Как снимался фильм?
Идея фильма «Айка» пришла к Сергею после того, как режиссёр наткнулся на газетную заметку о том, что в Москве было брошено 248 детей, рождённых нелегальными мигрантками из Средней Азии.
«Я русский, но рождённый в Казахстане. Я знаю, как там женщины трепетно относятся к детям, меня очень заинтересовало, что толкнуло этих девушек так поступить? Какие жизненные условия у них сложились, что им в итоге проще бросить ребенка? Что вообще заставляет людей переступать базовые человеческие законы? Чем глубже входил в эту ситуацию, тем больше понимал, как мало знаю об этой жизни и как много хочу о ней рассказать», – поделился Дворцевой.
У фильма «Айка» непростая судьба, он снимался несколько лет: шесть, а то и больше, практически 80% материала вошедшего в кино, переснимали. Причин тому как минимум две.
Во-первых, необычный режиссёрский стиль Сергея Дворцевого. «Дело в том, что я со своей командой работаю по принципу творческой лаборатории. Представьте, что в ней растёт большое дерево под названием «фильм», мы помогаем ему расти, заботимся о нём как можем, но куда оно вырастет, мы не знаем. Я и сам не знал, чем закончится моя картина», – рассказывает автор.
Вторая причина затянувшихся съемок – это антураж картины. В ней всё время идёт снег. «В первом сценарии у нас была весна, солнце, но когда мы начали работать, решили, что нужен снег, – рассказывает Сергей. – Мой оператор Йоланта Дылевска, с которой я работал и на «Тюльпане», тоже сказала, что снег – это Шекспир, и мы решили впустить Шекспира в нашу картину. В итоге за предпочтение снимать во время снегопада я расплачивался несколькими годами, – говорит он. – Снег начал диктовать свою историю».
Впрочем, диктовали здесь все, даже вымышленный персонаж. «После того как мы сняли первые 20 минут, я почувствовал, что наша Айка зажила своей собственной жизнью, – рассказал режиссёр на пресс-конференции. – Я понял, что у неё есть свой характер, свои мотивации, свои взгляды на жизнь и своя правда. И понял, что в фильме всё происходит не так, как хочу я, актёры или оператор, а так, как хочет она – Айка. Наш съёмочный процесс подчиняется ей, она была хозяйкой. Наша задача была лишь в том, чтобы быть чувствительными, прислушиваться к ней и смотреть, к чему это приведёт».
Действительно, единственное место, где Айка, эта беспомощная, бесправная и потерянная женщина, – королева – это объектив следящей за ней кинокамеры. Самал Еслямова, сыгравшая Айку, стойко терпела все мытарства и выстрадала каждую секунду в кадре, и в итоге критики вручили ей приз за лучшую женскую роль.
Самал Еслямова
Возраст: 38
Самал Эльясовна Еслямова (Samal Yeslyamova). Родилась 1 сентября 1984 года в селе Аралагаш, Северо-Казахстанская область (Казахстан). Казахская актриса театра и кино. Заслуженный деятель Казахстана (2018).
Самал Еслямова родилась 1 сентября 1984 года в казахском селе Аралагаш.
Она никогда не хотела стать актрисой, а мечтала быть журналисткой. Пыталась поступить в университет, но ей не хватило нескольких баллов до гранта. «Рискнула отдать документы в колледж искусств, хотя считала, что быть актрисой — несерьезное занятие», — говорила она.
Окончила Петропавловский колледж искусств. Студенткой играла в Казахском музыкально-драматическом театре Петропавловска.
В 2011 году окончила ГИТИС, актерский факультет, мастерская Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова.
Самал Еслямова в кино
Еще во время учёбы в ГИТИСе в 2008 году Еслямова сыграла в своем дебютном фильме «Тюльпан» режиссера Сергея Дворцевого. Это лента о жизни чабанов в казахской степи.
О своем кинодебюте актриса рассказывала: «Я просто увидела объявление в холле музыкально-драматического театра, что «Казахфильм» приглашает на кастинг, и пошла. Меня спросили даже, умею ли я доить корову… Потом поинтересовались, какие бы роли хотела играть, ответила честно — только главные! «Эка, шустрая девица», — смеялся тогда Дворцевой. Через три месяца неожиданный звонок с киностудии — приезжайте, вы прошли. У меня шок. Помчалась в Алматы. Предполагала — буду исполнять роль возлюбленной главного героя. Но Дворцевой меня ошарашил! Должна была играть мать троих детей… Я жила в юрте в степи с чужими детьми, заботилась о них по-настоящему, как мать. Съемки проходили в Бетпак-Дале, в Карагандинской области. Никаких условий для жизни, и 50 градусов в тени! Но Дворцевой лишь одной фразой поднимал дух: «Вы же актриса!»».
Картина «Тюльпан» завоевала главный приз конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и еще 9 Гран-При международных кинофестивалей по всему миру.
Широкую известность ей принесла работа в социальной драме Сергея Дворцевого «Айка». Ее героиня — молодая девушка из Киргизии, приехавшая в холодную Москву на заработки, вынуждена оставить своего новорожденного ребенка в роддоме. Однако вскоре ей предстоит понять, способна ли она смириться с разлукой.
В мае 2018 года на 71-м Каннском кинофестивале Еслямова получила приз в номинации «Лучшая женская роль» во втором фильме Дворцевого «Айка». «Самое главное было сделать то, что хочет режиссер. Надо было просто идти и делать то, что делает персонаж, идти по его мотивации. Это самое главное
Ты не обращаешь внимание на камеру, потому что в каждой сцене есть своя цель, и ты думаешь только об этом», — рассказывала актриса
Самал стала первой актрисой на постсоветском пространстве, получившей приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
Самал Еслямова в фильме «Айка»
В ноябре 2018 Самал Еслямова удостоилась Президентской стипендии в области культуры, а в декабре ей присвоили звание «Заслуженный деятель культуры Казахстана».
В марте 2019-го Еслямова получила «азиатский Оскар» — приз Азиатской киноакадемии (Asian Film Awards Academy) за роль в картине «Айка».
Личная жизнь Самал Еслямовой:
Свою частную жизнь скрывает.
Фильмография Самал Еслямовой:
2008 — Тюльпан (Tulpan) — Самал, сестра Асхата
2018 — Айка (My Little One) — Айка
2019 — Конокрады. Дороги времени (Horse Thieves. Roads of Time, The) — Айгуль
2020 — Три
2021 — Райцентр
последнее обновление информации: 05.10.2021
О чём «Айка»?
Картину «Айка» можно в каком-то смысле считать продолжением «Тюльпана»: будто бы героям надоело жить в степи, пусть даже такой прекрасной и первозданной, и захотелось переехать в самую гущу цивилизации, в Москву.
Фильм начинается с московского роддома – молодой роженице, кыргызке приносят ребёнка на кормление. Как только медсестра выходит, девушка оставляет новорождённого одного в палате, а сама бежит в туалет, через окно которого сбегает. В Москве в это время небывалый снегопад: город стоит, все коммунальные службы работают в усиленном режиме. Айка идёт через весь город пешком «домой» – в тёмный, сырой и пахнущий подвал, где живут нелегалы, каждый за своей шторкой. Телефон девушки постоянно звонит – её разыскивают кредиторы. Пытаясь открыть свою точку по ремонту одежды, она взяла в долг на швейную машинку, но в итоге прогорела.
Попытки заработать ничего не дают – Айке не платят ни за ощипку кур, ни за уборку снега, ни за мойку посуды, ни за любую другую грязную работу. Мир, где даже к домашним животным порой относятся лучше, чем к нелегалам с просроченной регистрацией, очень к ней суров. Весь фильм героиня, лихорадящая и истекающая кровью (она страдает от послеродового осложнения), отчаянно пытается выжить, пока ей не приходит в голову мысль – продать ребёнка и расквитаться с долгами.