Из-за травли в школе девушка апдейтнула внешность полностью Миллион отличий

«мне казалось, что жизни не будет никогда». история жертвы буллинга

Виды буллинга

Школьный буллинг

Анна Кузнецова, будучи уполномоченной при Президенте РФ по правам ребенка, в сентябре 2021 года сообщила о том, что 55% детей в российских учебных заведениях подвергались травле. 39% из них предпочли умолчать о случившемся. «То есть основная беда травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма или желания увидеть, что ребенок страдает. Это может обернуться большой бедой», — сказала детский омбудсмен.

Жертвой буллинга может стать кто угодно. Многое зависит от микроклимата в коллективе и наличия «лидера»

Для буллеров важно, чтобы жертву было удобно маркировать, поэтому чаще агрессии подвергаются по следующим причинам:

  • необычная внешность (шрамы, лишний вес, неровные зубы и так далее),
  • скромность, замкнутость, немногословность,
  • неопрятный внешний вид,
  • незаинтересованность в том, что популярно среди других детей (блогеры, игры, музыканты и так далее),
  • новое лицо в классе, когда роли распределены, а отношения между одноклассниками устоялись.

35% школьников со всего мира так или иначе вовлечены в буллинг, 15% — в киберагрессию.

(Фото: Freepik)

Явление буллинга не новое и уже даже является темой ряда художественных произведений и фильмов. Например, роман Стивена Кинга «Кэрри» повествует о том, как скромная и тихая школьница, устав терпеть издевательства, жестоко мстит своим обидчикам.

Проблема травли актуальна и для учителей. Однако этот вопрос является малоизученным из-за того, что травля обычно происходит в контексте peer-abuse, то есть равных взаимоотношений — ученик-ученик, учитель-учитель — где именно за счет буллинга агрессор «возвышается» по отношению к жертве. Однако статистика говорит о том, что 75,8% преподавателей российских школ подвергались травле со стороны школьников. Причем малообеспеченные педагоги подвергаются издевательствам в 2 раза чаще своих более обеспеченных коллег.

Кибербуллинг

Кибербуллинг — это буллинг в цифровом пространстве, который включает в себя такие виды психологической травли, как кибермоббинг и кибертравлю. В первом случае оружием являются сообщения и комментарии, во втором — преследование, распространение слухов, запугивание.

Экономика инноваций

Кибербуллинг: что важно знать и как от него защититься?

По статистике, 58% россиян подвергались травле в сети. Несмотря на то, что все действия происходят в интернете, способов зацепить человека — масса. К тому же данный вид травли дает агрессору преимущества: доступ к неограниченной аудитории и возможность остаться анонимным.

Буллинг на работе

Травля на работе называется моббингом (от англ. to mob — нападать толпой). От буллинга отличается тем, что агрессия происходит от лица всего рабочего коллектива с надеждой на последующее увольнение жертвы, которой может стать:

  • тихий и спокойный по характеру сотрудник,
  • новичок,
  • компетентный сотрудник, трудоголик,
  • коллега, получивший повышение,
  • тот, кто не участвует в жизни коллектива вне рамок рабочего времени.

Для достижения цели агрессоры используют лживые слухи, клевету, утаивание важной информации с целью подставить, унижения на встречах, принуждение работать допоздна, игнорирование успехов и постоянную критику за промашки

Последствия буллинга

В результате буллинга негативному воздействию подвержены все:

  • жертва, в итоге склонна к депрессии, социальной тревожности и подвержена развитию психических расстройств;
  • агрессор, приобретающий криминальные наклонности, также оказывается в группе риска по суицидальному поведению;
  • наблюдатели, испытывающие психологический дискомфорт из-за неспособности помочь, которая в свою очередь рождается из страха оказаться на месте жертвы.

Социальная экономика

Все, что нас не убивает: что такое ПТСР и как оно разрушает психику

Для зачинщика травли ситуация усугубляется тем, что полученный в школе опыт часто становится доказательством того, что через грубую силу можно получить желаемое положение в обществе. Насилие становится способом коммуникации, а его проявления часто сопряжены с другими маркерами проблемного поведения: прогулы занятий или работы, употребление алкоголя, иные правонарушения.

В школах из-за агрессивного поведения буллеры могут быть исключены из образовательного учреждения, поставлены на учет в полицию или даже понести ответственность на законодательном уровне.

На работе проблемного сотрудника проще и выгоднее уволить, что подтверждают исследования: буллинг, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость, отражается на качестве и результате работы, доходах, корпоративной культуре, текучести кадров и имидже.

«Она не человек»

Сейчас, вспоминая школьные годы, Лена смеется:

Но, когда тебе 13 лет, смеяться над своими обидчиками, каждый день оказываясь под «обстрелом» их острот и выходок, невозможно. 

В ее примере многое сошлось: новичок в классе с задатками типичного «ботана», отличающаяся от других детей уровнем дохода семьи, отсутствием папы, забавной внешностью. Эпизодов со слезами и скандалами за четыре года накопилось немало. Лена до сих пор прокручивает некоторые из них в голове, не находя ответа, как совсем юные ребята могут быть такими жестокими.

Лена:

«Я пришла в гимназию из обычной школы, потому что была отличницей. Я не хотела, но родители и педагоги настаивали, что мне нужно уходить из «неблагополучного класса», как они тогда называли мой. Мне он, правда, казался вполне себе благополучным: я со всеми дружила, ребята меня любили, причем и мальчишки тоже, хотя уже тогда было понятно, что все они хулиганы (смеется). 

Сама я хулиганкой не была: типичная тихая девочка в очках, которая делает все задания, с радостью дает списывать и бегает в салочки на переменах. У меня была бедная семья. Я, как теперь понимаю, очень плохо одевалась, денег на сладости и пирожки мне тоже никогда не давали. Но проблемой в «началке» это не было.

Когда я пришла в гимназию —  «зубрила» в очках, добрая и открытая, в зашитой кофте, — оказалось, что друзей в новом классе я себе не найду. Зато четыре года «холодного душа» мне обеспечены. Самое ужасное — это богатая фантазия подростков (смеется). Я никогда не знала, чего, собственно, ждать. Будут ли меня сегодня «провожать» до дома, закидывая грязью и обидными прозвищами, или просто тихо-мирно измажут мой свитер краской». 

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Лена:

«Однажды у одноклассников было соревнование: кто плюнет в меня наиболее метко. Можете представить себе, что примерно десять человек по очереди в вас плюют? Я потом прибежала домой, закрылась в комнате, плакала. Хотела больше никогда в школу не ходить.

А один раз за меня попыталась заступиться уборщица в школе. Она застала похожую сцену и сказала что-то вроде: «Ребята, ну как же так можно с человеком?» — а мой одноклассник засмеялся и громко сказал: «А она не человек». И потом все тоже стали смеяться, эта шутка надолго всем понравилась. Мне каждый день говорили, кто я, если не человек».

Как бороться с буллингом

Антибуллинговые программы

Буллинг признан проблемой во всем мире, что способствует созданию антибуллинговых программ, эффективность которых проверяется в школах. В Норвегии это Olweus Bullying Prevention Program (OBPP), созданная психологом-исследователем Даном Ольвеусом. После введения программы количество случаев травли снизилось в 2 раза. В Испании — проект SAVE, который на 57% сократил количество агрессоров. В Ирландии программа the Donegal помогла на 20% снизить количество буллеров.

В России антибуллинговые программы представлены проектами Каждый важен и Травли Нет. Также VK, Unilever и Initiative в рамках кампании #неткибербуллингу запустили горячую линию для тех, кто столкнулся с травлей в сети. Психологи проектов всегда готовы выслушать, поддержать и помочь в трудной ситуации как детям, так и взрослым.

Что говорит закон?

Юрист семейного центра «Коптево» Владимир Девяткин прокомментировал: «…если мы будем рассматривать каждую ситуацию буллинга в правовом поле, то обнаружим, что это будут самые разные статьи Уголовного кодекса. Клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и многое другое. В отличие от простого насилия, травля — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока».

Что делать жертве буллинга?

  • Поговорить с обидчиками и выяснить, в чем причина такого отношения. Возможно, дело в неком конфликте, решение которого поможет прекратить агрессию.
  • Не молчать. Молчание — это немое одобрение происходящего. Если буллинг происходит в школе, следует обратиться к преподавателям, школьному психологу, директору. На работе стоит рассказать о ситуации руководству или HR.
  • Найти поддержку у тех, кому доверяете. Если человек, узнавший о буллинге, не предпринимает ничего, чтобы это остановить, следует обратиться к кому-нибудь еще. Также есть специальные службы, готовые поддержать и помочь советом в такой ситуации.
  • Обратиться к психологу. В последнее время все больше людей заботятся о своем ментальном здоровье, обращаясь к специалистам. И это правильно: психолог выслушает, предложит варианты решения проблемы, поможет выстроить линию поведения.
  • Вести дневник. Записи того, где и когда была проявлена агрессия, скриншоты сообщений с угрозами или оскорблениями, а также то, какие чувства они вызвали, могут пригодиться. Проще говоря — собирайте доказательную базу.
  • Зафиксировать травмы. В случае, если жертва была подвержена физическому насилию, стоит обратиться в медпункт для официальной фиксации ушибов и побоев.
  • Обратиться в инстанции. Имея доказательства, можно подать заявление в полицию. Это не трусость, а адекватное отношение к своему здоровью.

