Что за звуковая иллюзия в Бойцовском клубе со словами Корнелиус и коронавирус

Аудиовизуальная иллюзия из «Бойцовского клуба»: Корнелиус или коронавирус?

Еще одна относительно новая иллюзия, ставшая популярной в сети прошедшей осенью. В коротком фрагменте из фильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» есть эпизод, в котором персонаж Боб обращается к персонажу Эдварда Нортона по имени: «Давай, Корнелиус, поплачь». Но заметная часть юзеров вместо «Корнелиус» слышит слово «коронавирус».

Пользователи говорят, что если во время просмотра фрагмента думать об этом слове, то и услышишь именно его. Правда, это работает и в обратную сторону. Если держать в голове «Корнелиуса», то и услышишь это. Как подобное возможно?

Вероятно, все дело в эффекте Мак-Гурка — феномене восприятия, «демонстрирующем взаимодействие между слухом и зрением (в нашем случае, мыслями) в восприятии речи». Впервые подобная особенность была описана Мак-Гурком и Мак-Дональдом в 1976 году. Эффект может быть испытан при просмотре видеоролика с видеорядом с одной фонемой и звуковой дорожкой с произношением другой фонемы. Часто воспринятая фонема является третьей, средней между этими двумя.

Проще говоря: в оригинальном эксперименте испытуемым показывали видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, а фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Все было так же, как и в случае с «Корнелиусом». «Изучение эффекта Мак-Гурка используется для создания более точных программ распознавания речи с применением видеокамеры и читающего по губам программного обеспечения», — резюмируется в объяснении.

Подписывайтесь на наши каналы
Будьте в курсе всех новостей

Знаете новость?
Пишите в наш Telegram-бот
@new_grodno_bot

«Комната Эймса», из-за которой люди в одном помещении кажутся абсолютно разного размера

На фото ниже, сделанном в одном из музеев в Париже, человек с левой стороны кажется намного выше в сравнении с персоной справа. Но в реальности это не так. Такое впечатление создается из-за так называемой «Комнаты Эймса», за счет которой и достигается иллюзия резкого несоответствия в размерах.

Эффект «Комнаты Эймса» известен уже достаточно давно, помещение спроектировал американский офтальмолог Альберт Эймс в 1946 году. Подобные комнаты построены таким образом, что спереди выглядят как обычные комнаты кубической формы с задней стенкой и двумя боковыми стенами, которые параллельны друг другу и перпендикулярны к горизонтальным плоскостям пола и потолка.

Но на самом деле в такой комнате используется трапециевидная форма. То есть стены наклонены, потолок с полом также находятся под наклоном, а правый угол находится ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем левый, и наоборот. В общем, благодаря подобной конструкции создается оптическая иллюзия, при которой стоящий в одном углу кажется наблюдателю гигантом, в то время как человек, стоящий в другом углу, — карликом.

Эффект «Комнаты Эймса», например, активно использовал режиссер Питер Джексон во время съемок «Властелина колец». Особенно в первом фильме («Братство Кольца»), когда волшебника Гэндальфа необходимо было показать огромным на фоне хоббитов в Шире.

12 разноцветных сфер, которые на самом деле не разноцветные

Посмотрите на изображение ниже. На нем располагаются целых 12 сфер синеватого, красноватого и зеленоватого оттенков, так? На самом деле, все сферы — полностью одноцветные. По словам профессора Дэвида Новика, создателя иллюзии из Университета Техас в Эль-Пасо (США), «оригинальный» цвет шаров — бежевый. При этом чем меньше такое изображение, тем отчетливее мы видим неправильные оттенки.

Новик объясняет феномен так называемым эффектом «иллюзии Манкера—Уайта» (Munker—White Illusion). Если коротко, то цвет сфер как бы «подтягивается» ближе к цвету полос на переднем плане изображения. То есть ко множеству зеленых, красных и синих полос, пересекающих сферы и искажающих наше восприятие их фактического оттенка. Проще говоря, если убрать разноцветные полосы, иллюзия исчезнет, останутся заметны только одинаковые бежевые сферы.

У ученых есть несколько конкурирующих теорий о том, что происходит в мозге, чтобы вызвать такой сдвиг в восприятии. Некоторые эксперты полагают, что иллюзия возникает на ранней стадии визуальной обработки, когда свет впервые попадает на сетчатку человеческого глаза. Другие исследователи считают, что эффект проявляется чуть позже, когда мозг начинает «обрабатывать» поступающую от зрительных нервов информацию. А третьи говорят, что два этих предположения могут быть верны одновременно.

«Магическая» стрелка, всегда указывающая вправо

В коротком ролике из инстаграм-профиля physicsfun демонстрируется небольшая пластиковая игрушка, выполненная в форме стрелочки. При каждом повороте на 180 градусов стрелка продолжает указывать лишь в одном направлении — направо. По крайней мере, создается такое впечатление.

Такую иллюзию создал математик и профессор токийского Университета Мэйдзи Кокичи Сугихара. Отмечается, что Сугихара четырежды занимал призовые места в конкурсе Neural Correlate Society, где всем желающим предлагают побороться за звание лучшего иллюзиониста года, и дважды оказывался лучшим из всех.

Математик даже выпустил статью, в которой несколькими сложными уравнениями описывает механизмы, с помощью которых такой трюк становится возможным. Если проще, то профессор использует так называемую «принудительную перспективу», заставляя наш мозг находить прямые углы там, где их нет. В общем, «магическая» стрелка сконструирована таким образом, что в зависимости от угла рассмотрения изменяет свой вид. На ее поверхности нанесены специфические волны, которые и создают эту иллюзию, при которой одна сторона выглядит круглой, а другая — в виде стрелы.

«Мерцающая вспышка звездообразования», позволяющая увидеть не существующие в реальности яркие лучи

Одна из самых «свежих» оптических иллюзий, о которой заговорили летом прошлого года. Если присмотреться к изображению, то из его центра начнут исходить белые лучи. Но на самом деле никаких лучей там просто нет. Такую иллюзий создал визуальный художник Майкл Карлович. А объяснение ей дал Паскаль Уоллиш из Нью-Йоркского университета.

Короткое разъяснение: наш мозг «соединяет точки», чтобы создать «субъективную реальность из того, что есть у нас перед глазами». Это указывает на «конструктивный характер человеческого восприятия», добавляет Уоллиш.

Более развернуто эффект можно разъяснить так: состоящая из звездообразных многоугольников-венков фигура «вызывает» лучи при взгляде на нее из-за особенности взаимодействия между центральным и периферийным зрением. Точки, в которых соединяются линии венков, кажутся нам более тонкими и выраженными. При этом периферийному зрению не хватает «разрешения» для понимания, что на самом деле это не так. Благодаря этому мозг начинает воспринимать точки пересечения как яркие пятна.

Но из-за того, что такие точки каждого венка накладываются друг на друга, мозг как бы заполняет пробелы яркими соединяющимися линиями. Фовеальное (центральное) зрение у человека достаточно острое, чтобы распознать, что точки пересечения на самом деле не ярче, чем остальное изображение. Как итог фовеальное и периферийное зрение конфликтуют, посылая противоречивые сигналы в мозг. Поэтому яркие линии на изображении и кажутся мерцающими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: