«В книге все было по-другому»
Оксимирон тем временем практически пропал из медийного поля, лишь изредка радуя фанатов неожиданными фитами (например, с группой «Би-2»). Казалось, рэпер увлекся актерской карьерой — помимо появления в документальном фильме «BEEF: Русский хип-хоп» Ромы Жигана (в нем Мирон, как выяснилось позже, участвовал из-за шантажа со стороны режиссера) он снялся в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V» режиссера Виктора Гинзбурга и в фильме Кирилла Серебренникова о жене композитора Петра Чайковского.
Летом 2019-го Мирон объявил об уходе из Booking Machine (он возглавлял концертное агентство с зимы 2017 года). Осенью рэпер внезапно подал заявку на 17-й независимый онлайн-баттл сайта Hip-Hop.ru — того самого форума, на котором сидел в 2000-х. Вокруг мероприятия, к которому до этого хип-хоп-сообщество относилось с абсолютным равнодушием, возник немалый ажиотаж — свои заявки на участие подали такие знаменитости, как Егор Крид, Лок-Дог, Noize MC, Леван Горозия, Стим, Рем Дигга, блогеры Satyr и Юрий Хованский, а также бывшие противники Мирона по баттлам — ST, Johnyboy и Слава КПСС (последний выложил слишком длинный трек и не прошел отборочный тур).
Оксимирон в итоге прошел четыре раунда онлайн-баттла, влегкую побеждая малоизвестных соперников, а затем также неожиданно слился, заявив, что хочет заняться другими вещами. Постепенно проект покинули и другие известные участники, а за его финалом мало кто следил.
Любопытно, что часть представленных на баттл треков Мирона были не только диссами — в композиции на тему «В книге все было по-другому» он жаловался на собственную прокрастинацию и психологические проблемы, а во втором раунде «Ветер Перемен» (как видите, с названиями тем у организаторов баттла все было очень плохо) зачитал про 21-летнего Самариддина Раджабова, обвиненного в угрозе применения насилия к трем сотрудникам полиции во время несогласованной акции за честные выборы в Мосгордуму.
Дегенеративное искусство
Мирон Федоров родился в январе 1985 года в Ленинграде в еврейской семье; когда ему было девять лет, Федоровы эмигрировали в Германию, где Мирон начал сочинять рэп, сперва на немецком, а затем и на русском языке. В 2000-м его семья перебралась в Великобританию, там Федоров поступил и окончил Оксфордский университет по специализации «Средневековая английская литература». По словам Мирона в интервью порталу Keep It Real, до конца учебы его преследовало чувство неполноценности — среди выпускников элитных британских школ он вел себя «как неотесанный крестьянин». После выпуска он не мог найти хорошо оплачиваемую работу, жил очень скромно и вплотную занялся музыкой.
В 2011-м он рассказывал о своей жизни в лондонском гетто в районе Кеннинг Таун «Московскому комсомольцу»: «Занимаюсь музыкой, постоянной работы нет, и жить в Лондоне я могу позволить себе только в подобном месте. Снимаю комнату, которую отвоевал у нигерийцев, сделал в ней ремонт. В принципе, весь дом русский, кроме нигерийской парикмахерской на первом этаже, которая принадлежит как раз хозяину. Место вполне типичное для тех районов, где происходили беспорядки».
Фото: @norimyxxxo
Музыкальная карьера Оксимирона начала раскручиваться в конце 2000-х. Тогда же рэпер познакомился с жившим в Германии хип-хоп-исполнителем Шокком (Schokk, Дмитрий Хинтер, также известен как Дима Бамберг) — вместе с ним Мирон отправился на первые гастроли и организовал объединение Vagabund. Малоизвестные и голодные, Оксимирон и Шокк не стеснялись диссить и высмеивать российских хип-хоп-артистов в песнях. Одной из их целей стал рэпер Рома Жиган (Роман Чумаков) — в начале 2010-го Шокк посвятил ему целый дисс Get Da Fuck Up, в котором раскритиковал как музыку, так убеждения и стиль Жигана («Ты не больше рэпер, Рома, чем безрукий диджей»), а чуть позже вместе с Мироном выпустил трек «Дегенеративное искусство», в котором последний (впрочем, весьма аккуратно) ответил на строчку Жигана из песни «Я против» («…СПИДа, наркотиков и пидорасов»): «Мы с вашим партийным курсом не согласны, // Лучше быть за СПИД, наркотики и педерастов!» Помимо этого, рэперы, по словам Бамберга, критиковали Жигана в соцсетях после скандального инцидента с ним в отеле Самары.
Рома Жиган воспринял подобные наезды близко к сердцу — настолько, что не стал отвечать европейским рэперам в диссах, а просто устроил на них разбойное нападение. В октябре он с сообщниками ворвался в московскую квартиру, которую Шокк и Оксимирон сняли в рамках тура по СНГ (у Федорова тогда уже вышел первый студийный альбом «Вечный жид»). Вот как Бамберг описывал инцидент в интервью YouTube-каналу Эдуарда Германского:
Приехал тип, мы его впустили, думали, что это орг (организатор концерта — прим. «Ленты.ру»). Он пошел в туалет, вышел оттуда с пушкой. Держит нас под пушкой, я рыпаюсь к шкафчику, где кухонный набор, он направляет пушку на девушку (Бамберга — прим. «Ленты.ру») и стреляет в окно: «На диван, *****!» Открывает дверь, забегает еще восемь, десять человек, все в масках
Шокк
Злоумышленники во главе с Жиганом поставили рэперов на колени и заставили извиняться. Сам Жиган раздавал артистам пощечины, все происходящее записывалось на видео. Позже он предъявил Федорову и Бамбергу ультиматум — если они принесут публичные извинения со сцены, то видео в сеть не сольют. Мирон согласился на условия, однако Шокк на ближайшем же концерте рассказал о произошедшем и заявил, что «**** матерей» нападавших. После этого Бамберг улетел в Германию, а Федоров в одиночку записал извинения перед Жиганом в Санкт-Петербурге напротив Эрмитажа. На этом пути европейских рэперов разошлись, а Vagabund распался.
«Пролив Дрейка»
Какой исход известен Мирону – большая загадка, учитывая примерно равную статистику «Реала» и «Ювентуса» в личных встречах. Но второй микстейп, на котором появился «Пролив Дрейка», вышел 18 октября 2013 года: за пять дней до матча «Реала» и «Юве» на групповом этапе Лиги Чемпионов. Возможно, записывая трек, Окси переместился в будущее и заранее узнал исход матча. Если что, там победа испанского клуба 2:1.
Вторая версия – отсылка к финалу ЛЧ-1998. В конце концов, на тот момент это был единственный финал между «Реалом» и «Ювентусом». Победил опять-таки «Реал». Но скорее всего, это банальная рифма ради рифмы.
Хомяк в бульбуляторе
В 2012-м Оксимирон переехал в Россию, в итоге осев в Санкт-Петербурге. После выхода дебютного «Вечного жида», в котором рэпер читал о жизни в лондонском гетто, Vagabund, мама****** и хомяке в бульбуляторе (на нем же Мирон, к слову, выпустил едва ли не первые грайм-композиции на русском языке, «Восточный Мордор» и Russky Cockney), Федоров несколько лет не записывал альбомов, только микстейпы — весной 2012-го вышел miXXXtape I с треками, созданными еще в Великобритании, а год спустя — «miXXXtape II: Долгий путь домой». Песни с последнего (например, «Неваляшка» и «Песенка Гремлина») до этого появились в виде музыкальных клипов, которые принесли Мирону нехилую популярность. Этот период в карьере рэпера был крайне продуктивным — он стал участником концертного агентства Booking Machine, получил премию «Человек года GQ 2012» в номинации «Открытие года» и еще ряд наград, а также открыл собственный магазин мерча «Оксишоп». Федоров медленно втирался в массовую культуру, будто бы становясь флагманом хипстерской моды на хип-хоп в России, но в песнях продолжал считать себя представителем андеграунда.
По словам самого Мирона, второй микстейп, в основном состоящий из ранее не выходивших композиций с оригинальными битами, он не назвал альбомом только потому, что хотел сделать второй пластинкой «нечто цельное». Следующий студийный альбом Оксимирона, получивший название «Горгород», вышел в 2015-м. История на нем действительно цельная — концептуальная пластинка рассказывает о приключениях писателя по имени Марк из Горгорода, который проводит дни на светских вечеринках за употреблением наркотика под названием «гор». Герой, прототипом которого, очевидно, является сам Мирон, знакомится с роковой девушкой, которая сводит его с лидером оппозиции города. Марк становится обличителем политически индифферентных жителей и проворовавшегося мэра, который затем, пригрозив писателю казнью, срывает покровы: лидер оппозиции оказывается бывшим чиновником, а возлюбленная Марка — дочерью мэра. Героя отпускают, однако в предпоследней композиции звучит выстрел — писателя убивают.
Пафосная антиутопия в целом была встречена критиками положительно; многие профильные издания расхваливали «Горгород» так, как никакой другой рэп-альбом за долгое время. Оксимирона считают одним из главных хип-хоп-исполнителей в России, артист дебютирует в рейтинге Forbes
Но ему также важно оставаться ведущим представителем «подземки» — это желание он реализует через баттл-рэп
Оксимирон резко ответил Гнойному. Кажется, он ждал этого 3 года
Оксимирон прокомментировал слова будущего соперника по 17-му Независимому баттлу Hip-Hop.Ru, но подвергся критике от своего личного трикстера — рэпера Гнойного. И вместо обстоятельной дискуссии между музыкантами пользователи твиттера увидели жёсткий ответ автора «Горгорода». Некоторые уверены, что это неслучайно, — похоже, Мирон Фёдоров ждал своего шанса три года.
В сентябре 2019-го русскоязычные сегменты соцсетей заполонили серьёзные и не очень посты о 17-ом Независимом баттле на Hip-Hop.Ru. Турнир стартовал ещё в мае прошлого года, но массовый хайп словил только после объявления полного списка участников: в него вошли Оксимирон, Егор Крид, Слава КПСС (он же Гнойный) и даже блогеры Сатир и Эльдар Джарахов. Спустя почти полгода после окончания приёма заявок на 17-й Независимый, хип-хоп баталии всё ещё продолжаются, более того, рэп-турнир только набирает обороты. К примеру, трек Оксимирона на тематику четвёртого раунда баттла «В книге всё было по-другому» через две недели после окончания данного этапа уверено держится в мировом топ-100 по просмотру в Genius.
А 17 февраля организаторы объявили пары на пятый раунд или 1/32 финала, артисты должны будут творчески раскрыть тезис «В неожиданном ракурсе». Помимо Мирона Фёдорова до него добрались Noize MC под псевдонимом Damilola Karpow и, неожиданно, Егор Крид. В тот же день Окси отреагировал на объявление имени своего будущего соперника. Им стал Витя Classic — бывший участник объединения Вульгарный тоНН.
В свою очередь, визави Мирона не стал сдерживать себя и ответил на сарказм Окси на своём стриме.
Кажется, Классика короткий месседж Фёдорова действительно задел.
Отрывки с трансляции соперника в инстаграме и твиттере запостил и сам Окси.
В реплаи к твиту Окси ворвался его давний «поклонник» Вячеслав Машнов, он же Слава КПСС, Гнойный и Соня Мармеладова (баттл 2017 года между ними в топ-3 самых просматриваемых на YouTube), и напомнил ему, что Фёдоров теперь ещё и активист, который защищает невинно осуждённых. К примеру, автор альбома «Горгород» поддерживал фигурантов «московского дела»: ходил на судебные заседания Егора Жукова, а для второго раунда 17-го Независимого вообще сделал фит с Самариддином Раджабовым с подзаголовком «Ветер перемен».
Дело «Сети» — это судебный процесс над семью активистами из Пензы, которые якобы организовали террористическое сообщество «Сеть». По итогам фигурантов приговорили суммарно к 86 годам тюрьмы — от 6 до 18 лет. Во время следствия, которое длилось два года, сами «виновники» сообщали о неоднократных пытках электрошокером и избиениях для добычи признательных показаний. Изначальной формулировкой правоохранительных органов была не только образование самой «Сети», но и планирование лидерами сообщества терактов во время Чемпионата Мира по футболу 2018 года.
В защиту обвиняемых в интернете уже больше недели высказываются практически все — от оппозиционеров вроде Любови Соболь до Юрия Дудя. Однако Оксимирон решил не вступать в дискуссию с Гнойным, вместо этого ответив коротко, но резко.
И другие пользователи твиттера вынесли единогласный вердикт — Оксимирон не выдержал насмешек Гнойного.
Комментаторы уверены, что всё неспроста: кажется, Мирон ждал три года, чтобы отомстить за провал на том самом баттле — в августе 2017-го Гнойный победил единогласным решением судей (5:0), а Окси забыл слова для третьего раунда и вместо этого рассказал о книге «Тысячеликий герой».
И, похоже, многие уже поняли, что это ироничный хайп, а не серьёзные разборки.
Естественно, нашлись и онлайн-эксперты, которые выяснили, в чём же причина резкой агрессии Мирона Фёдорова.
Кстати, трек Окси на тему третьего раунда 17-го Независимого «Дело нескольких минут» организаторы вообще признали лучшим за этап. Исполнителю вручили денежный приз, но сумма развеселила и самого рэпера, и его фанатов.
На Западе у рэперов другие способы привлечь слушателей: Мик Милл, например, скормил сыну сверчков, а мальчик ещё и получил за это деньги. Музыканта уже осудили, но сам он утверждает, что не всё так просто.
Лучшие панчи на все случаи жизни от Оксимирона и Славы КПСС
Едкие выпады в стихах, задевающие соперника, считаются главной изюминкой баттла
Битва двух известных рэперов наделала столько шуму, что теперь только ленивый не знает, что такое панчи. Едкие выпады в стихах, задевающие соперника, считаются главной изюминкой баттла. За обилие таких панчей в конечном итоге в поэтическом поединке победил молодой рэпер Слава КПСС. Возможно, когда-нибудь лингвистам еще предстоит создать свой словарь лучших панчей, а мы в свою очередь публикуем самые запоминающиеся фразы из популярного баттла
Оксимирон
А теперь я прошу сюда выйти всех тех, кто реально в «Рисорте» увидел Карелина.
Ладно, по ходу сегодня их нет, но еще бы немного и вы бы поверили…
«Баттлы по фактам — подарок для любителей врать
Какая правда, важно лишь убедительно подать. Если будешь копать зашквары в мусоре копаясь, то представляешь не SLOVO, а «подслушано: Хабаровск»
Я помню первые баттлы в России. Там считалось, что нужно врага чтобы вынести наверняка обложить километрами стояка.
И за каждым любым даже хоть бытовым проявлением негатива двух отдельных людей — виден древний мотив столкновения с архетипом.
Никуда не ушли герои, никуда не делись драконы, даже если их битва в офисе между степплером и дыроколом.
Почему нет игры, где ты, типа, грибок и ты прыгаешь на Супермарио. А если бы была — это просто прикол. Миллионы в игру не играли бы.
Ты увертливый, гад, зацепиться нельзя, только это твой баг, а не фича, чувак.
Потому что сарказм — это панцирь, броня, чешуя, только где ты, товарищ. Я читаю с открытым забралом, друзья, и поэтому ты проиграешь.
Может, карта легла так и карма говниста, но ты отыграл только антагониста.
Мистер постмодернист — ты компост на дермист.
Я баттлю контуженного дико тусклого пасюка. А нецензурная брань — жемчужина великого русского языка.
Ты не антигерой и вообще не герой, вызываешь сопереживания ноль.
И топы, увы, не пойдут за тобой. Ты для них в инстаграме подписка. У тебя нет пути, ты задействовал мой, но забыл, что в моем была искренность
Слава КПСС
Я утверждаю, что как творец ты умер и не заслуживаешь славы культового рок-певца. Я не признаю твои заслуги, поэтому, когда читаю — я напоминаю тебе отца.
Поговорим о твоем альбоме. Разберем с хладнокровием Лаврентия Берии. Ты плохо учился в своем Гриффиндоре. Что русские умеют — разваливать империю.
Считаешь, такого ни у кого не было? Ни у Оруэлла, ни у Замятина? Это попсовый мотив, который задолбал окончательно.
Ты сам сказал в афише: важна не идея, а ее живучесь. Но если твоя музыка — бренд, почему мне не выбрать гуччи?
Это тоже коммерция, как и твой якобы прорывной альбом с умными панчами через тире. А создать шум может и презерватив, если окажется в женском монастыре.
Я вижу не одиннадцать треков, а одиннадцать сроков за изнасилование себя.
Пофигу на тупорылых политиков и до звезды все жадные банкиры. Хуже всего вы — творцы этой похабнейшей вкусовщины.
За графоманию, как у Бродского, за говнолирику, как у Сесенина — где ты сам гуляешь по краю? У отеля по краю бассейна?
Ты говоришь: я не политик, я артист. Я не пишу заявления, я пишу треки. Но как и политик, ты популист — иначе зачем примазался к теме?
Так болел за Россию, что на нервах терял ганглии? Но когда здесь проходили митинги — где ты сидел? В Англии.
Сегодня ты смотришь баттлы без панчей, а завтра — порнуху без баб.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Баттл и пустота
Дмитрий СМИРНОВ
Почему 10 миллионов просмотров поединка Оксимирон-Гнойный не показатель успеха
За сутки баттл Оксимирона с Гнойным посмотрели 10 миллионов человек, и это стало новостью дня, встревожившей общество. Не самим фактом баттла, а числом просмотров. В августовской разреженной атмосфере даже информагенствам нечем больше было заняться, как отслеживать счетчик на Youtube. Семь миллионов, восемь, уже девять!
— Если все смотрят, значит, что-то в этом есть, — думали даже те, кто про Оксимирона (не говоря уж про Гнойного) слышали первый раз в жизни. И лезли добавлять новые просмотры.
И главный вопрос, который оставался у большинства после просмотра — а что это было? Зачем это посмотрело 10 миллионов человек? Каждый 15-й в стране, грубо говоря. Зачем?! (подробности)
КСТАТИ
Что такое рэп-баттлы и как они появились в России
Вокруг только и разговоров, что о баттле Оксимирона и Гнойного. Но далеко не все понимают, кто это такие, чем они вообще занимаются, и что такое рэп-баттлы (подробности)
«Я тогда надеялся, что это только начало. Но получилось наоборот». Габонская Гадюка (судья того баттла)
«В тот день все происходило немного сумбурно. Этого баттла все очень ждали. Организация была не сказать, что прям на высоте. Непонятки с проходками и некоторые другие организационные минусы. Я старался не обращать внимания на суету вокруг, старался сосредоточиться на судействе баттлов.
Мне не показалось, что людей со стороны Славы было больше. И не чувствовалось такого большого преимущества Гнойного, о котором принято говорить. Да, он был сильнее, но это просто баттл с двумя разными подходами от участников.
В поведении Оксимирона для меня был единственный момент, который показался странным. Это когда он прямо схватил Славу за шею и начал ее трясти. Обычно на батттлах участники стараются избежать физического контакта. Ну и момент с пустой папочкой был странным.
После баттла многие были слегка шокированы результатами, включая, наверное, самих участников и организаторов. Но, если честно, не было ощущения, что произошло что-то историческое. Мне кажется, баттл в итоге стал историческим, потому что после него культура пошла на спад. И он как бы стал последним классным громким баттлом. Подвел некую черту. Я тогда надеялся, что это только начало – что баттлы вышли на новый уровень и теперь станут по-настоящему популярными. Но, к сожалению, все получилось наоборот».
Гнойный Текст. Текст Гнойного против Оксимирона. Раунд 1
Слава КПСС и Окси – новая панк-волна! Ведь все ждали выступления Короля и Шута! Но них*я! Я утверждаю, что как творец ты умер, И не заслуживаешь славы культового рэп-певца. Я не признаю твои заслуги, поэтому, когда читаю Я напоминаю тебе Отца. Поговорим о твоем альбоме разберемся с хладнокровием Лаврентия Берии. Ты плохо учился в своем Грифиндоре. Если русские что умеют так это разваливать Империи. Все ждали 4 года, он как мог нагнетал интригу. И все что ему пришло в голову – это записать аудиокнигу. Причем банальную антиутопию. Такой уровень дискурса больше подходит Джамалу и Лоику. Сюжетом что по силам каждой недалекой педовке. Твой рэп дешевая литература в мягкой обложке. Это набор самых скучных клише. Которые существовали в истории. Оригинальный сюжет трагическая любовь среди антиутопии. Бл*ть такого ж ни у кого не было. Да! Ни у Оуэрлла ни у Замятина. Это как бы попсовый мотив который з*ебал окончательно. Но ты сам сказал афише. Важна не идея, а исключительно ее живучесть. Ну так если твоя музыка бренд, почему мне не выбрать Gucci. Это тоже коммерция, как и твой якобы прорывной альбом. С умными панчами через тире. Но создать вокруг себя шум может и использованный гандон, Если он окажется в женском монастыре. Я помню чувство бл*ть когда твои фанаты на всю хату включили альбом. Будто я ассенизатор которому за год выдали всю зарплату гавном. Он с*ка выбился в цари. Так любил сыпать именами, что даже выдумал свои. Концептуальность от того что за*бало ремесло. Ты исписался до того, как еще взялся за перо. Раньше был против всех, теперь ты вроде свой. Альбом такая срань, что его хвалит Noize. (То есть врубаешься) Ты говорил, что он графоман до мозга костей. И он хвалит «ГорГород», а ни на пример твой первый MIXXXTYPE Это не случайно ведь огород – это вымученная х*ня. Я вижу не 11 треков, а 11 сроков изнасилования себя. Ведь ты лепишь образы бл*ть как калека культями из глины. Тебя спутать с поэтом как мешок с х*ями и спинер. Худой отпечаток плеча, учителя – вот срамота. Этого не могло быть у Пастернака – это попросту безграмотно. Отпечаток худого плеча, но бл*ть, слово не твой конек. Ты рождаешь не панчи, а перлы как “Гандбольный мировой рекорд”. Это что такое – это в твоем альбоме. Что такое пидурок, где работа со словом. Где неожиданные смыслы, мужик. Это похоже на казус п*рно. Ты решил, что раз уж тебе лижут жопу значит можно насрать на язык. А когда тебя прихватит понос. Знаешь, что знать гаже всего. Что все твои походы в туалет связаны. У тебя концептуальное даже дерьмо. По*бать на тупорылых политиков и допи*зды все жадные банкиры. Хуже всего вы – творцы этой похабнейшей вкусовщины. Где третьесортный ремикс Есенина или первосортный Олдоса Хаксли. Имеют социальное одобрение, но мне до п*зды еврейские сказки. Я не слушаю «ГорГород» не читаю Тору и не зависаю на Эхо Москвы. Странно в правом секторе любят лысых, но тебе бы там дали п*зды. За графоманию как у Бродского, гавнолирику как у Сесенина. Где ты сам то гуляешь по краю? У отеля по краю бассейна. Бл*ть когда ты мне скажешь, что я не представляю интереса как музыкант. Живу за счет сомнительного хайпа. Ты по сути опишешь себя, Ведь «ГорГород» даже не хорошая калька, не напалм, а жвачка! Ты просто просрался пачкой либеральных клише. Но писать антиутопии какой это протест баран. Бесполезно бл*ть как разгонять резиновыми пулями гей парад. Ты не пел с баррикад и даже твой любимый Ламар говорил:«Fuck Tramp!», А для тебя Fuck Tramp – это вечер открытых забрал. Да ты ссышся сказать прямо даже «Он вам не Димон». В этом плане посмелее, чем твой *баный альбом. Я не политик я артист, я не пишу заявления, я пишу треки. Но как и политик ты популист иначе зачем примазался к теме. Что? Так болел за Россию, что на нервах терял ганглии. Но когда тут проходили митинги, где ты сидел? В Англии! Лондон, Лондон, научи нас жить, как бы без тебя обустроить Россию. Ты выдаешь бульварный роман за политическую сатиру. Но не называешь имен. Там список еврейских фамилий. А в России традиция не называть имена, когда речь идет о крысе в своем коллективе. А я везу вам революцию как встарь по дороге из Тушино. У этой телеги вращаются оси. Футуристы скинули с корабля современности Пушкина. А вы до сих пор цеплялись за Oxxxy.Ведь он же живой. Только живой пример, что любой за 4 года может исписаться и стать никем. Спустил талант не на хопчик, а на дурь и порошок. Ваш Oxxxy дутая фигура как стеклянный петушок. Раунд!
«Оксимирон поднял руки: «Сорри-сорри, я не фоткаюсь». Глеб Трубин (организатор архангельской баттл-площадки)
«На том ивенте должны были баттлить Сеймур с Тирепсом. А Сеймур – это друг Вити Бови, моего кореша. И Сеймур сделал две проходки – для Вити и меня. В итоге их баттл отменили, и мы не знали, пустят нас или нет, поехали на удачу.
Там на входе была такая суматоха нереальная. Две очереди. Людей от Версуса досконально чекали по списку. И нас не могли найти в списке. Вдруг подлетает пьяный Дима Берсерк и орет: «Оо, Витек, здорова! Че стоишь? Проходи!» И затаскивает его за руку, а Витек тащит меня. Так я впервые попал на баттл в Питере – и сразу на такой.
От SLOVO было больше людей, да. Но прикол в том, что от Версуса было много медийных чуваков, всяких селебрити, поэтесс. А от SLOVO пришли фанаты баттл-рэпа, которые чувствуют вайб тусовки, знают, как поддерживать.
Гнойный с Замаем приехали на такси. На каком-то обычном, на экономе. Гнойный вышел в спортивках каких-то, меня это так удивило. Такой баттл, а он как-то неопрятно оделся. Я думал, к ним сейчас подбегут, будут фоткаться. Но все сделали вид, будто ничего не произошло. Они просто приехали как рядовые люди.
Какой самый первый трек Оксимирона (Мирона Фёдорова)?
- Демо-фристайл в стиле бардкор (19.09.2001)
Потерян и не найден. Эту информацию недавно подтвердил сам автор. Поскольку на многих сайтах название данного трека ошибочно приписывается композиции Super freestyle, мы тоже пали жертвами дезинформации и разместили ее под этим наименованием. Извините, ибо не ведали, что творили(
- Уховертка/Витязи словоблудия (14.10.2001)
Этот трек уже больше напоминает Мирона, некоторые «фишки» тех времен сохранились до сих пор. Очевидно, что эрудиция подростка затмевает прожиточный минимум знаний многих русских МС.
- Лучшие МС (17.10.01)
Талантливая карикатура на коллег по цеху. Чем-то напоминает разборки группировок футуристов.
- Каменный век русской поэзии (10.12.01)
Название говорит само за себя: обличение деградантов.
- 3030 год (12.12.01)
Запальчивая фраза «Рэп – тоталитарное искусство» совсем скоро эволюционирует в «Мой рэп – дегенеративное искусство»
Если принять во внимание исторический контекст, то рэп-индустрия – фашистская Германия, а флоу Окси – непризнанное и гонимое творчество, которому Гитлер приклеил ярлык «дегенеративное искусство»
- KVRPdrunkdemo
Вот еще один трек, о происхождении которого ничего неизвестно.
«Баттл-рэп мертв, и мы трахаем его труп»
Первое и единственное поражение в офлайн-баттле не повлияло на карьеру Мирона — через несколько месяцев он отправился в Лос-Анджелес и забаттлил на английском языке с американцем Баширом Ягами, известным как Dizaster (поединок не судился, но стал самым просматриваемым на YouTube-канале площадки King of the Dot, на базе которой проходил). А еще через месяц собрал-таки аншлаг на стадионе «Олимпийский». А затем решил возродить «Версус», на затухание которого пожаловался во время баттла с Гнойным.
Однако при всей амбициозности их с Ресторатором проект «Война стилей» оказался скорее комедийным реалити-шоу, нежели неким перерождением баттл-рэпа. В его рамках были отобраны 12 участников, разделенных на две команды. Ментором первой выступил Оксимирон, окрестивший своих подопечных «Злыми голубями», второй, «Тиграми», руководил Смоки Мо, который, по иронии, в баттлах ни разу не участвовал. Как Ресторатор признавался в интервью «Ленте.ру», наиболее очевидного ментора второй команды, Гнойного, рассматривали в качестве кандидата, но позже отказались от этой идеи, поскольку все «превратилось бы в клоунаду».
Мы все знаем Славу — Слава слишком глубоко женат на постиронии. И в каких-то вещах мы бы с ним не договорились как минимум. Хороший паренек, но перегибает палку
Рестораторв интервью «Ленте.ру»
Материалы по теме
- «Баттл-рэп мертв, и мы трахаем его труп»Ресторатор о любви к алкоголю, блогерах и судьбе Versus Battle14 января 2019
- «Путин улыбнулся и сказал: «Вы че, отвяньте от них»»Птаха о нападении на себя, баттле с Гуфом, наркотиках и депутатах21 января 2019
Впрочем, в клоунаду все превратилось и без помощи Гнойного — проект запомнился разве что Мироном, произносящим тост стоя на столе, да неожиданным предательством одного из членов его команды под псевдонимом Микси, который в финале проекта заявил, что все это время «работал на “Антихайп”». Канал «Версуса» тем временем заполнился помимо баттлов видеозаписями походов участников «Войны стилей» в магазины одежды и на творческие мастер-классы Лехи Никонова и Владимира Епифанцева и круглых столов, на которых рэперы обсуждали судьбу проекта за бутылкой виски.
В конечном итоге «Версус» покинули главные рекламодатели, из-за чего площадка не смогла организовать ивенты со знаменитостями, которые требовали крупные гонорары (к примеру, Гуф и Птаха в общей сумме заработали три миллиона рублей за баттл, прошедший в феврале 2018-го). Зимой 2020-го Ресторатор признался, что оказался банкротом с девятью миллионами рублей долга, а в конце весны объявил, что более не является ведущим «Версуса». Вместо этого он занялся странным реалити-шоу о выживании людей в пустом доме; последний баттл на YouTube-канале «Версуса» был опубликован девять месяцев назад.
«Говно, залупа, пенис, хер»
Баттлиться Мирон начал еще из Великобритании — рэпер принимал участие в онлайн-баттлах русскоязычного форума Hip-Hop.ru. Первая проба пера состоялась в 2001-м, самая продолжительная борьба — в 2009 году. Победу в первых баттлах рэперу, однако, одержать не удалось.
Все изменилось с ростом популярности офлайн-площадок — там российские рэперы баттлили друг друга вживую, а записи их конфронтации позже выкладывались в сеть. Одним из самых известных баттл-проектов стал Versus Battle, созданный Яном Окатовым и Александром Тимарцевым по прозвищу Ресторатор, но Мирон также стоял у истоков площадки. Основные ивенты «Версуса» проходили в Санкт-Петербурге, в баре «1703» на Лиговском проспекте.
Фото: @mashasuralmasha
Несмотря на обилие подобных проектов (особенно в Петербурге), Оксимирон баттлил только на «Версусе». И вполне успешно — первый его словесный поединок состоялся в 2013 году с рэпером Криплом (Глеб Волков), который попросту забыл часть своих куплетов. Федоров победил противника вчистую, а через год одолел в баттле резидента лейбла «Ренессанс» Дуню (Александр Пархоменко; в тот раз победитель определялся по шуму толпы), а еще через год со счетом 3:0 одержал победу над хип-хоп-исполнителем Джонибоем (Денис Василенко) — видео с этого баттла завирусилось, а матерная считалка, с которой Мирон начал свой раунд («говно, залупа, пенис, хер, давалка, ***, *******», — впервые рэпер попытался зачитать это на предыдущем баттле с Дуней, но, по всей видимости, забыл слова), стала мемом. На этом же баттле Мирон отметил свою причастность к основе «Версуса», продемонстрировав окружающим тату «1703» на шее, и вообще объявил себя «крестным отцом для всего баттл-рэпа на русском».
