Что такое asmr и какая от этого польза

Почему музыка позитивно влияет на аутичных людей  • аутизм — это

Аутизм у мальчиков и девочек

Расстройства аутистического спектра у мальчиков встречаются почти в 4 раза чаще, чем у девочек.
Научные работы показывают, что у девочек симптомы могут не просто отличаться, но и быть менее заметными, что нередко приводит к ошибочным диагнозам и, как следствие, к отсутствию правильного лечения.

Исследование, в котором приняло более 800 детей-аутистов показало, что структура мозга и поведение отличаются у представителей разных полов – у девочек, как правило, повторяющееся и протестующее поведение встречается реже.

Кроме того, согласно данным этого изыскания, дети по-разному выражают свои мысли. Девочки нередко чаще используют слов, описывающий познавательный процесс, таких как «я думаю» или «я знаю», тогда как все предыдущие исследования показали, что дети с РАС пользуются ими редко.

Как слушать ASMR

Эффект от просмотра и прослушивания АСМР испытывают не все. Во многом это зависит от двух факторов: от чувствительности самого человека и от способа прослушивания. Если на эмоциональное состояние трудно повлиять, то со вторым пунктом поможет справиться правильно подобранная техника. Так, основатель проекта ezasmr.com Стивен Смит дал несколько советов по выбору наушников.

Наушники-вкладыши подходят для прослушивания музыки или ASMR во время прогулки. Но большего эффекта можно достичь с наушниками с оголовьем.
Обязательно стоит ориентироваться на комфорт. Лучше выбирать те модели, которые можно регулировать по форме головы

Еще обращайте внимание на тип материала у наушников с оголовьем. Он должен быть дышащим.
Выбирайте наушники с шумоподавлением

ASMR требует спокойной обстановки.

Такое внимание к технике неслучайно. Конкуренция в этой нише быстро растет, поэтому ASMR-артисты записывают ролики с помощью высококачественных микрофонов

Микрофоны делятся по направленности. Они бывают трех видов: однонаправленные, двунаправленные и всенаправленные.

Так, артисты на сцене чаще всего пользуются однонаправленными вариантами. Такие типы микрофонов не ловят посторонних звуков вокруг, а только вокал. Интервью записывается с помощью двунаправленного микрофона. А с записью шума дождя, шелеста листьев или шепота справится всенаправленный вариант. Два последних типа микрофона как раз и используются для записи ASMR. Качественные наушники помогают раскрыть диапазон записанного звука.

Надо не вытаскивать ребенка из аутизма, а выманивать

Игорь Шпицберг:

— Наш центр занимается аутизмом 30 лет. У нас очень неплохой опыт, и к нам ездят заниматься дети со всего мира. Потому что у нас эффективность центра выше, чем во многих странах мира. 

История центра очень простая — у нас были свои дети, и не только с аутизмом, которым надо было помочь. И не было никакого понимания, что делать. Мы пробовали разные методики, смотрели, есть результат или нет. Если мы видели, что дети улучшаются, то мы методику использовали. Если видели, что не улучшаются — не использовали. 

Мы уверены в том, что дети с аутизмом не поломанные, их нельзя починить как машину. Эти дети — такие же, как любые другие, просто отличаются тем, что не всему могут сами научиться. 

Смысл нашей реабилитации — научить ребенка с аутизмом всему тому, чему обычный научится сам. А как ребенок учится? В опыте. Не когда его просто учат, а когда создают ситуацию, в которой он обучается. И ровно такую систему мы создаем. 

Все методики в моем понимании делятся условно на полезные, вредные и невредные. Полезные — которые 100% помогают, с доказанной эффективностью, по которым есть наблюдения и множество детей, которые улучшились. 

Есть целый ряд процедур, которые во всем мире признаны вредными, например хелирование. Это процедура с введением тяжелых металлов, которая может привести даже к летальному исходу. Есть невредные. К ним относятся те, которые оказывают какой-то там эффект плюс-минус на некоторых детей. Например, диеты очень сильно улучшают состояние некоторых детей. Разные диеты есть — безглютеновая, бесказеиновая самая простая. 

