Главные мемы сентября 2021: дюна, анкха, мурад

Песчаный червь из фильма Дюна возродился в мемах после выхода фильма Обитателя пустыни сравнили с актером Кристианом Бэйлом и червем из детского мультфильма

Был ли это Павел, Квизатц Хадерах?

Когда Пол вошел в контакт с психоактивным химическим веществом, пряностью Арракиса, он услышал голос, который назвал его Квисатц Хадерах. С тех пор видение Пола усилилось, и он постоянно слышал голос. Он даже обнаружил клинок и беременность Джессики (у которой позже в Дюне 2 родится дочь).

Пол открыл в пустыне резервуар для специй, который внезапно дал ему видение грядущей Священной войны, распространяющейся по Вселенной. Воины религии размахивали знаменами Дома Атридесов от имени Лето и поклонялись его черепу. В своих видениях Павел видел неизбежное будущее. Священная война велась от его имени, чтобы очистить Вселенную от правления Империума.

Если бы эти видения и голоса были правдой, Павел, вероятно, отомстил бы Императору за его предательство. Избранный, Квизатц Хадерах, Пауль Атрейдес, заключит союз с Свободными и начнет имперскую войну с Империумом. Павел изменил судьбу Вселенной.

Что значат сны Пола?

Большая часть маркетинга фильма в значительной степени опиралась на сны и видения Пола Атрейдеса, но большинство из того, что он видит, в фильме еще не сбылось. Хотя в финальной сцене фильма он встречает Чани и Джамиса, многое из того, что показано в его снах, на самом деле еще не произошло. Встреча Пола с фременами также имеет большое значение для воплощения этих снов. Молодому Атрейдесу суждено стать «Истинным лидером» для коренных жителей Арракиса, вдохновив их на кровавый крестовый поход.

Об этом крестовом походе рассказывается в двух ключевых снах. В одном из них Пол с группой солдат устраивает нападение в пустыне. Пол видит, как он и другие солдаты, облаченные в золотые доспехи, поднимаются из-под песка — известный прием партизанской борьбы фременов. На другом кадре Пол, Чани и некоторые их последователи смотрят с корабля на солдат на Каладане. Они размахивают знаменами Атрейдесов и приветствуют своего лидера

Остальные сны Пола лишь намекают на важность Чани в его истории и на то, что их отношения будут иметь ключевое значение в будущем.

Как концовка Дюны вписывается в повествование книги

Заслужив уважение фременов, Пол и леди Джессика были приняты в Сиетч. Это задел под то, что Пол в будущем станет их лидером, за которым они пойдут в крестовый поход по всей галактике. Он также заслужил уважение Чани, своей будущей возлюбленной и матери его детей. Но самое главное, это подготовка к тому, что будет дальше.

В конечном счете, история в романе Дюна состоит из двух частей: история взросления Пола, когда он становится лидером, и путешествие героя. Принятие Полом трудного решения убить кого-то не только доказывает, что он может быть прагматичным лидером, когда речь идет о защите тех, кого он любит, например, своей матери, но и является признаком зрелости. В начале фильма, в разговоре со своим отцом, герцогом Лето в исполнении Оскара Айзека, Пол выражает неуверенность в том, что станет лидером Дома Атрейдесов. Однако к концу фильма Пол явно готов стать лидером, он принимает Дункана Айдахо (Джейсона Момоа), когда тот называет Пола «милорд герцог», а также заботится о единственном оставшемся в живых человеке из своей семьи — леди Джессике.

Однако смерть Джамиса от рук Пола также является зловещим предвестием будущего Пола. Дуэль в значительной степени вышла из-под контроля Пола, и он был поставлен в положение, когда ему пришлось кого-то убить. Это отражает его путь в качестве Квизатц Хадераха — пророческого мессии Бене Гессерит. Определенные решения, к которым вынужден прибегнуть Пол, впоследствии приведут к вышеупомянутому крестовому походу от его имени, в результате которого погибнут миллиарды людей во всей Вселенной. Смерть Джамиса — первая из многих.

Настоящее значение концовки Дюны

Поскольку экранизация Дюны разделена на две части, пока она по-настоящему раскрыла тему романа лишь наполовину. Пол отправляется в типичное путешествие героя в первой части романа Герберта, и это намеренно. Герберт играет на этом архетипе только для того, чтобы деконструировать его во второй половине Дюны и в остальных частях серии.

Вильнев, похоже, идет по схожему пути. Полу для того, чтобы стать лидером в финале Дюны, пришлось кого-то убить. Это не только рисует картину того, какие сложные решения приходится принимать лидерам в этом жестоком мире, но и подчеркивает, что «путешествие героя» Пола вовсе не обязательно является героической историей.

Лидерство Пола приведет к гибели миллиардов людей, но сначала он начнет с мести тем, кто причинил вред его семье — Харконненам и Императору. Конец Дюны не является счастливым, и не должен быть таковым. Пол привел свою мать в безопасное место, но он также привел в движение события, которые он бессилен остановить.

Это также закладывает основную идею о том, что люди, обладающие огромной властью, никогда не могут быть героями, так как жестокие, иногда безжалостные решения всегда должны приниматься теми, кто имеет такую большую власть или влияние. Это подтверждает мысль Хербета о том, что настоящих героев не существует — только те, кто считает себя героями собственных историй.

Ссылка скопирована в буфер обмена

После Герберта: приквелы и продолжения

Вслед за Фрэнком Гербертом мир «Дюны» захватил и его сына Брайана, который после смерти писателя в феврале 1986 года продолжил растить «дерево» вместе с фантастом Кевином Андерсоном. Мир, в котором нет места искусственному интеллекту, но есть клонирование и оригинальная технология межзвездных перелетов, оставался отличным поводом для новых идей.

«Да не построишь машины, наделенной подобием разума людского», – гласит одна из заповедей человечества, цитируемая на первых страницах первого романа «Дюны». Там же объясняется, почему она звучит именно так: «Когда-то человечество изобретало машины – в надежде, что они сделают людей свободными. Но это лишь позволило одним людям закабалить других с помощью этих самых машин». Из этой цитаты выросла целая трилогия Герберта-Андерсона «Легенды Дюны» (2002-2004), повествующая о битве между людьми и мыслящими машинами, проходившей задолго до событий самой первой книги. Изгнав или уничтожив искусственный разум, люди решили вовсе отказаться от его использования. Именно тогда они открыли источник Пряности и выяснили, что ее употребление позволяет в том числе и проводить космические перелеты без помощи компьютеров.

Однако, избавившись от зависимости от компьютеров и искусственного интеллекта, они оказались рабами другой необходимости – употребления Пряности, к тому же вызывавшей мутации. Что лучше – использовать потенциально опасные искусственные интеллекты, или отказаться от них ценой неведомых потерь? Сама постановка вопроса звучит необычно и пугающе современно, по-новому раскрывая тему противостояния машин и людей, столь любимую научной фантастикой. А в романах «Охотники Дюны» (2006) и «Песчаные черви Дюны» (2007), продолжающих историю Герберта на основе его рабочих записей и черновиков, человечество вновь сталкивается с искусственным разумом, заставляя нас вспомнить о прошлом, эхо которого звучит даже в далеком будущем.

«Песчаные черви Дюны» (2007) завершили историю, начатую Фрэнком Гербертом в 60-х, но вселенная «Дюны» по-прежнему была слишком широка, чтобы ограничиться рамками семи книг в восьми томах. В трилогии «Великие школы Дюны» (2012-2016), рассказывающей в том числе и об истоках ордена Бене Гессерит, Кевин Андерсон и Брайан Герберт подняли в том числе и весьма актуальную ныне тему противостояния разума и фанатизма. Получилось ли это у них – вопрос спорный: фанаты относятся к опусам Герберта-Андерсона еще скептичнее, чем к последним книгам Герберта-старшего. И все же мир «Дюны», как и империя, созданная Полом Муад’Дибом, продолжает существовать даже после смерти создателя. А еще «Дюна» привлекает все новых любителей фантастики, ценящих не только действие, но и мысли. И будем надеяться, что фильм Дени Вильнева сможет передать не только динамику истории Пола, но и ее философские смыслы.

Цикл «Легенды Дюны» (2002-2004)

1. «Дюна: Батлерианский Джихад» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2002)

2. «Дюна: Крестовый поход машин» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2003)

3. «Дюна: Битва за Коррин» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2004)

Цикл «Прелюдия к Дюне» (1999-2001)

4. «Дюна: Дом Атрейдесов» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 1999)

5. «Дюна: Дом Харконненов» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2000)

6. «Дюна: Дом Коррино» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2001)

«Классическая Дюна» (1965-1985)

7. «Дюна» (Фрэнк Герберт, 1965)

8. «Мессия Дюны» (Фрэнк Герберт, 1969)

9. «Дети Дюны» (Фрэнк Герберт, 1976)

10. «Бог-император Дюны» (Фрэнк Герберт, 1981)

11. «Еретики Дюны» (Фрэнк Герберт, 1984)

12. «Капитул Дюны» (Фрэнк Герберт, 1985)

Цикл «Продолжение Дюны» (2006-2007)

13. «Охотники Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2006)

14. «Песчаные черви Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2007)

15. «Пол с Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2008)

16. «Ветры Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2009)

Цикл «Великие школы Дюны» (2012-2016)

17. «Орден сестер Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2012)

18. «Ментаты Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2014)

19. «Навигаторы Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2016)

«Дюна»: как все начиналось

Многие произведения, в том числе и великие, начинаются с малого – с некоей идеи, из которой может не вырасти ничего, а может появиться своего рода дерево, растущее не только ввысь, но иногда и «вбок». Для Фрэнка Герберта такой идеей стала статья о попытках остановить распространение песчаных дюн возле городка в штате Орегон. Собирая материал для статьи, писатель неожиданно увлекся изучением мира пустынь и историей народов, вынужденных существовать там, где вода в прямом смысле слова становится драгоценностью.

Стивен Кинг некогда говорил, что самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если существование человечества будет всецело зависеть от пустыни размером с целую планету, которая содержит в себе нечто настолько ценное, что ради контроля над этой ценностью в далеком будущем станут интриговать и убивать? Аналогии с нефтью, найденной в пустыне, напрашиваются сами собой, однако в мире, придуманном Фрэнком Гербертом, на эту идею накладывается сюжет о давней вражде, предательстве, убийстве и спасении. Все это стало основой для двух повестей «Мир Дюны» (1963) и «Пророк Дюны» (1964), впоследствии объединенных в 700-страничный роман «Дюна» (1965).

История восхождения Пола Атрейдеса, правителя планеты Арракис (она же Дюна), где добывается таинственная Пряность, позволяющая человечеству путешествовать между планетами – это остросюжетный боевик с философским оттенком, подковерными интригами и явным влиянием восточной культуры, от арабизмов и арабоподобных имен в тексте до концепций фатализма и свободного народа пустыни, основавшего новую религию. Результат пришелся читателям по душе: роман стал культовым и заслужил престижные премии «Хьюго» и «Небьюла».

Останься «Дюна» единственной книгой, она стала бы «всего лишь» еще одним ярким представителем популярного тогда жанра космооперы. Но придуманный мир явно не отпускал писателя, и дело было вовсе не в том, что роман, который отвергли несколько десятков издательств, оказался шедевром, и издатели захотели продолжения. Развития требовала прежде всего политически-философская линия первого романа, в конце которого Пол Атрейдес диктует правящему Императору собственные условия, но вынужден жениться по расчету, а не по любви, оставив любимую женщину наложницей.

В следующем романе «Мессия Дюны» (1969) Герберт развивает идею оборотной стороны могущества. Пряность дает принимающим ее возможность предвидения – но иногда знание будущего становится тяжким бременем, а всемогущему правителю Дюны приходится жить в атмосфере заговора и попыток манипуляции. И даже культ Пола Муад’Диба, как называет себя бывший Атрейдес, не спасает его ни от покушения, ни от судьбы, избегнуть которой, как выясняется, невозможно. Схожие мысли о том, что удача способна отвернуться от героя когда угодно, разовьет в «Песни Льда и Пламени» Джордж Мартин – однако Фрэнк Герберт укажет этот путь лет на 20 раньше, создав своего рода аналог «серьезного комикса» в космоопере.

Третий и поначалу последний роман в серии – «Дети Дюны» (1976) – также далек от победоносных историй с хэппи-эндом. На его страницы врывается тема прошлого, от которого невозможно скрыться. Главный антагонист первой книги барон Харконнен оказывается частью генетической памяти Атрейдесов – чем-то вроде голоса в голове, избавиться от которого не так просто. Столь же непросто победить и культ Муад’Диба, ставший на Арракисе новой религией – сам Муад’ Диб, обличающий собственных адептов, гибнет, окончательно становясь частью легенды. Сын же Пола Лето Второй, унаследовавший дар «воспоминания о будущем», вынужден принять собственную судьбу и действовать так, как предсказано, невзирая на собственные и чужие желания. «Один из нас должен был принять страдания. А из нас двоих он всегда был сильнее», – говорит в конце «Детей Дюны» сестра Лето Второго по имени Ганима. На фоне подобных философских мыслей первый роман серии «Дюна» оказывается то ли разминкой, то ли введением в мир идей, высказать которые для писателя оказалось важнее, чем развивать продолжение в русле боевика.

Объяснение концовки Дюны

Режиссер Дени Вильнев завершает свою экранизацию романа Фрэнка Герберта более спокойным моментом, чем предыдущие. После преследования в пустыне силами Харконненов и Сардаукаров, Джессика и Пол выживают после нападения песчаного червя и сталкиваются с группой враждебно настроенных фременов. В то время как большая часть Дюны посвящена знакомству с различными фракциями, действующими в мире фильма, фильм Вильнева едва коснулся поверхности, когда дело дошло до изучения коренного населения Арракиса. Тем не менее, было заложено достаточно фундамента с такими персонажами, как Льет-Кайнз и Стилгар, чтобы закончить фильм до того, как Пол и Джессика отправятся на фременский Сиетч.

Что касается самой концовки, то Пол и Джессика оказываются в отчаянии и нуждаются в помощи, чтобы выжить в негостеприимной пустыне. Фремены лучше других знают, как выжить в этих условиях, но не все из них сразу же принимают чужаков. Бабс Олусанмокун в роли Джамиса — один из тех, кто не решается принять Пола и Джессику в Сиетч, и предлагает Полу сразиться с ним в надежде остановить их прямо здесь. Пол и Джамис вступают в бой, и молодой Атрейдес не решается убить фремена — как замечает Джессика, он никогда раньше никого не убивал. Однако в данном случае речь идет о жизни или смерти, и Пол выбирает жизнь, в итоге побеждая Джамиса и заслуживая уважение фременов, наблюдавших за поединком.

Литературный первоисточник[править]

Дюнокот контролирует спайс — контролирует вселенную.

Frank Klepacki — The Spice Must Flow

Спайс (англ. spice, он же меланж или меланжа, михалёвск. эликсир, надм.приправа) — специя, пряность является одним из ключевых понятий в романах серии «Дюна» Фрэнка Герберта. Это особое наркотическое вещество, обладающее рядом уникальных свойств: оно увеличивает продолжительность человеческой жизни, наделяет некоторых способностью видеть сразу все варианты исхода какого-либо события. Наряду с этим, длительное употребление специи внутрь придает глазам индивида характерный тёмно-синий цвет («глаза ибада»), в этом случае индивид подсел конкретно и без неё помрёт. Спайс встречается только на пустынной планете Арракис (также Ракис или Дюна), где является продуктом жизнедеятельности высером личинок огромных песчаных червей (Шаи-Хулудов или Подателей), эти личинки растут в кожистых коконах, наполненных водой и их собственными выделениями; когда срать уже некуда, кокон взрывается ввиду того, что внутри него начинается самогоноварение брожение. Все эти фекалии попадают на поверхность, где высыхают и образуют спайс. Без меланжи невозможны дальние космические путешествия, потому как все компьютеры во вселенной Дюны были давным-давно выпилены и запрещены, и для того чтобы выпиленным при переходе через гиперпространство не оказался корабль, навигатор должен знать нихуёвые терабайты информации и иметь некоторые способности к предсказанию, кои невозможны без употребления спайса, поэтому его стоимость огромна. Фразу «spice must flow», лежащую в основе мема, можно перевести как «спайс должен течь » — существующий в мире Дюны порядок невозможен без этого вещества, а «тот, кто контролирует Арракис, контролирует спайс, и тот, кто контролирует спайс, контролирует вселенную» .

По сюжету первого романа цикла, Великий Дом Атрейдесов получает контроль над Арракисом по распоряжению Падишах-Императора. Распоряжение оказывается ловушкой. Бывшие наместники планеты и давние соперники Атрейдесов, Харконнены, ведомые бароном Владимиром, с молчаливого согласия Императора выпиливают новоприбывших. Главным героем становится Пол — сын герцога Лето Атрейдеса, нашедший спасение вместе с матерью среди коренного населения Дюны — Фрименов.

Книги Герберта о Дюне весьма оригинальны: в них встречаются элементы как твёрдой, так и мягкой SF, а также некоторая доля мистики; всё с явными восточными мотивами. Автор придумал большое число различных понятий и терминов, значение которых разъясняется в глоссарии в конце книги.

Непосредственно выражение «spice must flow», если быть точным, пришло не из оригинальной книги Герберта, а из её экранизации 1984 года Дэвида Линча. Там её произносят, в частности, Навигатор Космической Гильдии и знатный педераст (в изначальном, древнегреческом смысле) барон Харконнен.

Почему Бене Джессерит хотела, чтобы Поль выжил?

Сестры Бене Джессерит обладали физическими и умственными способностями, которые казались людям волшебными. Они подняли политику Империума из тени и верили в светлое будущее. Святое перевоплощение Вселенной.

Бене Джессерит на протяжении тысячелетий тщательно пересекала родословные между разными домами, чтобы родить мессию, Квисатца Хадераха. Квизатц Хадерах, также известный как Тот или Лисан аль-Гаиб (от Свободных), обладал бы разумом, достаточно мощным, чтобы преодолевать пространство и время, прошлое и будущее. Он приведет мир к лучшему будущему.

Мать Хелен Мохиан, лидер Бене Джессерит, приказала леди Джессике родить только дочерей, чтобы продолжить разведение. Но Джессика воспротивилась приказу и родила Пола, полагая, что это был он. Хелен Мохиан приехала в Атридес, чтобы испытать Пола, и, хотя у нее были сомнения, у нее была небольшая надежда, что Пол может быть Квисатцем Хадерахом. Вот почему Хелен заключила договор с бароном Владимиром, чтобы пощадить Джессику и Пола во время нападения Харконненов.

Почему Император послал Дом Атридесов на планету Арракис?

Герцог Лето уже догадывался, что Император замышляет против них заговор. Лорд барон Владимир Харконнен из дома Харконнен, садистский враг Атридесов, сказал своему племяннику, Глоссу Раббану, что Император был ревнивым человеком. Он презирал повышающийся голос Атридесов и хотел сокрушить его на куски.

Когда Дом Атридесов прибыл на Арракис, Лито обнаружил, что все машины, комбайны и нефтеперерабатывающий завод пришли в упадок. Харконнены оставили им руины и осколки, и они были настроены на провал. Но прежде чем Лито смог понять зловещую уловку, Харконненс с помощью элитных сил Императора, Сардаукара, напал на Дом Атридесов на Арракисе.

Барон Владимир подбросил крота, доктора Веллингтона Юэ, в армию Атрейдеса. Он похитил жену Юэ, Ванну, и угрожал врачу предать Атридесов. Юэ отключил критический щит ночью, что сделало цитадель Атридесов беззащитной перед предстоящей атакой Харконненов. В камерах Юэ отравил Лето и помог Харконнену схватить его. Однако у него осталось немного смертности, и он помог леди Джессике и Полу сбежать. Юэ даже дал Лето шанс отомстить барону. Он заменил колышковый зуб Лето устройством, наполненным ядовитым воздухом.

В личных покоях Барона Барон безжалостно убил Юэ. Когда Барон пытался убить Лето, Лето активировал ядовитый газ, убив всех и каждого в комнате, кроме Барона. Вероломный двоюродный брат Лето пережил нападение и приказал Раббану уничтожить родословную Атридесов.

«Дюна», часть первая – концовка, объяснение – свидетельство силы пустыни

Прогуливаясь по вечной пустыне, Пол и Джессика наконец нашли племя Свободных под командованием Стилгара. Стилгар согласился отвезти преданных странников в их убежище, съетч Табр. Однако другой Свободный, Джамис, выступил против приказа Стилгара и отказался поверить, что Пол был избранным, Лизан аль-Гаиб. Он призвал Амтал и вызвал Пола на дуэль.

В своем видении Пол предвидел исход поединка, но все же решил драться, поскольку это было их последнее средство. Голос сказал Павлу, что он должен умереть, чтобы Квисатц Хадерах воскрес. Чани, женщина, которую Пол часто видел во сне, дала ему крионож, сделанный из зуба песчаного червя Шай-Хулуд. Полю ранее было видение, что кто-то даст ему клинок. Ему помогла Чани.

В бою против Джемиса Пол погиб не буквально, а символически. У Пола было моральное сознание, и он никогда не убивал людей, но для того, чтобы прибыл Квизатц Хадерах, сознание Пола должно было умереть. Пол отказался от своего происхождения и убил Джемиса. В конце концов он стал лидером, которого Вселенная хотела от него.

После победы Джессика попросила Стилгара переправить их на их родную планету Каладан, но Пол отказался. Пол сообщил Стилгару, что его отец прибыл в Арракис, чтобы объединить их армии, и Пол исполнит желание своего отца. Его дорога вела в пустыню.

Стилгар сопровождал Пола и Джессику в съетч Табр. По пути Пол увидел фримена, оседлавшего песчаного червя Шай-Хулуд. Благодаря психоактивным способностям специи Свободные обладали особыми способностями, также известными как «сила пустыни».

Когда Пол и Джессика стали свидетелями силы пустыни, Чани завершила «Дюну: Часть первая», процитировав ее только как начало.

Вторая часть «Дюны» будет следовать за Полом и Чани в их путешествии, чтобы спасти Вселенную от правления Императора и объединить людей в рамках Священной войны.

Подготовка к съемкам Дюны 2

Фильм Дюна — это только половина истории, и это, в конечном счете, к лучшему. В оригинале, роман плотный и сложный, он создает совершенно незнакомый мир. Большая часть фильма Вильнева достигла этой цели, но в нем почти не затронута сложность народа фременов. В фильме Дюне 2 это будет исправлено. По мере того как Пол и леди Джессика будут все больше сближаться с фременами, они будут завоевывать их поддержку, как это сделал Пол в финале Дюны во время дуэли с Джамисом.

Заручившись их поддержкой, Пол сможет сплотить фременов против Харконненов. И хотя у него есть свои собственные мотивы для этого, у народа Арракиса есть оснований ещё больше. До прибытия Атрейдесов на планету, Харконнены жестоко контролировали торговлю пряностями, вызывая гнев фременов. Пол воспользуется этим в своих корыстных целях, что приведет его к мессианской роли Муад’Диба и определит многое из того, что ждет народ Арракиса в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: