«Оксимирон поднял руки: «Сорри-сорри, я не фоткаюсь». Глеб Трубин (организатор архангельской баттл-площадки)
«На том ивенте должны были баттлить Сеймур с Тирепсом. А Сеймур – это друг Вити Бови, моего кореша. И Сеймур сделал две проходки – для Вити и меня. В итоге их баттл отменили, и мы не знали, пустят нас или нет, поехали на удачу.
Там на входе была такая суматоха нереальная. Две очереди. Людей от Версуса досконально чекали по списку. И нас не могли найти в списке. Вдруг подлетает пьяный Дима Берсерк и орет: «Оо, Витек, здорова! Че стоишь? Проходи!» И затаскивает его за руку, а Витек тащит меня. Так я впервые попал на баттл в Питере – и сразу на такой.
От SLOVO было больше людей, да. Но прикол в том, что от Версуса было много медийных чуваков, всяких селебрити, поэтесс. А от SLOVO пришли фанаты баттл-рэпа, которые чувствуют вайб тусовки, знают, как поддерживать.
Гнойный с Замаем приехали на такси. На каком-то обычном, на экономе. Гнойный вышел в спортивках каких-то, меня это так удивило. Такой баттл, а он как-то неопрятно оделся. Я думал, к ним сейчас подбегут, будут фоткаться. Но все сделали вид, будто ничего не произошло. Они просто приехали как рядовые люди.
«Я тогда надеялся, что это только начало. Но получилось наоборот». Габонская Гадюка (судья того баттла)
«В тот день все происходило немного сумбурно. Этого баттла все очень ждали. Организация была не сказать, что прям на высоте. Непонятки с проходками и некоторые другие организационные минусы. Я старался не обращать внимания на суету вокруг, старался сосредоточиться на судействе баттлов.
Мне не показалось, что людей со стороны Славы было больше. И не чувствовалось такого большого преимущества Гнойного, о котором принято говорить. Да, он был сильнее, но это просто баттл с двумя разными подходами от участников.
В поведении Оксимирона для меня был единственный момент, который показался странным. Это когда он прямо схватил Славу за шею и начал ее трясти. Обычно на батттлах участники стараются избежать физического контакта. Ну и момент с пустой папочкой был странным.
После баттла многие были слегка шокированы результатами, включая, наверное, самих участников и организаторов. Но, если честно, не было ощущения, что произошло что-то историческое. Мне кажется, баттл в итоге стал историческим, потому что после него культура пошла на спад. И он как бы стал последним классным громким баттлом. Подвел некую черту. Я тогда надеялся, что это только начало – что баттлы вышли на новый уровень и теперь станут по-настоящему популярными. Но, к сожалению, все получилось наоборот».
Первая часть. Начало
Все начинается с заставки «Следующее видео могло выйти 1 ноября 2011 года, но выходит ровно десять лет спустя». Там Оксимирон стоит на коленях перед рэпером Ромой Жиганом (не путать с Джиганом!), а после извинений получает «леща» (пощечину).
На тот момент у Ромы был конфликт с участниками объединения Vagabund Оксимироном и Шокком на почве того, что последние неоднократно задевали его в треках. В конце октября 2011 года, после концерта в Москве, Жиган и несколько вооруженных людей в масках ворвались в квартиру, где находились рэперы, и силой заставляли их извиниться за «задевания» в треках.
Это видео никогда и нигде не было обнародовано. Федоров сам опубликовал эти кадры, которые проходят через весь трек, являющийся своеобразной рефлексией на тему того, как один момент повлиял на его дальнейшую жизнь.
Спустя годы Оксимирон очень много говорит о Шокке и обозначает разницу, что если он был недоволен рифмами и стилем оппонентов, то Шокк угрожал им лично и «задевал» родных. Такое отношение Оксимирона не устраивало, и в октябре 2011 он сообщил напарнику, что откатав тур, они расходятся.
Вторая часть. Кульминация
Куплет начинается с момента переезда в Петербург в 2012 году. Тогда Мирон помогает создавать Versus Battle, открывает его баттлом с Крип-А-Крипом, параллельно перезапуская сольную карьеру. Знакомство с португальским рэпером Porchy и Ильей Мамаем ознаменовывается образованием творческого объединения Booking Machine. Но даже тогда ситуация с Жиганом его не отпускала, а в треке он называет его «православным патриотом», так как Рома в 2009 году победил в шоу «Битва за респект» и получил музыкальную награду из рук Владимира Путина.
Федоров вспоминает участие в фильме Жигана «Beef» об истории русского хип-хопа и его конфликтов. Документальная картина, которая увидела свет в 2019 году, снималась почти 7 лет. Там упоминался конфликт Vagabund с Жиганом, но фрагмента с Оксимироном не было. Все это описано следующими строками:
Далее идет повествование об успешном этапе карьеры — баттлы, выход «Горгорода», но здесь есть место и обратной стороне славы — самоцензуре и обвинениям.
Также был дан ответ на вопрос, почему Оксимирон не появился на интервью у журналиста Юрия Дудя: «Не пойду к Дудю: он точно спросит про колени меня».
Свое затишье он охарактеризовывает «карьерный суицидом», ведь ничего не выпускает уже шесть лет, а не выступает пять. В 2019 году Оксимирон уходит из Booking Machine, с которым он сотрудничал с 2012 года, а с 2017 возглавлял его. Многие предполагали, что это из-за политической активности рэпера, и Мирон это подтверждает:
Ближе к финалу трека артист признается, что в борьбе с эго ему помогли воздержание от соцсетей и психотерапия, где, конечно же, прорабатывался его конфликт с Жиганом. Самостоятельное решение опубликовать то самое видео подкрепляется строчками: «Я так не хотел стоять десять секунд на коленях, Что в итоге стоял на них десять лет». Завершает он вторую часть тем, что предлагает своему обидчику позвонить и обсудить это, а также тем, что прощает всех, а главное — себя.
«Замай набирал смску: «Слава победил» и отправлял ее контакту «Мама Мегафон». Витя Бови (баттл-рэпер)
«На баттл было сложно попасть. Какому-то левому человеку – вообще невозможно. SLOVO на тот момент было очень сплоченным коллективом, что-то вроде семьи или легиона. А Версус – более разобщенный, где каждый сам за себя. И это сыграло роль. За Славу болели яростно, а Оксимирона как будто особо некому поддерживать.
Всего было четыре баттла, включая главный. И на первых трех обстановка в зале была напряженной. Чувствовалась атмосфера соперничества, где-то даже ненависти. Я думал, будет драка. Но когда баттлили Оксимирон и Гнойный, то все как-то успокоилось, такого накала и злости в зале уже не осталось.
Краткая биография
Мирон Федоров родился 31 января 1985 года в Ленинграде в еврейской семье. Вместе с родителями уехал из России сначала в Германию, потом в Великобританию. Там он закончил Оксфорд по специальности «средневековая английская литература». Первые попытки читать рэп предпринял в возрасте 13 лет.
2001 год является началом творческой деятельности под псевдонимом МC Mif/Миф: в сентябре выпускает первый трек «Демо-фристайл в стиле бардкор», который на данный момент утерян. Участвует в 1-м независимом баттле Hip-Hop.ru, а в конце года выходит трек «Al Ogon», после которого Мирон делает перерыв в долгие 7 лет. Возвращается он в 2008 году, с уже привычным псевдонимом Oxxxymiron и треком «Лондон против всех», и в это время его замечает Optik Russia — немецкий лейбл русскоязычных иммигрантов. Там он познакомился с Дмитрием Хинтером, известным как Schokk (Шокк). В этом же году выходит первый клип «Я хейтер».
В 2009 году приобретает локальную популярность благодаря участию в 14-м независимом баттле Hip-Hop.ru, где доходит до полуфинала. Потом был Vagabund, первый альбом «Вечный жид», но это уже другая история.