«Я достигла дна, и стало все равно»

Лена:

«Сейчас я рассказываю об этом уже без боли. Я это проработала сама и с психологами. Но тогда мне казалось, что жизни никогда не будет, и если она такая, то я не хочу продолжать. Мысли о самоубийстве были, да… 

Я не просила перевести меня в другую школу, потому что была уверена: так будет везде. Моя мама вмешивалась, конечно: говорила с учителями, с самими одноклассниками, их родителями. Но становилось только хуже, если честно».

Лена:

«В моей ситуации сработало то, что я достигла дна, и мне стало все равно. Они снова пришли меня травить, а я так наорала на эту заводилу. Первый раз ответила! И сразу очень жестко. Все обалдели, конечно. Не могу сказать, что меня больше никто не трогал, но обороты сбавили и стали побаиваться». 

Лена:

«Я помню, мне очень помогла психолог, к которой меня повела мама, когда поняла, что я уже совсем увязла в черноте: ничего не хочу, ни от чего не чувствую радости. Она много всего говорила, но сработала одна фраза, я до сих пор помню ее почти дословно. В какой-то момент она отбросила, что я ее пациент, что мне 13 лет, и говорит мне, прям как своей подруге:

Не знаю, почему, но это сработало, как пощечина. С того дня я действительно стала думать, что важна только я, моя жизнь, мое будущее, а все эти люди… ну, они как бы тени. А скоро я и вовсе в колледж ушла. Там уже все были нормальные. Я была даже какой-то «звездочкой», знала-то много. Началась нормальная студенческая жизнь». 

Закалка или сломанная жизнь?

Сейчас Лене за 30, она руководитель в IT. Своих жестоких одноклассников вспоминает… с благодарностью. Говорит, что несколько лет ада закалили ее характер. Главную заводилу обидчиков пару лет назад она встретила в очереди в магазине в районе своего детства. Бывшая одноклассница была рада повидаться и даже почти попросила прощения:

Лена:

«Дело в том, что я правда думаю, что для них это была игра. Ну, развлечение… Как сходить в кино или в парк аттракционов. Просто аттракционом была я. Хорошо, что для меня все хорошо закончилось. Даже, можно сказать, пошло на пользу. Но таких, как я, мне кажется, меньшинство».

На вопрос, как бы сложилась ее жизнь, если бы в школе она не прошла через травлю, Лена только пожимает плечами.

Лена:

«Я не знаю. Возможно, все было бы так же. Но, если честно, я думаю, я была бы мягче. Сейчас я иногда радикально реагирую на какие-то вещи. Можно было бы, например, промолчать, а меня прям тянет ответить, постоять за себя, как будто я кому-то мщу. Думаю, это отголоски 13-летней Лены. И потом, я осталась очень закрытым человеком, друзей завожу тяжело, никого к себе близко не подпускаю. Еще бы я, наверное, очень сильно сэкономила на психотерапии (смеется). Я ни о чем не жалею уже, потому что — а смысл? Но, честно говоря, я бы прекрасно пережила без этих четырех лет».

Комментарий психолога: 

Возможно, некоторым подросткам, как и Лене, поможет осознание, что однажды одноклассники просто исчезнут с горизонта, и взрослая жизнь все расставит по своим местам. Как случилось у многих известных людей, которые тоже прошли через травлю в школе, но сейчас в их красоте, таланте и успехе уже никто не сомневается. Однако это будет очень нескоро, лет через десять-пятнадцать. А пока каждый день в школе для кого-то — битва за выживание, педагогам, психологам и родителям стоит объединиться для того, чтобы остановить насилие. Потому что, какими терминами ни жонглируй, все равно это именно оно.

Материалы по теме:

  • Надо выносить сор из избы: в России о буллинге и суицидах в школах принято молчать
  • «С меня хватит!»: что делать, если ребенок говорит о суициде
  • Травля в Сети. Можно ли защитить ребенка от кибербуллинга?
  • Депрессия в подростковом возрасте: симптомы, причины, лечение

Причины буллинга

Хотя жертвам тяжело, самим буллерам в жизни тоже приходится несладко. В школе, как правило, агрессоры — это дети, имеющие проблемы в учебе, воспитываемые матерями-одиночками, имеющие конфликты в семье. Яркий пример продемонстрирован в сериале «Сверхъестественное» (сезон 4, эпизод 13): мальчик Дирк, издевавшийся над слабыми одноклассниками, сам переживал тяжелые времена — его мама умирала от рака, в то время как отец практически все время тратил на работу. Таким образом буллер пытался хоть в какой-то сфере своей жизни стать значимым, сильным и влиятельным.

Кадр из сериала «Сверхъестественное», 4 сезон, 13 серия.

Использование насилия в качестве достижения цели нередко является результатом соответствующего воспитания. Если буллер — взрослый человек, он, вероятно, закомплексован или самовлюблен, не уверен в себе или своих профессиональных навыках.

Мотивы для агрессии могут быть следующими:

  • зависть, неприязнь,
  • желание унизить, запугать непонравившегося человека,
  • демонстрация окружающим своей силы и влияния,
  • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: