Бонус: что еще посмотреть с Райаном Гослингом кроме «Драйва», «Места под соснами» и «Бегущего по лезвию»
«Славные парни». Комедийный бадди-муви от автора «Смертельного оружия» Шейна Блэка. Гослинг играет комичного частного детектива, который расследует дело о пропаже девушки. Помогает ему суровый герой Рассела Кроу. Гослинг здесь много кричит, визжит и в целом ярко демонстрирует комедийный талант: актеру хорошо удается роль неловкого, потерянного, но очень симпатичного неудачника.
«Полу-Нельсон». Печальная драма о наркозависимом учителе и его подруге-школьнице. Этот фильм неслучайно принес Гослингу первую номинацию на «Оскар». Актер доказывает, что может играть очень разные роли: и очень громкие, и предельно тихие.
«Человек на Луне». Еще одна «тихая» роль Гослинга — в жутко недооцененном байопике Дэмьена Шазелла об астронавте Ниле Армстронге. В картине герой предстает не смелым покорителем космоса, а травмированным мужчиной, который недавно потерял дочь. Полет на Луну для него — лишь способ скрыться от проблем на Земле. И Гослинг потрясающе передает щемящую апатию и внутреннюю боль персонажа.
«Ларс и настоящая девушка». Стеснительный молодой мужчина заводит отношения с секс-куклой, а знакомые вокруг пытаются делать вид, что все нормально. На первый взгляд юмористический сюжет выворачивает в сторону нежной драмы об одиночестве. Не в последнюю очередь благодаря тонкой игре Гослинга, который ради фильма изменился до неузнаваемости.
«Ла-Ла Ленд». Гослинг начинал карьеру с ролей в романтических драмах. Но лучшего героя-любовника сыграл у того же Шазелла — в потрясающем мюзикле «Ла-Ла Ленд» о фантазерах, ищущих себя в Голливуде. Помимо прочего, актер доказал тут свой певческий талант: его исполнение City of Stars засядет у вас в голове надолго.
Доказательство № 3Райан Гослинг — символ меланхоличной интернет-субкультуры
Герои поп-культуры, на которых хотят быть похожи мужчины в мемах «Вау, да это же буквально я», связаны с думерами. Это интернет-субкультура «потерянного поколения» — парней-миллениалов, которые не видят в жизни ничего хорошего и ощущают обреченность. У них есть свои герои, своя эстетика и даже своя музыка.
Думеры — один из вариантов мема вояк. Это схематично нарисованные человечки, которых в интернете используют для отображения стереотипов о представителях разных субкультур. В случае с думерами типичный представитель выглядит как парень в черной одежде, шапке и с сигаретой. Он молод, одинок, страдает от социофобии, играет в видеоигры, часто сидит дома, гуляет по ночам и не имеет перспектив в карьере или жизни.
Образ думера хорошо сочетается с персонажами кино из мема «Вау, да это же буквально я». Думер такой же отвергнутый и потерянный, как герои «Таксиста» или «Джокера», а еще ролевые модели дарят ему чувство искупления, которого не хватает в реальной жизни. Поэтому в мемах классического подростка в очках быстро сменил именно думер.
Думер
Мемы про думеров особенно популярны в России, поскольку смогли найти отражение в романтизации постсоветского пространства. В рунете меланхоличного героя поместили на фон серых интерьеров хрущевок, панелек в спальных кварталах провинциальных городов и промзон. Обреченное и мрачное настроение пришлось по душе молодым россиянам, которые после окончания школы не могут найти свое место.
У российских думеров даже появился свой жанр музыки — думервейв. Чаще всего под ним понимают советский и постсоветский рок, а типичный представитель — белорусская группа «Молчат Дома», получившая признание на Западе благодаря «Тиктоку», получившая признание на Западе благодаря «Тиктоку». Их песни и похожую жанровую музыку включают в подборки Russian Doomer Music на «Ютубе», под которыми собираются десятки грустных комментариев о ностальгии, обреченности, неопределенности и ощущении бесконечного одиночества.
И снова герои Гослинга идеально попадают в настроение думеров. Взять тот же момент с Джой из «Бегущего по лезвию 2049». В этой сцене и так одинокий Кей лишается последней иллюзии принятия и любви — это отлично вписывается в образ думера, которому обычно не везет в романтических отношениях. Ощущение обреченности годами передают в многочисленных пародиях.
Гослинг со временем стал подменять классическую картинку думера — слишком уж он прижился в этой роли
Доказательство № 4Для рунета Гослинг не умер в конце «Драйва»
Порой кажется, что мемов с меланхоличным Гослингом в России больше, чем во всем остальном интернете. Актеру посвящены сообщества с десятками тысяч подписчиков — к примеру, «Huaem как Гослинг», «Райан Гослинг на каждый день», G O S L Y A.
Судя по всему, авторы пабликов и их подписчики действительно ощущают связь с персонажами Гослинга. В комментариях они пишут: «Да это же буквально я», — и бесконечно пересматривают «Драйв». Даже покупают куртки со скорпионом, как бы нелепо они ни выглядели в реальной жизни. Что-то в его персонажах все-таки есть, что находит отклик у молодых россиян: неразделенная любовь, нерешительность, отчужденность и неуверенность в будущем. Иронию тут уже сложно отделить от искренних комментариев и поступков.
Особенно в рунете прижился водитель из «Драйва», чей образ напомнил пользователям простого русского парня, который страдает от неразделенной любви и катается на машине. Его поместили в российский контекст: так Гослинг стал есть шашлыки с пивом, ходить на последний звонок и водить маршрутку.
Некоторые мемы превратились в отдельные шаблоны.
Да не умер он в конце «Драйва». Отсылка к открытому финалу фильма. Водитель в исполнении Гослинга тоже разочарован в жизни, не имеет определенного будущего, а на его истории даже не ставят точку. Концовка стала предметом спора — так появился мем «Да не умер в конце „Драйва“».
Поклонники картины надеются, что персонаж Гослинга остался жив, хотя многое указывает на обратное. В мемах отстаивают теорию о живом водителе.
Кей лежит на ступенях. Как и в «Драйве», в «Бегущем по лезвию» концовка открытая. В финале персонаж получает тяжелые ранения и лежит на ступеньках, но неизвестно, умирает ли он.
Этот кадр попал в мемы об отчаянии и безысходности, а пользователи продолжили спорить о том, что «да не умер он».
Райан Гослинг кричит. Снова мем из «Бегущего по лезвию». Это один из редких моментов, когда Кей в фильме проявляет эмоции.
Причем в меме смысл немного поменялся. Кадр с орущим Гослингом совмещают со спокойным кадром. Из-за этого получается, что внешне герой остается спокойным, хотя его разрывает изнутри.
Доказательство № 2Гослинг — олицетворение синдрома «Вау, да это же буквально я»
В научном поле такого синдрома, конечно, не существует, но он есть в интернет-среде. Из чего состоит феномен Wow This Is Literally Me: в соцсетях иронизируют над мужчинами, которые видят себя в асоциальных персонажах из фильмов или сериалов. В мемах люди смотрят кино про крутых, молчаливых, загадочных и непонятых мужчин, восклицая: «Вау, да это же буквально я».
Скорее всего, эти люди не обладают качествами своих любимых протагонистов. Просто в героях подкупает то, что их отвергает общество, но они все равно остаются собой — одинокими и несогласными с положением вещей в мире. Многие персонажи пытаются исправить несправедливость разными способами, а другие не изменяют статус-кво, но спасают слабых и нуждающихся.
При всей своей противоречивости протагонисты выглядят привлекательно и загадочно — мужчинам-зрителям кажется, что такой архетип и привлекает женщин, и вписывается в их идеалы
Им легко ассоциировать себя с молчаливыми и асоциальными героями: в фильмах они получают внимание, хотя в реальности таким людям сложно стать популярными
Первые такие картинки про синдром «Вау, да это же буквально я» появились в 2018 году. Среди кумиров встречались Аль Пачино из «Лица со шрамом», Киану Ривз из «Константина», музыкант Дэвид Боуи. Позже в картинках стали фигурировать персонажи из «Таксиста», «Бойцовского клуба», «Заводного апельсина» и аниме «Евангелион». В мемах на героев через экран ноутбука смотрел подросток в очках и находил схожие черты с персонажами, хотя явно не соответствовал им.
Олицетворение героев синдрома «Вау, да это же буквально я» — нестандартный архетип привлекательного мужского персонажа. Изначально Тайлер Дерден или Джокер не ролевые модели, но почему-то становятся ими. Герои не достигают популярности и успеха. Они не вписываются в социум и испытывают явные проблемы с тем, чтобы наладить с кем-то отношения. А чаще всего еще и намеренно противопоставляют себя обществу, которое не стоит того, чтобы ему уподобляться.
В этом синдром пересекается с другим интернет-феноменом — сигма-самцами. У мемов есть различия, но используется примерно один и тот же набор персонажей. Два синдрома окончательно слились на «Ютубе» и в «Тиктоке», где делают ролики с меланхоличными мужчинами из кино. И важные герои таких нарезок — как раз персонажи Райана Гослинга из «Драйва» и «Бегущего по лезвию».
Популярная нарезка на «Ютубе». Райан Гослинг — центральный персонаж видео
Видео в стиле «Вау, да это же буквально я» с главным героем советского фильма «Афоня». Самый популярный комментарий: «Советский Райан Гослинг»
Доказательство № 5Из-за Гослинга на «Барби» собираются депрессивные мужчины
21 июля в мировой прокат выйдет романтическая комедия «Барби» — один из самых ожидаемых релизов 2023 года. По сюжету одну из Барби выгоняют из Барбиленда, потому что она не соответствует нормам красоты. После этого она пытается начать новую жизнь в реальном мире и сталкивается с разными трудностями.
Роль Кена в картине исполнит Райан Гослинг. По данным Deadline, никого другого на эту роль даже не рассматривали. Еще в первых промоматериалах актер предстал в ярком и доведенном до абсурда образе: в джинсовом костюме на голое тело и со светлыми волосами.
Но амплуа депрессивного героя с томным взглядом настолько закрепилось в интернет-культуре, что новый прилизанный образ не обманул пользователей соцсетей. Появился мем о контрасте между привычными ролями Гослинга: кто-то их противопоставлял, а кто-то объединял в кроссоверы.
По мере того как промоматериалов к «Барби» становилось больше, в соцсетях начали шутить, что на романтическую комедию пойдут только грустные думеры — из-за любви к мрачному образу Райана Гослинга. Зрители ждут, что актер все равно остался меланхоличным и задумчивым одиночкой, пусть и скрывающимся под видом позитивного и яркого Кена. Так возник мем «Мы с пацанами идем на Барби» — в нем вместо детей и женской аудитории в кассе кинотеатра билеты просят мужчины, которых помотала жизнь.
Доказательство № 1Вся карьера Гослинга вела к статусу мема
Карьера Райана Гослинга началась очень рано, в 12 лет. С 1990-х он выступал в детских телевизионных шоу. Одно из самых популярных его появлений было в диснеевском «Клубе Микки Мауса», где он выступал вместе с Бритни Спирс и Джастином Тимберлейком. Из-за клейма детского актера Гослингу было непросто найти работу, поэтому он начал сниматься в независимом кино. Он сыграл неонациста в «Фанатике» и подростка-убийцу в «Соединенных штатах Лиланда», но успеха в Голливуде ему эти роли не принесли.
Популярным его сделали романтические драмы «Дневник памяти» и «Валентинка». На фоне успеха фильмов Гослинг стал получать роли в романтических комедиях. Вскоре у него сложился образ смазливого парня, о котором мечтают все девушки — довольно классическое голливудское амплуа.
Тогда же с Гослингом сложился первый мем, который сильно отличается от того, каким мы его видим в интернете сейчас. В 2008 году на платформе Tumblr появился блог Fuck Yeah Ryan Gosling. Автор блога Дуглас Рейнхардт сначала просто постил красивые фотографии Гослинга с подписью Hey girl, будто бы красивый актер ласково обращается к читательнице. Затем блог превратился в библиотеку абсурдных пикап-фраз, которые якобы произносит Райан.
«Хэй, детка, тебя зовут Гугл? Потому что в тебе есть все, что я когда-либо искал»
Блог набрал огромную популярность, а Гослинг ничего не знал о меме, пока ему на улицах не стали кричать: «Hey girl». Актер не закрылся от мема, а принял его. В 2010 году он зачитал избранные цитаты из блога для канала MTV, а в проморолике для фильма «Славные парни» эмоционально объяснял Расселу Кроу, что даже никогда не произносил фразу «Эй, детка».
Но сейчас интернет знает другого Райана Гослинга: меланхоличного, молчаливого, отстраненного. Это собирательный образ из трех фильмов — остановимся на каждом подробнее. Берегитесь спойлеров, мы предупреждали.
Молчаливый водитель в «Драйве». Образ типичного красивого парня разрушился в 2011 году после неонуарного боевика, где Гослинг сыграл безымянного и одинокого водителя, который помогает преступникам незаметно скрыться с места преступления.
Однажды он знакомится с соседкой и ее сыном, но подвергает их опасности из-за своих криминальных связей. Чтобы обеспечить их безопасность, водитель соглашается на сделку с преступниками, но получает ранение. Финал остается открытым: непонятно, умирает герой в машине или выживает.
Образ сурового водителя, который задумчиво ездит на машине под грустную музыку, сражается с преступниками и переживает о девушке, с которой не может быть вместе, очень подошел Гослингу. Стоит отметить уже культовый внешний вид актера: в фильме он всегда держится молчаливо и отстраненно, лицо его редко выражает какие-либо эмоции. Есть и другие важные детали: в «Драйве» Гослинг носит белую куртку с золотым скорпионом на спине и держит зубочистку во рту.
Один из самых ярких образов в карьере Гослинга
Татуированный байкер из «Места под соснами». Своеобразный брат-близнец «Драйва»: еще один мрачный криминальный триллер, где Гослинг играет каскадера Люка Глэнтона. В этот раз, правда, он ездит на мотоцикле и вынужден пойти на ограбление ради семьи.
У актера тут очень узнаваемый образ: с волосами цвета блонд и наколками на всем теле. Сам персонаж получился убедительным. К тому же здесь мы точно знаем, умер ли он в конце.
«Драйв» и «Место под соснами» вышли буквально друг за другом
Неоновый репликант из «Бегущего по лезвию 2049». Гослинг стал главным героем сиквела «Бегущего по лезвию» от режиссера Дени Вильнева. В нем актер исполнил роль охотника за головами по имени Кей, который уничтожает репликантов — роботов, физически неотличимых от людей. И живет с Джой, голограммой девушки. Весь фильм персонаж Гослинга думает, что он особенный, но в конце иллюзия разрушается: оказывается, он ничем не отличается от других андроидов.
На протяжении фильма Кей держится спокойно, но все больше проваливается в яму. И лишь изредка позволяет себе яркие эмоции. Самая популярная сцена из «Бегущего по лезвию» связана с осознанием, что даже любовь — фальшивка. В фильме у Кея возникает эмоциональная связь с Джой, но ее уничтожают. Перед развязкой Кей встречает огромную голограмму Джой, но это уже другая Джой, реклама популярной программы. «Джой — всё, что вы хотите услышать», — гласит слоган.
Избитый персонаж молча слушает рекламное объявление. Эмоции читаются только на его лице.
Почему в интернете вспомнили комедию нулевых
Что вообще за фрагмент стал мемом. Американская комедия «Образцовый самец», или Zoolander, вышла в 2001 году. Картина рассказывает о Дереке Зуландере и Хэнселе, которые борются за звание лучшего мужчины-модели. Первого героя сыграл Бен Стиллер, второго — Оуэн Уилсон.
Бен Стиллер использовал образ самовлюбленной модели Дерека Зуландера в комедийных скетчах еще в конце 1990-х. Фильм развивает этого персонажа и иронизирует над всей индустрией моды. «Образцовый самец» получил смешанные отзывы как от критиков — у него рейтинг 64% на Rotten Tomatoes, так и от зрителей. Его средняя оценка на «Кинопоиске» — 6.0. Фильм не показал впечатляющих результатов в кинопрокате, но оказался успешным в домашнем.
Больше 20 лет спустя в «Тиктоке» неожиданно разошлась одна сцена из «Образцового самца». В нем Дерек и Хэнсел проходят мимо друг друга по красной ковровой дорожке на фэшн-шоу и встречаются взглядами. Персонаж Стиллера выглядит поверженным и драматично провожает взглядом соперника, а уверенный герой Уилсона будто бы ощущает свое превосходство.
Фрагмент быстро стал шаблоном для шуток. На видео Дерек олицетворяет ничего не подозревающего человека, который был счастлив, пока не столкнулся с Хэнселом — неким препятствием или разочаровывающим обстоятельством.
Чаще всего с его помощью иллюстрируют бытовые ситуации: например, в мемах Дерек олицетворяет стремление изменить жизнь, которому мешает Хэнсел — желание весь день валяться в постели. Мем также используют для ироничных шуток. Герой Стиллера представляет собой человека, изучающего симптомы болезни Альцгеймера в интернете, а персонаж Уилсона говорит, что все ссылки уже фиолетовые.
https://youtube.com/watch?v=gQdKSQK72NU
Пика популярности мем достиг к началу 2023 года, когда дошел и до российских пользователей, и это повлияло и на сам фильм.
С конца декабря «Образцового самца» стали гораздо чаще искать в интернете и в России, и на Западе, а в стриминговом сервисе Amazon Prime фильм занял пятое место в топ-10.
Есть ли у мема еще какой-то контекст. Да. Если приглядеться к выражению лица Зуландера и внимательно прислушаться к музыке, которую наложили на видео.
Одна из вероятных причин популярности ролика — то, как персонажи «Образцового самца» во время «битвы взглядов» характерно вытягивают губы и хмурят брови. Такое выражение лица напоминает популярную в соцсетях гримасу «сигма-фейс», которая отсылает к интернет-субкультуре Sigma. Сигма-самцами называют успешных, но молчаливых мужчин, которые «играют по своим правилам».
Примеры таких персонажей из поп-культуры — Джон Уик из одноименного фильма с Киану Ривзом и Патрик Бэйтман из «Американского психопата». Собственно, «сигма-фейс» и списан с выражения лица Патрика Бэйтмана. А в «Тиктоке» в 2022 году гримасу популяризовал кыргызстанский блогер Арген Керимов, известный под ником Argenby.
Музыка, которую часто накладывают на фон видео, — мэшап песен Who Is She? дуэта I Monster и The Perfect Girl исполнителя Mareux. Второй трек практически стал гимном субкультуры Sigma. На «Ютубе» можно встретить популярные ремиксы песни, обложки и видеоряд которых так или иначе связаны с Патриком Бэйтманом. The Perfect Girl в меме начинает играть в кульминационный момент «битвы взглядов» героев «Образцового самца».
Согласно данным Google Trends, абсолютный пик интереса к термину Sigma пришелся на ноябрь-декабрь 2022 года — как раз тогда, когда разошелся ролик из «Образцового самца». Так что два популярных тренда можно связать между собой.
Есть ли еще какие-то мемы из «Образцового самца». Фильм и раньше порождал мемы — его разбирали на цитаты и гифки. Однако фанатское сообщество картины было нишевым.
Неожиданная волна популярности «Самца» породила новые мемы: пользователи соцсетей стали выдергивать из фильма и другие фрагменты. Вскоре разошлась еще одна сцена, в которой герои сталкиваются в ночном клубе. Хэнсел говорит: «Извини, бро», — на что Дерек отвечает: «Ты прощен… И я не твой бро».
В начале декабря пользователь «Тиктока» опубликовал этот фрагмент с песней Party Party и подписью «Когда твои младшие братья и сестры становятся достаточно взрослыми, чтобы ответить вместо того, чтобы просто плакать». Сцена стала настолько популярной, что в «Тиктоке» начали ее переснимать и делать анимационные пародии.
Почему «Образцового самца» стоит посмотреть сейчас
Возможно, из-за мемов вам и самим захочется посмотреть фильм. В таком случае не пугайтесь относительно низких рейтингов на сайтах вроде «Кинопоиска» и смело включайте «Образцового самца». На это есть три причины.
Это достойная абсурдная комедия. От начала и до самого финала «Образцовый самец» — парад эксцентричных гэгов и сюжетных ходов. В мире фильма летящий нож можно остановить стильным взглядом, а ничего важнее индустрии моды в принципе не существует.
Магистральный сюжет тоже по-хорошему идиотичен: Дерека Зуландера, главного героя, гипнотизирует теневое мировое правительство, чтобы он убил малайзийского президента. Ведь тот хочет закрыть подпольные мастерские, где модные западные бренды шьют костюмы за копейки с помощью дешевой рабочей силы.
Картина хорошо состарилась. В каком-то смысле фильм сейчас смотрится даже лучше, чем в 2001 году. Хотя бы потому, что теперь так почти не снимают: в современном Голливуде комедии редко позволяют себе быть просто дурацкими, без тени драмы и какого-либо двойного дна.
«Образцовый самец» — слепок эпохи, когда зрители не стеснялись хихикать над кривляниями условного Джима Керри. Или над тем, как Дерек Зуландер смешно идет по шахте с киркой наперевес.
Отличный актерский дуэт Бен Стиллер и Оуэн Уилсон — два хороших актера, которые не раз доказывали свое мастерство в драме. Первый, например, в «Невероятной жизни Уолтера Митти» или «Истории семьи Майровиц». Второй — в «Полночи в Париже» Вуди Аллена или «Водной жизни» Уэса Андерсона. Тем ценнее, что в «Самце» оба актера получают возможность откровенно подурачиться на экране. Это далеко не самые сложные их роли — зато полные харизмы и очень яркие.
К тому же Бен Стиллер в «Самце» показывает себя еще и талантливым режиссером. Фильм часто смешит не диалогами, а дерзкими визуальными решениями и простой физической комедией. Персонажи Стиллера и Уилсона уморительны сами по себе, даже когда совершенно ничего не говорят, — неудивительно, что они стали героями мемов. Удивительно только то, что на это понадобилось так много времени.
Бонус: еще три фильма с Беном Стиллером и Оуэном Уилсоном, которые стоит посмотреть
️ «Старски и Хатч». Еще одна совместная работа Стиллера и Уилсона — эксцентричный ремейк одноименного сериала 70-х. Актеры играют двух непохожих детективов, которых против их воли объединяют в одну команду. Вышло забавное бадди-муви в приятной ретростилистике.
«Семейка Тененбаум». Оуэн Уилсон — постоянный актер Уэса Андерсона начиная с его режиссерского дебюта, «Бутылочной ракеты». А вот Стиллер в фильме заслуженного постановщика появлялся только раз — в трогательной трагикомедии «Семейка Тененбаум» об одной очень колоритной, но проблемной семье. Уилсон играет странноватого писателя-ковбоя Илая Кэша, друга семьи главных героев, а Стиллер — Чеса Тененбаума, успешного финансиста, помешанного на контроле и безопасности.
«Ночь в музее». Фантастическая комедия о ночном охраннике, который вдруг выясняет, что с заходом солнца экспонаты в музее оживают. Бен Стиллер играет главного героя — безамбициозного мужчину, который заново обретает вкус к жизни. У Уилсона роль поменьше, но зато очень яркая. Он играет миниатюрного ковбоя Джедидайю, который почему-то одержим сражениями с такими же миниатюрными римскими легионерами.