Аутизм не проходит от диет. Нет ни одного исследования в мире, которое бы говорило, что аутизм от диеты пройдет. Но если диета ребенку действительно нужна, он будет более собран, сконцентрирован, менее тревожен, менее расторможен. И на этом фоне педагогические методы коррекции, которые работают 100%, дадут больший эффект. 

Мне не нравятся методики с физическим воздействием на детей. Я абсолютно убежден в том, что наши дети и так напуганы, и так у них жизнь нелегкая, их надо, наоборот, убедить в том, что этот мир безопасен, интересен. Аутичного человека надо не вытаскивать из аутизма, а выманивать. Чтобы он захотел оттуда выйти. И это имеет смысл, мы уверены, что только то, что ребенок сделает по своей воле, закрепится у него в опыте. 

А если мы что-то из него вытрясли или выдавили как-то, то как только мы его отпустили, он постарается это забыть побыстрее, так как это было сопряжено с негативным переживанием. И поэтому все методики в нашем центре не насильственные. 

За 40 лет число детей с аутизмом выросло в 55 раз. Это чудовищный рост, конечно. И ни одно заболевание так не прогрессирует.

Еще в 90-м году аутизм диагностировали у одного ребенка из 1600, сейчас — у одного на 160, это данные ВОЗ. 

Действительно, рост огромный и многое списывают на гипердиагностику. И это тоже правда, конечно, и диагностические инструменты улучшились. Например, в Америке, где ставят диагноз одному на 59 человек, записывают, ставят диагноз детям с очень легкой степенью аутизма. Им раньше ничего не ставили, ну, может акцентуации личностные. А тут прямо диагноз «аутизм» ставят или «РАС». 

Также переосвидетельствуют людей, которые не знали, что у них аутизм, даже взрослые. Сегодня у нас в «Солнечном мире» была делегация из Германии. И один из приехавших возглавляет региональную организацию, он сам человек с синдромом Аспергера, сейчас ему около 60 лет. Ему поставили диагноз, когда ему было 50. Он говорит, что качество его жизни сильно улучшилось. Как минимум, он понял, что просто другой, а не какой-то неправильный.

Обычный человек — это, допустим, компьютер от Microsoft, а человек с аутизмом — от Apple. Не моя идея, англичане придумали. Это просто другая операционная система, которая может решать те же задачи, но решает их несколько по-другому.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Как отучить ребёнка от ТикТока?

Дети моментально становятся зависимыми от Тик-Тока, что напрямую начинает влиять на формирование их личности.

А формирование личности ребёнка определяет кем он будет в жизни: через 5, 10, 15 лет…

Да, можно сказать до этого далеко, но последствия, связанные с зависимостью от тик-тока о себе обязательно напомнят, особенно это ощущают родители, чьи дети ходят в школу:

  • Успеваемость оставляет желать лучшего.
  • Ребёнок мало читает, а всё свободное время проводит в тик-токе.
  • И разумеется, информационный обмен «видосов из тик-тока» стал новой нормальностью жизни вашего ребёнка, а что там показывают?

Всё бы ничего, но многие понимают, что зависимость от тик-тока это проблема, которую следует решать для того чтобы ваш ребёнок состоялся как личность, а не попал под влияние tik-tok индустрии.

Попробуйте использовать следующий алгоритм и если столкнётесь с трудностями обратитесь ко мне за индивидуальной консультаций:

Не делайте импульсивный шагов: не стоит запрещать ребёнку использовать тик-ток, тем более если раньше вы это сами разрешили.

Внимательно понаблюдайте, что ребёнок делает в тик-токе и что определяет его интерес; обратите внимание на его эмоции и радости; на его увлечённость — да вы видите зависимость от тик-тока, но вы так же понимаете что это проблема, которую надо решить во благо вашего дитя.