Проигрыш Джонибоя показал, что для некоторых ставки баттл-рэпа могут быть слишком высокими — после поражения тот на несколько лет ушел из хип-хопа. Впоследствии артист признавался, что творческую паузу взял именно из-за баттла — тот очень сильно подкосил его репутацию и стал одной из причин провального концертного тура, из-за которого Джонибой не смог выплатить долги и перестал заниматься рэпом.
Материалы по теме
- Делюга сделанаРэпера Рому Жигана взяли за грабеж13 декабря 2013
- «Женщины сегодня сильнее мужчин»Рэпер ST о распаде «Ленинграда», баттле с Оксимироном и песнях для Бузовой12 апреля 2019
Музыка Мирона была хайповее и известнее творчества каждого из его противников, однако не это было причиной побед — в баттлах Федоров менял ритм и стиль читки, шутил, кривлялся и вел себя в целом куда артистичнее и интереснее оппонентов, которые просто зачитывали панчи. Статус популярной рэп-звезды, снизошедшей обратно в андеграунд, чтобы схлестнуться с другими артистами, только подогревал интерес к проекту.
После вирусного ролика с Джонибоем Мирон стал желанной мишенью для многих баттл-рэперов. Федоров принял вызов от хип-хоп-исполнителя ST (Александр Степанов), ранее одержавшего победу на двух поединках «Версуса». Этот баттл Оксимирон также выиграл вчистую. Карьера ST, впрочем, ко дну не пошла — рэпер впоследствии начал активно выступать с группой «Ленинград». С баттлами он, правда, завязал — в интервью «Ленте.ру» артист признавался, что категорически не согласен с итоговым счетом «3:0».
Это какая-то чепуха. Отдать сухую победу, чтобы потом некоторые судьи говорили: «Ну вообще-то ты был лучше, но просто я что-то вот так посчитал»
STв интервью «Ленте.ру»
Фото: Dima Galadiy / Страница Oxxxymiron в Facebook
«Замай набирал смску: «Слава победил» и отправлял ее контакту «Мама Мегафон». Витя Бови (баттл-рэпер)
«На баттл было сложно попасть. Какому-то левому человеку – вообще невозможно. SLOVO на тот момент было очень сплоченным коллективом, что-то вроде семьи или легиона. А Версус – более разобщенный, где каждый сам за себя. И это сыграло роль. За Славу болели яростно, а Оксимирона как будто особо некому поддерживать.
Всего было четыре баттла, включая главный. И на первых трех обстановка в зале была напряженной. Чувствовалась атмосфера соперничества, где-то даже ненависти. Я думал, будет драка. Но когда баттлили Оксимирон и Гнойный, то все как-то успокоилось, такого накала и злости в зале уже не осталось.
Мутное время
Пластинка явно стала не тем, чего от Федорова ожидали фанаты — на «miXXXtape III: Смутное Время» можно услышать лишь два новых трека, открывающую микстейп песню «Мох» и закрывающее его «Колесо», а также выпущенные ранее в виде клипов «Цунами» и «Организацию». Десятиминутная композиция «Кто убил Марка?» в релиз по каким-то причинам не попала. Зато в него вошли куплеты Мирона с композиций других артистов, в том числе ЛСП, Порчи, Локимина, Ка тета, Джино, Thomas Mraz, 25/17 и группы «Би-2», его раунды с 17-го независимого онлайн-баттла Hip-Hop.ru, парты из сайферов Booking Machine и проекта «Версуса» «Война стилей», а также его стих-монолог о том, «что такое империя», записанный для рекламы Reebok. В целом, даже для «хардкорных болельщиков» Мирона релиз представляет сомнительное удовольствие — в основном это обрывки песен, которые все уже слышали, и полные версии которых, к тому же, доступны в сети.
Сам Мирон такой ход объяснил в завершающем микстейп 36-м треке «Колесо»:
Нарисую сценку наглядно: Демка так-то яд, но ****** цензор, Цепкий, как пиявка, внутренний Все кидал в помойное ведро, Но теперь харэ, пой, мое нутро
Оксимиронтрек «Колесо»
Высказался артист и о своей привычке писать только про себя, зачитав в треке про «испанский стыд у всех от того, насколько он страдать привык»; подчеркнув этой композицией, по-видимому, что со своего творческого пути сходить не намерен.
Что ж, Окси всегда читает только про Окси — и для того, чтобы понять контекст микстейпа, в который вошли треки Мирона с 2014-го по 2021 год, без изучения истории самого рэпера не обойтись. Благо в истории этой уйма интересного.