и достаточно активно учится у людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: