Как добраться
Смольный собор находится в 2 километрах от станции метро Чернышевская, поэтому дорога займет около 25 минут пешком или 10 минут на автобусах №: К-51, К-76, 22, 74, 105.
От площади Восстания отправляются автобусы 7 и 181, а также троллейбусы 5 и 11.
Совет! Плюс пешей прогулки от Чернышевской в том, что ваш путь будет лежать рядом с Таврическим садом, в котором можно отдохнуть на половине пути, полюбоваться живописным пейзажем и, при надобности, посетить туалет.
P.S.Маршруты автобусов постоянно меняются, поэтому актуальную информацию о движении общественного транспорта лучше смотреть на Яндекс-картах.
Смотровая площадка
На смотровой площадке Смольного собора открываются красивые виды на резиденцию губернатора Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, ансамбль Смольного Собора и другие не менее интересные достопримечательности.
Смотровая площадка, находящаяся на высоте 50 метров, считается одной из самых высоких в городе, чуть ниже расположена колоннада Исаакиевского собора.
Наверх ведут 278 ступеней, которые делятся на 3 вида, так что подниматься скучно не будет. Подъем начинается с обычных лестничных ступеней по типу парадных в многоквартирных домах.
На высоте 4 пролета находится мрачное чердачное помещение, через которое нужно пройти к винтовой каменной лестнице. Уже начиная с чердака, чувствуешь себя, будто в каком-то старинном подземелье, здесь веет холодком и чувствуется влажность. Ощущения непередаваемые.
Следующий тип лестниц окунает в атмосферу средневекового замка и продолжается всего пару-тройку пролетов. Если засмотреться на аутентичные стены храма и не пригнуть по пути голову, то на финише можно встретиться с массивной деревянной балкой. Так что нужно быть внимательным.
Преодолев все ступени, открывается красивейший вид на историческую часть Санкт-Петербурга, в том числе и на ансамбль большей части монастыря. Особенно отдаленные части города можно посмотреть через бесплатный бинокль.
Стоя спиной к двери, слева можно увидеть Большеохтинский мост, здание губернатора Санкт-Петербурга, Александро-Невскую церковь.
В центре можно созерцать церковь святой Марии, сад Смольного собора, Исаакиевский собор, здание правительства Ленинградской области.
Справа находятся церковь Захарии и Елизаветы, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, Лахта-Центр.
Согласно официальному сайту Смольного Собора, смотровая площадка работает с 7 утра до 22 вечера. Оплата осуществляется в виде рекомендуемого пожертвования – 200 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. На кассе есть терминал для оплаты банковскими картами.
Совет! На смотровой площадке Смольного Собора практически всегда дует ветер и даже в жару там чувствуется прохлада. Поэтому лучше запастись пледом или тёплой одеждой.
Институт для девиц благородного происхождения
С 1764 года Смольный монастырь выступал, как институт для девиц благородного происхождения. С момента открытия, это было единственное учебное заведение для женщин во всей Российской империи, а называлось оно «Императорским воспитательным обществом благородных девиц».
Все началось с приказа Екатерины II о сборе лучших женских учебных заведений в Европе, который не увенчался успехом. Позже личный секретарь императрицы Бецкой Иван Иванович, предложил такую, систему обучения, которой еще никогда не было в Российской Империи.
Форма обучения в Смольном институте Санкт-Петербурга была закрытой, а отдать на обучение своих дочерей могли только семьи господствующих сословий. Принимали туда девочек с 5 до 6 лет, а выпускали уже 18 летними. Навещать своих дочек можно было не чаще одного раза в неделю, и то с позволения руководителя.
Обучали воспитанниц теми же стандартными предметами, которые сейчас преподают в современных школах. Так как длительность освоения предметов составляла 12 лет, учащиеся были поделены на 4 возрастные группы, которые отличались между собой цветами платьев:
- С 5 до 7 лет – кофейный цвет.
- С 8 до 10 лет – синий цвет.
- С 11 до 13 лет – серый цвет.
- С 14 лет – белый цвет.
Обучение начиналось очень рано, поэтому воспитанницы всех возрастов просыпались в 6 утра, а после занятий кое-какое время гуляли в саду Смольного собора вместе со своей наставницей, которая пристально следила за детьми. Выпускницам института была возможность стать придворными у Екатерины II.
С 1796 года монастырь уже был под управлением новой императрицы Марии Федоровной, являющейся супругой Павла I. При ней продолжительность обучения снизилась до 9 лет, возрастные группы уменьшены до 3-х, которые были разделены по успеваемости на подгруппы: отличницы, хорошистки и отстающие. Один раз в полгода у девочек принимали экзамены по предметам.
Теперь к обучению уже принимались девочки благородного происхождения с 8 до 9 лет, а также мещанки (девочки мелких купцов, низших служащих, ремесленников и др.) – с 11 до 12 лет. Последних обучали больше для замужества, чем в качестве придворных.
Существование Смольного института было прекращено в 1917 году после свержения царской династии Романовых, а просуществовал он 153 года. Здесь Владимир Ильич Ленин дал приказ о штурме Зимнего дворца выстрелом из пушки с крейсера Аврора.
Сейчас в стенах бывшего института находятся различные высшие учебные заведения Санкт-Петербурга.
«Чтобы всех бомбануло»: на Охтинском мысе предложили построить храм из 320 куполов
Тем самым авторы хотят вновь обратить внимание общественности на будущее исторической территории
Многострадальный Охтинский мыс в Красногвардейском районе вновь под пристальным вниманием неравнодушных к истории и культуре Петербурга горожан. Причина – в шуточном предложении архитекторов компании PapaUrban построить на исторической территории храм из 320 куполов
Такая цифра взята не просто так: в 2023 году исполняется 320 лет с момента основания Петербурга. При этом высота храма – 141,8 метра. Даже в этой цифре есть некий символизм – 1418 дней длилась Великая Отечественная война. По задумке авторов, в цокольном этаже создадут археологический музей, где будут экспонироваться остатки средневековых крепостей Ландскрона и Ниеншанц. Вокруг храма предлагается разбить ландшафтный парк и организовать парковку на 1703 машино-места – дата основания Петербурга. «Сразу отмечу, что проект несерьезный, скорее шуточный. Его разработали для привлечения внимания к судьбе Охтинского мыса. Мы занимаемся бумажной архитектурой, и данная работа – ее яркий пример (создание проектов, которые остаются на бумаге и не реализуются по тем или иным причинам. – Ред.). Сама по себе культура бумажной архитектуры сегодня забыта, но для нас лично это некий способ быть частью градозащитного движения и высказать свое мнение. Например, сейчас мы выступаем против застройки Охтинского мыса, – рассказывает представитель архитектурный компании PapaUrban Ксения Веретенникова. – Порой такой способ действует лучше, чем просто разработка альтернативных вариантов развития территорий. Возможно, благодаря нашей работе о мысе вновь заговорят». По словам Ксении Веретенниковой, многие понимают, что Охтинский мыс нуждается в археологическом музее, и он там действительно нужен. «Но от этой идеи никого не бомбит, потому что это априори всем понятно. Наш способ поднять вопрос о судьбе памятника, думаю, вызовет больший резонанс, – считает собеседник «Петербургского дневника». – На наш взгляд, на мысе не должно быть никакой коммерческой застройки. Кроме того, нужно сохранить обнаруженные памятники истории и культуры и создать, как уже было сказано, археологический музей». При этом о разработке альтернативного, уже нешуточного проекта, в компании пока не думают. Напомним, что власти города договорились с представителями компании «Газпром нефть», в чьей собственности находится участок, о появлении на Охтинском мысе выставочного пространства общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров. Над концепцией экспозиции будет работать Государственный музей истории Петербурга. Предполагается, что ее посвятят истории этой местности. Об этом рассказал вице-губернатор города Борис Пиотровский.
Интерьер
Интерьер Смольного собора поражает своей оригинальностью и красотой от самого входа. Над высокой и массивной входной дверью висит икона Иисуса Христа, которую окружает изящное резное дерево ручной работы.
Зайдя внутрь, взору открывается поразительный масштаб помещения, представить который сложно снаружи.
Белые стены с барельефами, золотистые рокайли, мраморные массивные колонны, широкие галереи по краям, а центре высокое подкупольное небо (к сожалению, на время написания статьи, это место находится на реставрации).
И все это масштабное пространство заполнено скульптурами, иконами (некоторые из них периодически мироточат) и другой богатой церковной утварью.