Что говорят в компании
«Мы получили анализ информационного поля от крупнейших PR-агентств России. Профессионалы в области PR сошлись на том, что компания подверглась информационной атаке с бюджетом в несколько десятков миллионов рублей. Основную часть атаки проводят Telegram-каналы — серая зона медиапространства, которая не регулируется и не подчиняется законодательству РФ. К большому сожалению, у компании нет законных способов призвать Telegram-каналы к ответственности, лишь заплатить, что вынуждены делать многие компании: по сути, это называется информационным рэкетом», — комментируют ситуацию в Wildberries.
Кроме того, представитель маркетплейса настаивает, что в реальности забастовки «никто не видел» и «никто не испытывал сложности с получением своих заказов». В компании делают вывод, что забастовки «являются виртуальными и срежиссированными Telegram-каналами».
Мнение экспертов
Эксперты же указывают на накопившиеся проблемы Wildberries. Проблема коснулась большого количества людей, объясняет РБК глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Речь здесь идет не только непосредственно о поставщиках и сотрудниках ПВЗ, но и о пользователях, так как «в последний год доля заказов через маркетплейсы выросла в два раза», добавляет он.
«Если мы обратим внимание на статистику среднесуточных охватов маркетплейсов по прошлому году, то у Wildberries рост составил 88%. Совершенно неудивительно, что конфликтная ситуация внутри маркетплейса становится предметом повышенного внимания медиа
Это действительно всем интересно», — комментирует директор Института современных медиа Кирилл Танаев вероятность спланированной кампании против Wildberries.
Что будет дальше
Эксперты говорят, что все маркетплейсы объединяет фундаментальная проблема — изменение условий работы в одностороннем порядке, поэтому здесь необходимы регулирование и регулярный конструктивный диалог.
При этом текущие действия Wildberries «нетипичны для отрасли», добавляет источник РБК на рынке электронной коммерции. По его словам, другие игроки «в шоке от происходящего», так как действия компании могут негативно повлиять на всю отрасль — есть риск появления избыточного регулирования по следам этой истории.
16 марта также состоялось очередное заседание комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге. После него стало известно, что сторонам удалось договориться: Wildberries временно заморозит списания за подмену товаров с владельцев партнерских точек выдачи заказов и менеджеров ПВЗ.
«Мы надеемся, что это решение и другие меры, которые должна предпринять компания, поможет разобраться во всех спорных вопросах совместно с другими участниками», — сказал замглавы ведомства Виктор Евтухов. Тогда же Минпромторг пообещал следить за этой ситуацией.
17 марта прошла еще одна встреча представителей Wildberries, ПВЗ и депутатов Госдумы от «Справедливой России — За правду». Зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин заявил, что из-за ситуации с конкретным маркетплейсом будет подготовлен пакет поправок ко второму чтению законопроекта «О занятости населения». По его словам, понадобится и «специальный закон о маркетплейсах».