Подумайте над своими наблюдениями, а самое главное над тем, какую альтернативу вы можете предложить своему ребёнку: альтернативу наполненную эмоциями, радостями, восторгом — ведь фактически именно с этим конкурируют многочисленные видео из тик-тока.

Возвращаемся к контролю над тик-током: контроль начинается с понимания почему вам необходим тик-ток? но в данном случае речь идёт о ребёнке, а следовательно мы спрашиваем: почему ребёнку необходим тик-ток? — и стремимся найти ответ; очень важно найти именно честный ответ вашего ребёнка на этот вопрос, потому что ребёнок просто идёт туда, где ему интересно, а следовательно стоит подменить интерес и забудете про зависимость от тик-тока.

Мы с вами понимаем, что для этого необходим план, который определит нашу последовательность действий в той или иной ситуации, а следовательно обязательно фиксируем в каких случаях ребёнок использует тик-ток, а в каких нет — и описываем модель поведения ребёнка; очень часто сделать самостоятельно это очень тяжело, так как наш взгляд просто привык ко многому, что происходит вокруг нас и очень важные мелочи мы просто игнорируем.

Жизнь очень многогранна и интересна; реальность жизненных эмоций и переживаний не сравниться с видео из тик-тока, но не следует объяснять это ребёнку: покажите на своём примере, расскажите, заинтересуйте, обоснуйте… всё в ваших руках.

Способов победить зависимость от Тик-Тока много, главное определить то, что вы сможете использовать и шаг за шагом реализовать свою цель.

В большинстве случаев зависимость от тик-тока возникает как инструмент решения какой-либо скрытой проблемы: скучно, одиноко, стресс … — подумайте об этом, применительно к вашему ребёнку и помните, что либо ребёнок будет слушаться вас, либо он будет слушать видео из тик-тока.

Как ASMR влияет на мозг

Исследований эффекта АСМР не так много, однако отдельные ученые все-таки проводили эксперименты по изучению этого вопроса. Так, Джулия Поэрио, сотрудница факультета психологии Шеффилдского университета (Англия), узнала об АСМР в 2013 году. Тогда она сама почувствовала покалывание при просмотре видеоролика. Поэрио заинтересовалась этим явлением и начала поиск научного объяснения.

Статей и публикаций на эту тему было немного. Тогда она решила провести свой анализ. Для этого в 2017 году Поэрио пригласила к участию в исследовании 112 человек. К каждому из испытуемых она подключала электроды и показывала свой любимый АСМР-видеоклип. Наблюдение выявило, что во время просмотра ролика частота сердечных сокращений участников снизилась. Это является признаком расслабления. Но испытуемые также отметили, что почувствовали усиление эмоционального возбуждения.

Исследование также показало, что ASMR никак не связано с сексуальным возбуждением. Хотя в некоторых случаях создатели роликов сами придают такой оттенок своим видео. «Авторы некоторых каналов откровенно подчеркивают свою сексуальность и набирают бешеную популярность. Кто-то доходит до грани чуть ли не имитации полового контакта, кто-то ограничивается близким шепотом и романтическим настроем, кто-то откровенно делает фрик-контент. Вариаций АСМР и подходов к его продвижению масса», — рассказывает автор канала «АСМР Клуб» Ренат Мансуров.

Следующим ученым, который провел собственное исследование, стал доктор фармацевтических наук Крейг Ричард. Также он является создателем Университета АСМР, где делится последними новостями и советами, общается с известными ASMR-артистами и не только. В 2018 году в научном журнале BioImpacts были опубликованы результаты эксперимента, проведенного им. В рамках своего исследования Ричард предложил десяти людям посмотреть ASMR-видео и выбрать те клипы, которые вызывают какие-то чувства. При этом просмотр проходил во время МРТ головного мозга. Участникам группы нужно было нажимать кнопку внутри МРТ-сканера, чтобы сигнализировать исследователям момент, в котором они испытали расслабление или покалывание.

Доктор Крейг Ричард объясняет любопытное явление ASMR

После изучения результатов ученые пришли к выводу, что субъекты, которые испытали ASMR, показали значительную активность в тех областях мозга, которые отвечают не только за систему вознаграждения, но и за эмоциональное возбуждение. Например, главный передатчик сигналов в системе вознаграждения — дофамин. Именно его высвобождение вызывает в человеке чувство удовлетворения.

Авторы исследования заметили еще одно сходство. Ощущения от ASMR похожи на те, что люди испытывают во время музыкального фриссона (при прослушивании любимой композиции некоторые замечают появление легкой дрожи по всему телу). Нашлись и те, кого наоборот начинают раздражать такие звуки. Подобная форма нетерпимости называется мизофонией.

Работа по исследованию АСМР продолжается. Пока ученые пытаются понять больше о природе этого явления, зрители и слушатели признаются, что такие видео помогают им расслабиться, выспаться, снизить стресс, депрессию и беспокойство. А некоторые люди даже сообщили, что ASMR помог им улучшить симптомы хронической боли.

Похожие чувства вызываются и во время медитации, добавляют эксперты.

«Эмпирически доказывается польза медитации в регулировании возбуждения ЦНС, концентрации внимания, повышении иммунитета, улучшении сна, регулирования биохимических процессов мозга — выработки гормонов и поддержания молодости. На мой взгляд, с определенным допущением данные этих исследований можно экстраполировать и на феномен АСМР», — подытоживает аналитический психолог и нейропсихолог Наталья Каурова.

Признаки и симптомы аутизма у детей 3 лет

Расстройства аутистического спектра у детей могут начать проявляться с самого раннего возраста, и в трехлетке, как правило, не заметить их уже сложно.

Признаки аутизма у маленького ребенка выглядят так:

1. Отсутствие социальной привязанности: малыши с аутизмом не хотят и не могут играть с другими:

  • они занимаются самостоятельно – этакие «свои собственные дети»;
  • не интересуются общением в принципе; 
  • не делятся игрушками; — не понимают сути или очередности игры; 
  • не отвечают и не отзываются на собственное имя;
  • не понимают принципа «понарошку» и не участвуют в выдуманных играх. 

2. Различия в эмоциональном выражении: аутичные люди испытывают все доступные обычному человеку эмоции, но воспринимают и выражают их особым, а не общепринятым образом. 

Трехлетние дети могут: 

  • испытывать трудности с обсуждением или выражением своих чувств; не понимать эмоции и чувства близких или окружающих; 
  • бороться за то, чтобы быть успокоенными;
  • избегать физического контакта с другими, даже с родителями;
  • делать выражения лица, не соответствующие внутренним ощущениям или эмоциям;
  • сопротивляться, отказываться или избегать объятий;
  • не показывать эмоций, когда родители заходят или выходят из комнаты. 

3. Трудности с общением, которые могут выглядеть как:

  • задержки или даже ухудшение со временем речи и языковых навыков;
  • маленький словарный запас или полное отсутствие речи;
  • безэмоциональная речь, или произношение нараспев;
  • избегание зрительного контакта;
  • отсутствие проявлений эмоций;
  • неправильные или невпопад ответы на вопросы;
  • повторение слов других людей;
  • многократное повторение слов, фраз, или звуков – эхолалия;
  • использование неправильных местоимений, например, «ты» вместо «я»;
  • не использование важных жестов, таких как указательный, или размахивание руками;
  • отсутствие реакции на указание;
  • дети с аутизмом в большинстве случаев не понимают шуток и юмора, которые соответствуют их возрасту.

4. Поведение детей с расстройствами аутистического спектра: аутичные малыши часто ведут себя необычно. Это может проявляться следующим образом:

  • многократные хлопки в ладоши;
  • вращение вокруг собственной оси;
  • раскачивание вперед-назад;
  • странная привязанность к определенной игрушке или занятию;
  • выстраивание игрушек или других предметов по порядку;
  • гиперактивность в ситуациях, которые к этому явно не располагают;
  • краткосрочная концентрация внимания, или невозможность сосредоточиться на предмете или задании длительное время;
  • зацикленность на определенных процедурах или ритуалах;
  • проявление возбуждения, гнева или разочарования, если кто-то нарушает их порядок или вмешивается в ритуал.

Кроме того, есть и другие, косвенные признаки, при присутствии которых у ребенка можно заподозрить аутизм:

  • агрессия; 
  • импульсивность;
  • самоповреждения;
  • очень яркие реакции на звуки, запахи, текстуры, цвета или вкусы;
  • истерики;
  • и необычные пищевые привычки.

Подобные симптомы есть не у всех детей-аутистов, и у обычных они вполне могут изредка проявляться. Именно поэтому диагноз ставить должен врач, а не родители и близкие.

Признаки аутизма у школьников и подростков

С возрастом аутичные дети могут сталкиваться с еще большим количеством проблем в общении, социализации и поведении. В том числе это связано с повышением требований в школе, да и в обществе в целом.
У школьников и подростков с РАС часто наблюдаются следующие особенности:

  • потребности, буквально необходимость в рутинных, повторяющихся действиях;
  • предпочтение одиночества любому обществу;
  • отсутствие друзей и приятелей;
  • агрессия;
  • возбуждение, разочарование или злость из-за нарушения распорядка;
  • беспокойство;
  • сложности с ведением обычного разговора, в том числе с очередностью своих реплик;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение или слух;
  • одержимость конкретными темами или занятиями;
  • сложности с восприятием невербальных и социальных сигналов;
  • нахождение в необычной позе или повторяющиеся движения, такие как щелканье пальцами;
  • необычные или не подходящие выражения и интонации в разговоре.

Где найти видео и приложения

Существует много ресурсов, где доступно прослушивание и просмотр видео ASMR. Первый вариант — YouTube. Однако у него есть один минус — встроенная реклама может помешать достижению желаемого эффекта.

Популярными ASMR-артистами сейчас являются:

Gibi ASMR (4,18 млн подписчиков). Девушка впервые начала снимать свои видео в июне 2016 года. Она снимает ролики, используя разные триггеры: от ролевых игр до макияжа.

ASMR PPOMO (2,58 млн подписчиков). Девушка никогда не демонстрирует своего лица. Видны только губы. Ее видео стабильно набирают миллионные просмотры.

ASMR Darling (2,54 млн подписчиков)

Ее основные триггеры: шепот от уха до уха, постукивание, царапание, аффирмации, комплименты, ролевая игра, игра с волосами, расчесывание волос, личное внимание, крупный план, слова, прикосновение к лицу, прикосновение к камере, чистка микрофона.

Из российских ASMR-артистов, например, можно выделить KittyKlaw (Ангелина Лин). Сейчас на канал подписаны 2,06 млн человек. KittyKlaw снимает видео с шепотом, записывает сказки, ролевые игры и многое другое.

Второй вариант — скачать одно из приложений для телефона или планшета. Поискать можно в магазинах приложений App Store и Google Play. При выборе стоит ориентироваться на отзывы и оценки от пользователей.

  • TeasEar. В одном месте разработчики собрали множество триггеров, которые снимают стресс и успокаивают нервную систему.
  • Sleep With Silk. Этот ресурс принадлежит создателю Университета ASMR Крейгу Ричарду. Посетителям сайта предлагают засыпать под звуки природы, фонового шума и успокаивающих голосов.
  • ASMR — Brain Tingles. Основные преимущества — отсутствие подписки и возможность прослушивания в фоновом режиме.

Аутисты любят громкие звуки. Или все-таки не любят?

Простому обывателю сложно понять ощущения аутистов  — с одной стороны, они не любят громких и неожиданных звуков, даже могут впадать из-за них в панику. Да и не обязательно громких. Вот как описана реакция мальчика с аутизмом в книге Синтии Лорд «Правило: не снимай штаны в аквариуме!»:

Кадр из фильма 2011 года «Жутко громко и запредельно близко»

 Но с другой — они сами могут издавать громкие звуки, и, как кажется, им это не приносит никаких неудобств. Здесь можно вспомнить Оскара — героя книги Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко», который постоянно звенит тамбурином:

Или Кристофера из «Загадочного ночного убийства собаки»:

Сумятицу вносит и мальчик — герой фильма «Меркурий в опасности», который сначала впадает в истерику из-за сирены скорой помощи, а потом сам настаивает на том, чтобы ее включить:

Наоки Хигасида

А вот, что говорит Донна Уильямс:

Донна Уильямс

На обложках обеих книг — картины Донны Уильямс

Хотим напомнить, что Донна с детства обожала музыку, очень рано начала сочинять, а во взрослом возрасте записала несколько альбомов с собственными песнями.

Восприятие звуков (а также других стимулов) зависит от сенсорной дезинтеграции. Объяснение этого термина можно прочитать на сайте фонда содействия решению проблем аутизма «Выход»:

Юлия Саитгалиева

Особенности людей с аутизмом или РАС

Расстройства аутистического спектра могут влиять на способ восприятие мира. Человек с подобным диагнозом часто сверхчувствителен к некоторым раздражителям, таким как свет, звук или вкус, что приводит к чрезмерной стимуляции одного или нескольких органов чувств. Такое состояние называется сенсорной перегрузкой, и жить с ним совсем не просто – это постоянно сбивает с толку, утомляет, и добавляет переживаний даже в таких простых обыденных делах, как поход в торговый центр.

Как понять, что перед вами взрослый человек с расстройством аутистичного спектра?
Подобные люди общаются необычно – используют странные выражения и не всегда подходящие интонации, испытывают трудности с ведением диалога или ответом на вопросы, произносят монологи на одну и ту же тему, и не всегда к месту вставляют реплики. Часто аутисты не понимают сарказма, юмора или идиом, и производят непроизвольные шумы, такие как постоянное прочищение горла.

Кроме того, они обычно не поддерживают длительный зрительный контакт с собеседником, не понимают его мимику и язык тела, да и в принципе не рвутся к социальному взаимодействию.
Часто за ними можно заметить повторяющуюся речь.
И, конечно, им сложно понимать чувства других людей и выражать свои собственные.

Самый бросающийся в глаза признак аутизма – повторяющееся поведение. Это может выглядеть примерно так же, как у детей. Например: зацикливание на конкретной теме, вроде поездов и их расписания или одного исторического периода, постоянное или регулярное покачивание из стороны в сторону, выстраивание предметов определенным образом, и необходимость ежедневно следовать предсказуемому распорядку дня.

Звуки и запахи, на которые обычные люди не обращают внимания или даже не замечают, часто представляют из себя серьезную проблему для людей с РАС. Из-за обостренного восприятия они восприимчивы буквально ко всему, что может задействовать их органы чувств.

Для аутичного человека перерыв в обычной, привычной рутине неожиданное событие или попадание в шумную среду с большим количеством раздражителей может быть просто ошеломляющим. Такие ситуации нередко приводят к вспышкам гнева, разочарования, стресса или печали, что может ошибочно восприниматься окружающими как порочное поведение.

Примерно у 1 из 10 аутистов есть признаки синдрома саванта, при котором человек обладает экстраординарными способностями в определенной области. Такие таланты могут проявляться в игре на музыкальном инструменте, быстром вычислении сложных сумм или запоминание огромных объемов информации. 

Взаимодействие с людьми

Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.

В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.

Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.

С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.

Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.

Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.

Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.

Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.

Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседника, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.

Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.

Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.

Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.

Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:

  • неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
  • невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • сложности в определении чужой взгляд на вещи;
  • трудности с осознанием неписаных правил общения;
  • невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
  • не могут отличить правду ото лжи.

Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.

В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью. 

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это общее понятие, которое включает в себя целый ряд особенностей развития

Важно знать, что аутизм – это не болезнь, а расстройство, которое существенно отражается на всей жизни человека. Проявления его варьируются очень широко: одним людям требуется пожизненная поддержка, а другие вполне могут жить и работать самостоятельно

В некоторых случаях такие особенности проявляются уже в самом младенчестве, а в других – становятся более очевидными только по мере взросления.

Как правило, черты аутизма проявляются в раннем возрасте. 

Начинать подозревать аутизм у маленького ребенка можно, если:

  • он не лепечет к 12 и не произносит слов к 16 месяцам;
  • на разные звуки реагирует, а на разговор с ним – нет;
  • не смотрит в глаза; — все время пытается в определенном порядке выстраивать игрушки или предметы;
  • не хочет, чтобы его обнимали;
  • не играет с другими и в придуманные игры.

Про Артема

— Расскажите, когда впервые вы узнали, что у вашего сына аутизм? Как диагностировали расстройство?

— Проблемы в развитии появились, когда Артему исполнилось 10 месяцев. Заметили, что ребенок перестал идти на контакт, избегал смотреть в глаза. Пропали те первые слова, которые он к тому моменту уже умел говорить, а им на смену пришли истерики и бессмысленный лепет. Выработанные за первые месяцы жизни навыки утратились. Артем стал «залипать» на длинные мультфильмы, прекратил как-то общаться с нами, кроме визгов и криков.

Через полгода мы отправились на консультацию к неврологу, где нам ставили ЗПРР (задержка психоречевого развития), прописывали ноотропы, но слова «аутизм» мы не слышали. Это дало нам время на год успокоиться — вдруг рассосется. Не рассосалось.

В итоге через год, когда мы снова пошли в больницу, уже в выписках были слова, указывающие на аутизм («аутичное поведение», «аутистическое расстройство»). Но к этому моменту нам было уже понятно про аутизм у сына. В сети есть хороший скрининговый тест, его результаты явно указывали на проблемы.

При диагностике аутизма невролог сразу отправляет проверять слух. Также мы сделали МРТ, и там были видны органические изменения, которые мешали проводить сигналы по нейронным связям. И уже с этими выписками мы пошли вставать на учет в психоневрологический диспансер.

— То есть симптомы появились почти в год, а диагноз поставили, только когда ребенку было 2,5?

— Эта история не уникальна, и мы совершили ровно ту же ошибку, что и родители большинства других детей с аутизмом: мы упустили время, когда можно было уже формировать поведение ребенка.

Наше общество попросту не готово принимать детей с психическими расстройствами. В итоге многие родители готовы скрывать своих детей ото всех, включая официальную медицину, чтобы не прослыть родителями ненормального ребенка.

— А как вы и жена отреагировали на диагноз ребенка?

— Ушло много времени на принятие, были надежды, что перерастет. Сначала с моей стороны были попытки игнорировать проблемы. Но когда мы шли на обследование, мы уже знали, что у сына аутизм, и хотели помощи. Нельзя сказать, что это разом произошло: было всё нормально, а потом бах, у тебя ребенок с особенностями. Поэтому вся реакция, весь процесс принятия сильно растянут во времени.

В каких случаях можно подумать о наказании

Я настоятельно рекомендую сначала попробовать все перечисленные выше подходы, и только потом рассматривать любую форму наказания. Тем не менее, некоторые дети очень хорошо реагируют на разумные негативные последствия за определенное поведение. Например, если ваш внук зарабатывает жетоны за то, что говорит только спокойным и тихим голосом, вы можете начать снимать по одному жетону, когда он вокализирует и мешает окружающим

Однако данный подход нужно применять осторожно, и он работает далеко не со всеми детьми

Наконец, эффективность всех этих стратегий зависит от сотрудничества всех членов семьи и учителей ребенка. Очень полезно оставлять друг другу короткие сообщения в специальном «листе коммуникации», который ребенок носит в школу, домой, а также на другие занятия, если они у него есть. Это поможет всем, кто взаимодействует с ребенком быть в курсе того, что с ним происходит.

Аутисты не понимают шуток

Реймонд из «Человека дождя» упорно пытается разгадать загадку «Кто на первой базе?», не понимая, что у нее не может быть решения — потому что это не загадка, а анекдот. Кристофер из «Загадочного ночного убийства собаки» рассказывает:

Шелдон Купер тоже не всегда может распознать сарказм:

Наоки Хигасида

Комментарий по поводу чувства юмора Эма Келтера, мужчины с синдромом Аспергера:

      Эм Келтер

Роузи Кинг в своем выступлении на TED очевидно несколько раз (и с большим успехом) шутит. Но, в то же время, пример одного или нескольких человек в спектре, как и в любых других вопросах не может быть доказательством  того, что все аутичные люди понимают юмор и могут/любят шутить.

Про воспитание

— Как вы взаимодействуете с сыном?

— Если сказать одним словом, то наше взаимодействие — это сотрудничество. Я бы назвал сына ограниченно вербальным, речь только фразовая. Диалога полноценного нет. Но я могу ему спокойно дать бытовую инструкцию, например «Отнеси на кухню тарелку» или «Убери за собой одежду».

На мой «Привет» он ответит: «Привет, папа». Может попросить включить свет или достать что-либо. Попросить еду. Мы его часто провоцируем на активность, например, что-то сами едим у него на глазах. Он подходит, и, пока не скажет фразу «Я хочу что-то», не даем. По сути, это процесс его обучения.

— Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с Артемом?

— Самое сложное для меня — что он не может выразить свои переживания и желания. А нам сложно объяснить ему, почему что-то пошло не так. Но мы каждый раз методично, не спеша всё проговариваем. Раньше огромной сложностью был его язык общения — истерики. Без понимания, что это за поведение и как с ним работать, справиться было бы невозможно.

Это уже после мы научились работать с поведением. Сейчас практически нет истерик. И, пожалев его, мы не подкрепляем нежелательное поведение.

— Ходит ли ваш ребенок в садик? Если да, это специализированная или общая группа? И нужно ли детям с таким диагнозом ходить в специальную группу, на ваш взгляд?

— Сын ходит в общую группу в обычный садик на полдня, другого нет. Может, ходил бы и на весь день, но дневной сон у него отсутствует с двух лет.

Я считаю, все дети без агрессивного поведения должны ходить в общую группу, сами или с поддержкой тьютора. Если у ребенка есть агрессивное поведение, то с ним нужно работать и потом вводить в общую группу постепенно.

Что такое ASMR

АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция) — это, по данным Кембриджского словаря, приятное покалывание, которое люди чувствуют в ответ на звуковые и визуальные стимулы (шепот, движения кисти, жевание, скрежет, постукивания и т.д.). Это ощущение еще может сопровождаться чувством эйфории и расслаблением. В последние годы в сети Интернет поклонников этого веяния становится все больше.

Сам термин ASMR появился в 2010 году благодаря жительнице США Дженнифер Аллен. По словам девушки, однажды она смотрела видео о космосе и испытала необычные чувства в теле. Она пыталась понять, что же могло вызвать легкое щекотание в голове, которое появилось в результате увиденного видеоряда. Спустя некоторое время в одном из блогов нашла пост под названием «Странные, но приятные ощущения». Прочитав комментарии пользователей, она поняла, что и другие люди испытывают похожие чувства. Позже Дженнифер решила зарегистрировать группу в одной из социальных сетей и дала ей название ASMR Group.

За 12 лет интерес к ASMR вырос настолько, что сейчас на YouTube насчитывается не менее 500 тыс.каналов и столько же блогеров, которые создают ASMR-контент. За все это время они сняли около 25 млн видео. Да и социальными сетями АСМР-видео уже не ограничиваются. Крупные промышленные корпорации делают их частью своих рекламных кампаний, а некоторые СМИ выпускают видеоинтервью в жанре ASMR.

Бренд KFC запустил серию ASMR-роликов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Life events
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: